Вид учебного труда: работа с гофрированной бумагой (торцевание).
Объект труда: цветок из гофрированной бумаги.
Оборудование для учителя: магнитофон, диски с записями, рисунки детей, таблицы-инструкции по работе в технике торцевания.
На доске рисунок: цветок в горшочке, на цветке Дюймовочка. В начале урока картина закрыта.
Оборудование для учеников: гофрированная бумага, клей, кисточка, стержень от гелевой ручки, рамка, клеенка на рабочее место, тряпочка для промакивания.
Цели урока:
- развивать творческие способности детей, учить видеть прекрасное в окружающем мире и передавать это в своих работах;
- познакомить с особенностями работы с гофрированной бумагой, учить делать цветы из гофрированной бумаги с помощью стержня, аккуратно приклеивать лепестки цветка к картону;
- повторить сюжет сказки “Дюймовочка” Г.Х.Андерсена, выбор момента сказки для передачи его в своей работе;
- воспитывать аккуратность в работе.
Задачи:
- прививать любовь к труду:
- прививать элементарные знания и умения работать с бумагой, клеем и ножницами;
- приучать работать самостоятельно.
План урока.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Подготовка к практической работе. Инструкция по работе с гофрированной бумагой.
- Физкультминутка.
- Выполнение практической работы.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
(Звучит музыка “Лунная соната” Бетховена)
(На доске рисунок: цветок в горшочке, в цветке Дюймовочка. Рисунок закрыт бумагой).
Учитель.
Я столько лет жила одна,
Ничто меня не веселило.
Вокруг стояла тишина,
И одинокая луна
В ночи безрадостно светила.
Мне так хотелось, чтобы в дом
Ворвался звонкий смех ребенка,
Пусть все перевернет вверх дном,
Лопочет вечно об одном,
Но как нежна его ручонка,
Когда в порыве иногда
Она обхватит крепко шею…
Как быстро пронеслись года.
И я уже не молода,
Теперь я в чудо только верю.
В руке ячменное зерно,
Его колдунья мне вручила,
В горшочке прорастет оно,
Так, кажется, она учила.
Его полью из лейки я.
О, вижу тонкий стебелёчек,
Вдруг потянулся вверх, друзья,
И появился вмиг цветочек.
О, как прекрасен, сей цветок!
Коснусь слегка его руками.
Раскрылся нежный лепесток,
Я вижу дочку с ноготок,
С большими ясными глазами.
Побудь немного здесь, а я
Устрою домик для тебя.
Учитель.
Вы узнали, о ком идет речь.
Дети.
О Дюймовочке.
(Учитель открывает рисунок).
Учитель.
А кто написал сказку про Дюймовочку?
Дети.
Ганс Христиан Андерсен.
Учитель.
А вот начало сказки в стихах, которую я вам сейчас прочитала, написала коломенская поэтесса Тамара Прописнова.
Учитель. Кто знает, какие приключения ожидали Дюймовочку дальше?
Дети. Ее украла жаба, утащил к себе на дерево майский жук, спрятал в нору крот.
Только раненая ласточка, которой помогла Дюймовочка, отнесла ее на своих крыльях в сказочную страну, где было много цветов, и жили маленькие человечки-эльфы, с которыми она крепко подружилась и стала счастливой.
(Показ детских рисунков)
Учитель. А как вы думаете, с кем она еще там подружилась?
Дети. С бабочками, стрекозами, божьими коровками.
Учитель. Вот сегодня мы с вами сделаем цветы для этой волшебной страны, поселим в них добрых насекомых, с которыми Дюймовочка будет жить счастливо.
3. Подготовка к практической работе
Учитель.
С таким видом работы как торцевание вы уже знакомы. Скажите, что нам понадобится для работы?
Дети.
Цветная гофрированная бумага, нарезанная квадратиками, клей, кисточка, стержень.
Учитель.
Цветок мы будем делать в рамочке.
Давайте вспомним правила работы в технике торцевания.
- Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
- Тупой конец стержня поставьте на квадратик.
- Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.
- У вас получится трубочка – торцовочка. Поставьте ее на клей.
- Выньте стержень. Следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Ставьте торцовочки плотно друг к другу.
- Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
Цвет вашего цветка вы можете выбрать сами, это будет сказочный цветок для волшебной страны, в которую попала Дюймовочка.
Прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем зарядку.
4. Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
5. Практическая работа. Во время работы звучит музыка “Вальс цветов” Чайковского.
Учитель.
Если вы выполните работу по образцу, то это будет хорошо, но если вы что-то измените, дополните свою работу, то будет еще лучше.
Дети выполняют работу самостоятельно, учитель контролирует и помогает.
6. Физкультминутка
(по окончании практической работы).Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище назад, вперед).
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянулись),
Взвился вверх и полетел (машут руками).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется (покружиться)
Учитель.
– Чтобы нашей Дюймовочке не скучно было жить в стране цветов, давайте поселим в наши цветки насекомых.
Дети достают из конвертиков бабочек и божьих коровок и приклеивают на цветок (сзади у них двусторонний скотч).
7. Итог урока.
Дети свои работы выставляют у доски.
Учитель. А теперь расскажите о своих работах. Можно немного пофантазировать. Представьте, что у вас тоже есть крылышки и вы попали в страну цветов. Ваши впечатления и ощущения.
(Выступления детей).
Теперь наша Дюймовочка в такой стране цветов с друзьями будет жить долго и счастливо.
Стихи (конец сказки в стихах). Читает ученица.
Как замечательно вокруг:
Кругом цветы цветут,
Здесь эльфы дружные живут,
И птицы здесь поют.
Нашла я дом, друзей,
Мне с ними стало веселей.
Теперь есть крылья у меня
И я могу летать,
И над цветами целый день,
Как бабочка порхать.
Я среди бабочек, как средь подруг
С цветочка на цветок порхаю,
И лишь о маме с грустью я
Друзья, порою вспоминаю.
Учитель. Свои работы вы можете забрать домой, так как у вас у всех есть дома сказка про Дюймовочку, а значит, у каждого из вас в квартире живет сказочная девочка. А чтобы ей было не так одиноко, она может поселиться в вашем цветке и подружиться с вами и вашей бабочкой или божьей коровкой. Я хочу, чтобы вы всегда любили сказки и как можно дольше верили в чудеса.
Литература.
- Т.З.Прописнова “Круглый год нас праздник ждет”. Ярославль “Академия развития”. 2006.
- Сайт “Страна мастеров” http://stranamasterov.ru/technics/parting-off