Классный час в 4-м классе "Имею право"

Разделы: Классное руководство


Цель урока: Познакомить детей с Конституцией России, Конвенцией о правах ребенка, Всеобщей Декларацией о правах человека.

Задачи урока:

  1. Определить понятие “право”.
  2. Дать первоначальные правовые знания.
  3. Cформировать представление о правах и обязанностях школьника.
  4. Способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
  5. Воспитание у учащихся чувства гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийная установка.

На уроке используются: заготовленные рисунки учащихся, Конституция России.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя: давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (“Всеобщая декларация прав человека”: Феникс, 2004.). (Слайд 3).

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). (Слайд 4).

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (“Конституция РФ” Ростов-на-Дону: Феникс, 2012). (Слайд 5).

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

Некоторое время назад я просила вас подумать и порисовать на тему

“я имею право”. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Вы подготовили рисунки, а я выписала и напечатала на листочках некоторые права из Конвенции о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Давайте попробуем соединить их вместе. А то, что получиться я прошу вас вывешивать на доску в два столбика:

Игра: “Разрешается” “Запрещается” (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010). (Слайд 6).

Выбор надписей:

Дети выходят к доске со своими рисунками, выбирают одну из надписей, прикрепляют к рисунку, вывешивают на доску.

Молодцы, вы отлично справились. Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети читают оба столбика.

На последнее право я хочу обратить особое внимание: “Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному обращению”– так записано в Декларации о правах человека.

Мы все люди разные. Можем совершать как хорошие поступки, так и плохие. Совершали ли вы плохие поступки? А хорошие?

Дети рассказывают.

Мы с вами живем не одни, не в лесу, а среди людей. Поэтому очень важно научиться различать хорошее и плохое, принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение при общении с другими людьми.(Слайд 7).

Задание: Я предлагаю вам посовещаться со своим соседом по парте и придумать 1-2 правила для того, чтобы вам было комфортно общаться друг с другом.

Ребята совещаются, через 1-2 минуты говорят, что у них получилось. В результате получаются правила:

  • Умейте выслушать не перебивая.
  • Умейте признать, что были не правы.
  • Помогайте товарищу, старайтесь договориться.
  • Говорите всегда только правду.
  • Радуйтесь успеху товарища.
  • Дал слово – сдержи его, дал обещание – выполни.

Всегда ли вы выполняете эти правила? Теперь надо постараться выполнять, ведь вы сами их придумали, а слово надо держать.

Обсуждение ситуации:

Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”

– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

– Почему обижали маленького утенка?

– Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?

Ответы детей.

Давайте еще раз повторим права детей в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (“Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005). Дети читают выдержки из “Конвенции…”, напечатанные на листочках.

Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.

  • Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.
  • Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание,
  • жилище и медицинское обслуживание.
  • Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны семьи, а при их отсутствии – также со стороны правительства.
  • Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.
  • Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  • Дети должны научиться жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.

Психотренинг (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010):

Все встают в круг. Учитель объясняет задание: глядя друг другу в глаза, надо сказать “я уважаю твое право на… и не стану тебе мешать…”. Собеседник благодарит и продолжает. Например, “я уважаю твое право на собственное мнение и не буду тебя перебивать.” Игра идет по кругу.

Мы говорили, что в Конституции прописаны не только права, но обязанности. Подумайте, какие обязанности есть у школьников. Дети перечисляют, добавляют друг друга.

  • Уважать родителей и близких людей. (Слайд 8).
  • Культурно ввести себя в семье, классе, в школе и за их пределами.
  • Ходить опрятными, аккуратными.
  • Выполнять устав школы.

А зачем придумали обязанности?

Дети отвечают.

Подведение итогов:

  • Что нового вы узнали?
  • В каких документах прописаны ваши права и обязанности?
  • Что вам больше всего запомнилось?

Дети читают стихи (“Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010): (Слайд 9).

1.Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.

2.Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

3.Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.

4.Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.

5.Главное для всех на свете это – мама, дом, семья.
Не обижайте близких, дети – это лучшие друзья.

6.Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,
Но знаем, важно делать то, что благо для других.

(Слайд 10).

Список литературы:

  1. “Права ребенка” Е. С. Шабельник М.: Феникс, 2007.
  2. “Классные часы” 3 кл.-2-е изд., переработанное и дополненное. Авторы-составители Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина М.: ВАКО, 2010.
  3. “Конституция РФ” Ростов-на-Дону: Феникс ,2012.
  4. “Конвенция о правах ребенка”: Феникс, 2005.
  5. “Всеобщая декларация прав человека”: Феникс, 2004.
  6. “Воспитание школьников” журнал 2003 г. №10, 2005 г. № 5.

Презентация