Тема урока "О, если б совесть уберечь!" 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Тема урока: “О, если б совесть уберечь!”

(Урок – исследование.)

Цель урока:

– совместить урок грамматики и правописания с уроком нравственности;

– формировать умения и навыки, необходимые, чтобы правильно, точно и выразительно говорить; читать и писать;

– совершенствовать устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей;

– достигнуть воспитательно-образовательного эффекта на уроке.

Оборудование:

картинка “лодка с парусом”, индивидуальные карточки с текстом, “коробочка” – словарь, пословицы и поговорки приготовленные учащимися, словари: орфографический, антонимов, толковый.

   

Ход урока

Определение темы урока.

Минута чистописания.

– Пожалуйста вспомните, ребята.

– Что такое речь?

– Какая бывает речь?

– Для чего изучаем русский язык? (развиваем устную и письменную речь)

– Для чего мы развиваем свою речь? (для общения, чтобы нас понимали и мы понимали, т.к. наша жизнь – общение)

– Внимательно рассмотрите буквы, попробуйте прочитать слово с которым мы будем работать на уроке. (Слово “совесть” спрятано среди многих букв.)

На доске:

сасгрмвтсовестьолоклмчо

– В каком словаре мы можем найти правильное написание этого слова?

(Работаем с орфографическим словарём.)

– Как в словаре найти это слово?

– Итак, тема нашего урока

На доске:

“О, если б совесть уберечь!”

– Эти слова взяты из стихотворения поэта Романова.

На доске:

“О, если б совесть уберечь,
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непокорностью бесстрастной
Дышали дело, мысль и речь.”

Записываем в тетрадь.

Лексический анализ слова.

– Что обозначает слово “совесть”?

– Давайте в нашей “ коробочке” – словаре прочитаем, что обозначает слово “совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение, оценка своих поступков).

– Какой словарь нам поможет определить значение слова “совесть”? (Выставляем на доску толковый словарь).

– Охраняет ли совесть человека от плохих поступков?

– Винят ли себя люди за плохие поступки?

– Одобряют ли за хорошие? (Лучше остерегаться плохих поступков, чтобы не чувствовать угрызения совести).

– Как вы думаете, у каждого ли человека есть совесть?

(Совесть должна быть у каждого человека, но в жизни встречаются и бессовестные люди. Очень жаль таких людей).

– Как вы считаете, совесть хорошее чувство? – Когда человека мучает совесть? На доске:

Радость, красноречивый, печаль, горе, молчаливый, симпатичный, обида, жалость, юмор, голубоглазый, стыд, совесть, гордость.

– Прочитайте слова и перечислите, какие чувства присущи человеку?

– Запишите в тетради слова, которые называют чувства человека.

– Как проявляется чувство радости? (удовлетворение, удовольствие).

– А такое чувство, как стыд? (смущение, раскаяние за свои поступки).

– Посмотрите на слова и скажите, какой частью речи они являются? (Существительные).

– Давайте подберём к слову “совесть” однокоренные слова.

– Какие слова называются однокоренными?

На доске:

Совесть, стыд, бессовестный, совестно, совестливый.

– Из выписанных ранее слов определите, какое чувство близко по значению к слову совесть? (стыд)

– Как называются эти слова в русском языке?

– В каком словаре можно найти это слово? (На доску выставляется словарь синонимов).

– Прочитайте пословицы подтверждающие близость этих понятий.

На доске:

  1. В ком стыд, в том и совесть.
  2. Есть совесть, есть и стыд.
  3. Есть совесть – есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

– Запишите 3-ю пословицу.

– Как назвать человека, которому присуще чувство совести? (совестливый).

– Как назвать человека, которому присуще чувство стыда? (стыдливый)

Работа с текстом.

“Совесть” А.П.Гайдар (отрывок). У каждого ученика индивидуальная карточка с текстом.

“... Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.”

– Прочитайте отрывок из рассказа А.П.Гайдара “Совесть”,

– Что мы с вами прочитали? (Текст).

– Почему это текст? (Предложения связаны...)

– Какой это текст? (Повествование) .

– Что объединяет предложения? (Тема).

– Какова тема текста? (Совесть).

– Какова главная мысль текста?

– В каком предложении заключена главная мысль? (И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть).

– Объясните, как вы поняли “тяжело на сердце”? (В русском языке это называют – крылатые слова. Слова так крепко взялись за руки и полетели неразрывно по свету).

– Как сказать иначе тяжело на сердце?

– С чем можно сравнить? (Тяжёлая ноша, тяжёлый камень...).

– Что делала совесть Нины с её сердцем?

– Как понять “беспощадная”? (Не знающая пощады, жестокая, безжалостная).

– Запишем в тетради (и на доске) предложение (комментирующее письмо.)

На доске появляется предложение:

Сердце Нины грызла беспощадная совесть.

– Подчеркните основу предложения. (Совесть грызла).

– Как вы поняли?

– О ком можно сказать – грызла? (Белка...). (Скрытое сравнение. Совесть, как белка может грызть. В русском языке это называется олицетворение, т.е. как живая. В старших классах узнаете, что олицетворение – часть метафоры.) – Дома вы подбирали пословицы о совести. Какие пословицы подходят к мысли, выраженной в предложении? (Совесть без зубов, а грызёт. Есть слезы – есть и совесть).

Сочинение-миниатюра.

На доске:

“Совесть”

1 часть. Что такое совесть?
2 часть. Для чего человеку необходимо это чувство?
3 часть. Народная мудрость?

– Давайте составим 1-е предложение.

На доске:

Совесть – это одно из чувств человека.

Далее самостоятельная работа. Проверка!

Работа со скороговоркой. Послушайте скороговорку.

“Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.”

– Что такое парус? К какому словарю обратимся? (Обратимся к толковому словарю).

(Укреплённый на мачте судна большой кусок плотной ткани, предназначенный для приведения судна в движение при помощи ветра. Преобразует энергию ветра в ...) На доске картинка “корабль с парусом”.

– Как понять “сшит на совесть”?

Проговорите скороговорку.

Составление словосочетаний.

На доске:

  • На совесть.
  • Против совести.
  • На его совести.
  • Без зазрения совести.
  • Со спокойной совестью.
  • По совести.

– Ребята, я читаю вам предложение, а вы заменяете его близким по смыслу словосочетанием.

1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.

5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

– О человеке, который так поступает в народе создано немало пословиц. Какие?

(У него совесть дырявое решето. Волосом сед, а совести нет).

– А как люди возмущаются неблаговидным поступком?

(И как только у него совести хватило! Ни стыда, ни совести!...)

6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так как следовало поступить, то говорят...

(Поступок на его совести).

Вопросы без ответа вслух.

– Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

– Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

– Было ли стыдно за свои поступки?

– Всегда ли вы поступали по совести?

Определить связь слов.

– Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство человеческой души. С какими из этих слов может сочетаться слово – совесть?

Докажите с помощью примеров.

На доске:    
Хитрость   справедливость
Жестокость   доброта
Искренность СОВЕСТЬ благородство
Честность   лживость
Скромность   достоинство

Итог урока.

– Итак, мы сегодня поговорили о совести.

Я надеюсь, что ваши дела, поступки, мысли и слова будут всегда оцениваться вашей совестью. Помните, совесть – верный контролёр.