Цель урока: Познакомить детей с Конституцией России, Конвенцией о правах ребенка, Всеобщей Декларацией о правах человека.
Задачи урока:
- Определить понятие “право”.
- Дать первоначальные правовые знания.
- Cформировать представление о правах и обязанностях школьника.
- Способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
- Воспитание у учащихся чувства гражданской ответственности.
Оборудование: мультимедийная установка.
На уроке используются: заготовленные рисунки учащихся, Конституция России.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя: давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).
И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (“Всеобщая декларация прав человека”: Феникс, 2004.). (Слайд 3).
Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). (Слайд 4).
В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (“Конституция РФ” Ростов-на-Дону: Феникс, 2012). (Слайд 5).
Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.
Некоторое время назад я просила вас подумать и порисовать на тему
“я имею право”. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вы подготовили рисунки, а я выписала и напечатала на листочках некоторые права из Конвенции о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Давайте попробуем соединить их вместе. А то, что получиться я прошу вас вывешивать на доску в два столбика:
Игра: “Разрешается” “Запрещается” (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010). (Слайд 6).
Выбор надписей:
Дети выходят к доске со своими рисунками, выбирают одну из надписей, прикрепляют к рисунку, вывешивают на доску.
Молодцы, вы отлично справились. Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети читают оба столбика.
На последнее право я хочу обратить особое внимание: “Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному обращению”– так записано в Декларации о правах человека.
Мы все люди разные. Можем совершать как хорошие поступки, так и плохие. Совершали ли вы плохие поступки? А хорошие?
Дети рассказывают.
Мы с вами живем не одни, не в лесу, а среди людей. Поэтому очень важно научиться различать хорошее и плохое, принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение при общении с другими людьми.(Слайд 7).
Задание: Я предлагаю вам посовещаться со своим соседом по парте и придумать 1-2 правила для того, чтобы вам было комфортно общаться друг с другом.
Ребята совещаются, через 1-2 минуты говорят, что у них получилось. В результате получаются правила:
- Умейте выслушать не перебивая.
- Умейте признать, что были не правы.
- Помогайте товарищу, старайтесь договориться.
- Говорите всегда только правду.
- Радуйтесь успеху товарища.
- Дал слово – сдержи его, дал обещание – выполни.
Всегда ли вы выполняете эти правила? Теперь надо постараться выполнять, ведь вы сами их придумали, а слово надо держать.
Обсуждение ситуации:
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
– Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
Ответы детей.
Давайте еще раз повторим права детей в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (“Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Дети читают выдержки из “Конвенции…”, напечатанные на листочках.
Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.
- Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.
- Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание,
- жилище и медицинское обслуживание.
- Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны семьи, а при их отсутствии – также со стороны правительства.
- Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.
- Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
- Дети должны научиться жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.
Психотренинг (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010):
Все встают в круг. Учитель объясняет задание: глядя друг другу в глаза, надо сказать “я уважаю твое право на… и не стану тебе мешать…”. Собеседник благодарит и продолжает. Например, “я уважаю твое право на собственное мнение и не буду тебя перебивать.” Игра идет по кругу.
Мы говорили, что в Конституции прописаны не только права, но обязанности. Подумайте, какие обязанности есть у школьников. Дети перечисляют, добавляют друг друга.
- Уважать родителей и близких людей. (Слайд 8).
- Культурно ввести себя в семье, классе, в школе и за их пределами.
- Ходить опрятными, аккуратными.
- Выполнять устав школы.
А зачем придумали обязанности?
Дети отвечают.
Подведение итогов:
- Что нового вы узнали?
- В каких документах прописаны ваши права и обязанности?
- Что вам больше всего запомнилось?
Дети читают стихи (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010): (Слайд 9).
1.Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.2.Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.3.Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.4.Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.5.Главное для всех на свете это – мама, дом, семья.
Не обижайте близких, дети – это лучшие друзья.6.Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,
Но знаем, важно делать то, что благо для других.
(Слайд 10).
Список литературы:
- “Права ребенка” Е. С. Шабельник М.: Феникс, 2007.
- “Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010.
- “Конституция РФ” Ростов-на-Дону: Феникс ,2012.
- “Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005.
- “Всеобщая декларация прав человека”: Феникс, 2004.
- “Воспитание школьников” журнал 2003 г. №10, 2005 г. № 5.