Главной целью работы на любой ступени обучения является достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, т.е. рабочее владение им, дающее студентам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка. В большой степени реализации этой цели способствует использование технологий личностно-ориентированного подхода. Это означает учет интересов и волнующих студентов проблем, что проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала, в том числе с помощью Интернета. Интересной в этом плане считаю тему “Повседневная жизнь. Условия жизни”.
Коммуникативная компетенция выступает как цель обучения иностранным языкам и чтобы ее сформировать вне языковой среды, важно создать такие условия, чтобы заставить студента мыслить, рассуждать, решать проблемы. Самостоятельная работа как форма организации деятельности студентов наилучшим образом способствует созданию таких условий и является основой для студентов на уроке.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Самостоятельная работа помогает развить такие способности студентов как воля, т. е. умение употребить освоенные способы организации мышления и деятельности в практическом действии; рефлективность – как способность критически оценивать свои действия и переорганизовывать их при необходимости; гибкость – как восприимчивость к многообразию и способность действовать в меняющихся обстоятельствах.
В процессе этой работы студенты осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют ранее изученное. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. В центре – мысль, а язык – средство выражения мысли.
Толчком для начала самостоятельной работы, как акта мыследеятельности, в идеале должна быть проблема, проблематизация. В данном случае – осознание отсутствия или недостатка необходимых средств для решения задачи. Студент сам определяет и анализирует средства для выполнения задания, осуществляет самоконтроль и оценивает результаты своей деятельности.
Обучение иностранному языку носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство.
На первом уроке студенты выполняют фонетические и лексические упражнения, позволяющие активизировать лексику по теме. Преобладающим видом речевой деятельности на первом уроке является говорение. Поэтому подобраны соответствующие упражнения, направленные на формирование и развитие различных речевых функций.
Второй урок нацелен на совершенствование навыков чтения.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который используется как средство обучения смежным речевым и языковым навыкам. Чтение способствует более полному усвоению речевого и языкового материала. Текст является одной из основных учебно-методических единиц обучения. Для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, необходимо научить учащихся различным приемам оперирования текстом.
В основу этих приемов положены речевые умения, такие как извлечение информации из текста, использование полученной информации в зависимости от поставленной задачи.
Аудирование как рецептивная деятельность представляет собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений). В результате анализа и синтеза значений всех этих единиц происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись, иными словами, наступает смысловое понимание, позволяющее слушающему прийти к определенному умозаключению.
Сформированность аудитивных умений позволяет воспринимать как монологические, так и диалогические тексты, частично адаптированные тексты различной жанровой принадлежности, экспрессивной окрашенности. Выступая в учебно-воспитательном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно-коммуникативной, роли выполняет и педагогические функции. Оно стимулирует речевую деятельность студентов, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства студентов с новыми языковым, речевым и культуроведческим материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью, повышает эффективность обратной связи и самоконтроля.
Письмо – сложный вид речевой деятельности. Наряду с тем, что письмо часто используется как средство обучения другим видам речевой деятельности и как средство контроля усвоения материала и сформированности речевых умений, письмо является также одной из целей обучения иностранному языку.
На соответствующих уровнях владения языком обучение письму имеет разные задачи. Последовательность обучения письменной речи заключается в постепенном усложнении содержания, увеличения объема, в умении варьировать языковые средства. Для этого у студентов должны быть сформированы общие умения, такие как: умение использовать текст в качестве опоры для составления собственного письменного высказывания, умение проверять собственные тексты, а также компенсационные умения, такие как: умение перефразировать высказывание, умение строить из сложных фраз простые предложения, умение расширить или сократить письменный текст.
Параллельно с лексической темой идет освоение грамматики. В данной теме – это оборот there is\are. Дается задание, которое кажется простым – описать комнату, употребляя данную конструкцию. Здесь опять возникает проблема нехватки грамматических средств. Поэтому студенты начинают самостоятельную работу по поиску и переработке грамматического материала.
Студент работает со справочными пособиями, использует имеющиеся знания, консультируется с другими студентами и с преподавателем. По завершении работы каждый объясняет принцип построения конструкции. Исследуя грамматику языка, студенты самостоятельно выстраивают систему понятий. Далее для закрепления идет работа по определению закреплению изученного материала
При такой организации работы с учебным материалом урок является формой консультирования, экспертной оценки проделанной работы, местом, где происходит коммуникация не только на языке, но и о языке. А предметный материал – средством для развития ключевых компетенций.
Урок № 1 (Говорение)
Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков
Вид урока: практическое занятие
Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков говорения.
Цель образования: развитие умения говорить (диалогическая и монологическая речь).
Задачи урока:
– образовательные: совершенствование грамматических навыков говорения и аудирования; развитие речевых умений в диалогической и монологической речи; закрепление знаний лексики по теме; усиление мотивации изучения английского языка.
– воспитательные: формирование адекватного отношения к образу жизни и нормам поведения в стране изучаемого языка.
– развивающие: формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков самостоятельной работы; развитие внимания, наблюдательности; развитие коммуникативных умений и навыков.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Грамматический материал: конструкция there is \ are, указательные и неопределенные местоимения.
Лексический материал: лексика по теме “Дом”.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, грамматические таблицы, дидактический материал.
Ход урока
Этап урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Материалы \ форма работы |
1. Организационный этап. (5 минут) | Приветствие Отметка отсутствующих Проверка рабочих мест Сообщение темы и целей урока Фонетическая зарядка |
– Приветствие
– Выполнение фонетического упражнения |
Фронтальная \ Приложение 1 |
2. Основной этап.
(28 минут) |
Лексические упражнения. – Write the words in the correct column (Заполните таблицу, используя предложенные слова).
– Answer the question. What’s in your living room? (Ответьте на вопрос “Что у вас находится в гостиной?”) – Helen has a new flat. Describe her living room using the picture (Опишите новую квартиру Хелен, глядя на фотографию). 2. Грамматические упражнения – Study grammar rules using the table (Изучите грамматическое правило, используя таблицу). – Ask and answer questions about these thing (задайте и ответьте на вопросы, используя следующие слова). – Look at the picture of Helen’s living room. Complete the sentences with a preposition (Завершите предложения, опираясь на картинку). 3. Аудирование – This is the kitchen in Helen’s new flat. Describe it. (Опишите кухню в новой квартире Хелен, используя фотографию.)
– Listen and complete the conversation between Helen and her friend, Bob. (Прослушайте разговор Хелен и ее друга Боба и завершите предложения)
– What is there is your kitchen? How is your kitchen different from Helen’s? (Ответьте на вопросы “Что находится у нас на кухне?, Чем ваша кухня отличается от кухни Хелен?) 4. Работа с диалогом. – Paul, Jenny, and their two children wan a cottage for their summer holiday. Read the advertisement, then complete the conversation. (Пол и Дженни решили снять коттедж на лето. Прочитай объявление, затем завершите диалог) 4. Повторение грамматики. – Look at the table and say what the difference between the sentences is and when we say some, any. (Посмотрев на таблицу, объясните разницу между предложениями и определите, когда мы употребляем местоимения some, any.) 5. Закрепление грамматики – Complete the sentences with this, that, these or those (Завершите предложения, используя указательные местоимения) – Complete the sentences with some or any (Завершите предложения, используя неопределенные местоимения) – Match the conversations and pictures. (Соотнесите диалоги и картинки) – Complete the sentences with this, these, it, they, those, that. (Завершите предложения, используя местоимения) 5. Аудирование – Pierre is a Frenchman on business in Boston. Listen to him describe what’s in his briefcase. Tick (×) the things in it. (Пьер – французский бизнесмен, который приехал в командировку в Бостон. Послушайте его описание того, что находится у него в портфеле. Отметьте те вещи, которые услышите.) |
– Заполняют таблицу
– Отвечают на вопрос – Описывают фотографию комнаты -Индивидуально изучают правило -Задают и отвечают на вопросы – Выполняют грамматическое упражнение – Каждый говорит по предложению, используя изученный оборот. – Выполняют упражнение во время прослушивания диалога. – Отвечают на вопросы.
– Читают объявление и работают с диалогом. – Объясняют грамматическое правило
-Выполняют грамматическое упражнение – Выполняют грамматическое упражнение – Соотносят – Выполняют грамматическое упражнение – Слушают запись и выполняют упражнение |
Самостоятельная индивидуальная работа \ приложение 2 Фронтальная Групповая \ приложение 3
Самостоятельная \ приложение 4 Парная \ приложение 5 Самостоятельная \ приложение 6
Фронтальная \ приложение 7
Самостоятельная \ приложение 8
Фронтальная
Самостоятельная \ приложение 9
Самостоятельная \ приложение 10
Индивидуальная \ приложение 11 Индивидуальная \ приложение 12 Парная \ приложение 13 Индивидуальная \ приложение 14
Самостоятельная \ приложение 15 |
3. Самостоятельная работа (7 минут) | Tick (×) the correct sentences and explain. (Выберите правильный вариант предложения и объясните свой выбор) | Выполняют самостоятельную работу | Самостоятельная \ приложение 16 |
4. Домашнее задание (3 минуты) | Answer the following questions
|
Записывают вопросы | |
5. Завершающий этап (2 минуты) | – Подведение итогов. – Выставление оценок. – Прощание. |
Урок № 2 (Чтение)
Работа с текстом проводится в три этапа: предтекстовой, текстовой и послетекстовой.
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и понятиями, упоминаемыми в тексте. На данном этапе используются ответы на вопросы, лексическое упражнение, “мозговой штурм”.
Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный во времени и включает несколько заданий: ответы на вопросы, верные \ неверные утверждения. данные задания позволяют провести проверку понимания прочитанного.
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением, т.е. студенты применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий используются: мини-диалоги, выражение собственного мнения о прочитанном.
Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков
Вид урока: практическое занятие
Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков чтения.
Цель образования: развитие умения читать с извлечением полной информации.
Задачи урока:
– образовательные: совершенствование умения полно и точно понимать текст; умение ориентироваться в лингвистических особенностях английского языка; умение анализировать отдельные места текста.
– воспитательные: воспитание толерантности, повышение мотивации к изучению иностранного языка.
– развивающие: развитие навыков говорения,
Лексический материал: лексика по теме “Дом”.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, грамматические таблицы, дидактический материал.
Ход урока
1. Этап урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Материалы \ форма работы |
2. Организационный этап. (5 минут) | – Приветствие – Отметка отсутствующих – Проверка рабочих мест – Сообщение темы и целей урока – Фонетическая зарядка |
– Приветствие – Выполнение фонетического упражнения |
Фронтальная \ приложение 17 |
3. Проверка выполнения домашнего задания (3 мин.) | – Проверка ответов на вопросы | – Отвечают на вопросы | Фронтальная |
4. Основной этап (33 мин.) | 1. Предтекстовой этап: лексическое упражнение
-Write the words in the correct place on the picture. What other things are there on a plane? (Используя картинку, распределите данные слова в правильном порядке) 2. Текстовой этап: работа с текстом. – Read about Joanne Ussery and answer the questions. (Прочитайте текст и ответьте на вопросы) 3. Послетекстовой этап: упражнение на проверку понимания – Are the sentences true or false? (Решите, верны или не верны следующие утверждения) – Work with the partner. Ask and answer questions about Joanne’s home. (Работая в паре, задайте вопросы о доме Джуанны и ответьте на них) – What do you like about Joanne’s home? What don’t you like? (Выразите свое мнение по поводу дома Джуанны) |
– Выполняют упражнение
– Читают текст и отвечают на вопросы – Выполняют упражнение – Задают вопросы и отвечают на них в парах – Высказывают свое мнение |
Парная \ приложение 18
Самостоятельная \ приложение 19
Групповая \ приложение 20 Парная \ приложение 21 Фронтальная |
5. Домашнее задание (2 мин.) | Сообщает домашнее задание (выучить новые слова) | Записывают задание | |
6. Завершающий этап (2 мин.) | – Подведение итогов – Выставление оценок – Прощание |
Урок № 3 (Аудирование)
Обучение аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности предполагает: а) понимание основного содержания аудиотекста; б) извлечение необходимой информации для решения коммуникативных задач; в) полное понимание аудиотекста. Целесообразно использовать аутентичные и частично аутентичные материалы. Это служит развитию языковой догадки и обогащению словарного запаса учащихся, как активного, так и пассивного.
После первого предъявления текста проводится проверка понимания, а второму предъявлению предшествует новая установка, ориентирующая на более полное извлечение информации.
Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков
Вид урока: практическое занятие
Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков аудирования.
Цель образования: развитие умения аудировать (воспринимать речь на иностранном языке на слух).
Задачи урока:
– образовательные: совершенствование коммуникативных знаний и умений (восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание).
– воспитательные: формирование у студентов самостоятельности, толерантности и уважения к другим нациям и культурам, способности к успешной самореализации.
– развивающие: использование вербальных опор, развитие способности к групповому общению.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, магнитофон, дидактический материал.
Ход урока
Этап урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Материалы \ форма работы |
1. Организационный этап. (5 минут) | – Приветствие. – Отметка отсутствующих. – Проверка рабочих мест. – Сообщение темы и целей урока. – Фонетическая зарядка. |
– Приветствие – Выполнение фонетического упражнения |
Фронтальная \ приложение 22 |
2. Проверка домашнего задания (5 мин.) | -Опрашивает студентов | Рассказывают выученные слова | Индивидуальная |
3. Основной этап (31 мин.) | 1. Лексическое упражнение – Match the places and the photos. What do you know about them? (Соотнесите названия городов и фотографии. Что вы знаете об этих местах?) 2. Первое прослушивание – Listen to the some people from these places. (Прослушайте высказывание людей, проживающих в этих местах) 3. Второе прослушивание – Listen to people once more and complete the chart. (Прослушайте высказывания еще раз и заполните таблицу) |
– Отвечают на вопросы. – Слушают запись первый раз, выписывая ключевые слова. – Слушают второй раз и заполняют таблицу |
Фронтальная \ приложение 23 Самостоятельная \ приложение 24
Самостоятельная \ приложение 25 |
4. Домашнее задание (2 мин.) | – Write the paragraph about where you live. (Опишите свой дом). | Записывают домашнее задание | |
5. Завершающий этап (2 мин.) | – Подведение итогов. – Выставление оценок. – Прощание. |
Урок № 4 (Письмо)
Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков
Вид урока: практическое занятие
Методическая цель: создание условий для совершенствования навыков письма.
Цель образования: развитие умения письма.
Задачи урока:
– образовательные: совершенствование грамматических навыков письма; развитие коммуникативных навыков письма; закрепление знаний лексики по теме; усиление мотивации изучения английского языка.
– воспитательные: воспитание личности студента на основе общечеловеческих ценностей.
– развивающие: развитие способности к общению, логического мышления.
Грамматический материал: союзы and, so, but, because в сложных предложениях.
Лексический материал: лексика по теме “Дом”.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, дидактический материал.
Ход урока
Этап урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Материалы \ форма работы |
1. Организационный этап. (5 минут) | – Приветствие. – Отметка отсутствующих. – Проверка рабочих мест. – Сообщение темы и целей урока. – Фонетическая зарядка. |
– Приветствие – Выполнение фонетического упражнения |
Фронтальная \ приложение 26 |
2. Основной этап (38 мин.) | 1. Повторение грамматики – Study the grammar rule. (Изучите грамматическое правило). 2. Выполнение упражнения на закрепление грамматики. – Complete the sentences with and, so, but, because. (завершите предложения, используя следующие союзы). 3. Работа с лексикой. – Look at the picture and write the words in the correct place. (Посмотрите на картинку и соотнесите) – Match a verb in A with a line in B. (Соотнесите колонки в таблице) 4. Работа с текстом-опорой. – Read the text. (Прочитайте текст) 4. Совершенствование навыков письма – Write a similar description of your house or flat in about 100 words. (Опишите свой дом или квартиру в 100 словах, используя текст-образец) |
– изучают грамматическую таблицу – Выполняют упражнение – Соотносят слова и картинки. – Соотносят колонки A и B. – Читают текст, работая со словарем. – Описывают свой дом или квартиру |
индивидуальная \ приложение 27
самостоятельная \ приложение 28 Самостоятельная \ приложение 29 Самостоятельная \ приложение 30 Фронтальная \ приложение 31
Самостоятельная |
3. Завершающий этап (2 мин.) | Подведение итогов – Выставление оценок – Прощание |
Урок № 5 (Самостоятельная работа)
Тема урока: Повседневная жизнь. Условия жизни.
Тип урока: урок проверки и оценки ЗУН
Вид урока: самостоятельная работа
Цель урока: проверка и оценка ЗУН
Задачи урока:
– образовательные: закрепление лексических и грамматических знаний по теме
– воспитательные: воспитание личности студента на основе общечеловеческих ценностей.
– развивающие: развитие способности к самостоятельной работе, логического мышления.
Лексический материал: лексика по теме “Дом”.
Ход урока
Этап урока (время) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Материалы \ форма работы |
Организационный этап. (5 минут) | – Приветствие. – Отметка отсутствующих. – Проверка рабочих мест. – Сообщение темы и целей урока. |
– Приветствие | |
Основной этап (38 мин.) | Преподаватель делает установку на выполнение
самостоятельной работы Преподаватель объясняет задания самостоятельной работы Раздает варианты самостоятельной работы |
– Выполняют задания самостоятельной работы в соответствии со своим вариантом | Самостоятельная \ приложение 32 |
Завершающий этап (2 мин.) | Подведение итогов – Выставление оценок |