ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Система сенсорного воспитания была разработана советскими учеными, педагогами и психологами А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.
Определила задачи:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Условия. Игры использовала не только на занятиях, но и в совместной деятельности, индивидуальной работе, также давала использовать родителям дома.
Работу с детьми строила на основе принципов:
Принцип системности – игры проводила на занятии и в свободной деятельности, постепенно усложняя задания.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета, кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» давался голубой: дети часто путали его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом дала представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками я проводила, сопоставляя светло-синий и голубой цвета, устанавливая их различие. Усвоение спектральной последовательности позволило определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей учила различать четыре-пять оттенков по светлоте. Обращала их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).
Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. Начала знакомство детей с основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее вводила новые фигуры, знакомила детей с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное – чтобы дети могли различать их.
Овладение эталонами величины у детей моей группы вызвало больше затруднений, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Предмет мы оценивали как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления обозначали простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «поменьше», «самый маленький»). Мы сначала сравнивали три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов. Обучала детей обследованию формы предмета, учила видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей, и отдельные дополнительные детали. Для упрощения восприятия формы сложной структуры учила детей зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображал на листе бумаги дом, он рисовал сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.
Использую в работе игры с различными усложнениями. Организую игры с целью обучения детей мыслить. Например, в дидактической игре: «Чудесный мешочек» дети младшей группы вынимая из мешочка предмет называют его, определяют форму. Дети средней группы на ощупь определяют геометрическую фигуру называют ее и находят на столе такой же предмет.
В связи со спецификой занятий и дидактических игр по сенсорному воспитанию (большое количество материала, больше предъявлений их детям) с особой остротой встает вопрос о принципе индивидуальности. Прежде всего, я работала индивидуально с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми. Занимаясь с такими детьми индивидуально, я помогала им усвоить необходимые знания и умения, развивала способность управлять своими психическими процессами. Проводила игры контрольно – диагностического характера, чтобы определить уровень усвоения материала, вовремя выявить проблемы.
Во время дидактических игр дети младшего дошкольного возраста допускают много ошибок. Даю ребенку возможность самому исправить ошибку (посмотри внимательно, так ли ты все сделал, верно, ли наложил фигуру или картинку.) Если ребенок затрудняется, исправляю ошибку сама и поясняю, в чем она заключается. Если ошибку делает несколько человек – это свидетельствует о трудностях в овладении, тогда уже сама анализирую ошибку и помогаю детям так разобраться, чтобы никто из них больше не ошибался. Психологический комфорт при проведении дидактических игр и упражнений прямо связан с тактичностью воспитателя к допускаемым детьми ошибкам.
При организации дидактических игр особое внимание уделяю воспитанникам, имеющим ярко выраженные способности. Так, например, в дидактической игре «Три квадрата» более сильным детям давала соотнести не три предмета, а пять. У ребенка, который затруднялся в выполнении задания, спрашивала: «Какой квадрат нужно положить первым? Правильно, большой, потом какой?» и т.д.
Принцип идентификации, то есть установления тождества какого - либо качества воспринимаемого объекта эталону. Дети сравнивали различные предметы между собой, выясняли, одинаковые ли они (по какому – либо критерию). Работу в младшей группе, я начала с ознакомления с шестью цветами спектра и их названиями. Так, например, в дидактической игре «Спрячь мышку» дети определяют одного ли цвета дверцы и домик, прикладывая их друг к другу. В игре «Разноцветные комнаты» дети рассматривали игрушки, разделяя цвета, произнеся: «У меня такого же цвета». Воспитанники, четко знающие цвета, правильно называли цвет. Далее перешла к знакомству с оттенками цвета, начинала с оттенков цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темная». С этой целью проводила занятия по окраске воды. Эта цель достигалась в дидактической игре «Подбери предметы похожего цвета» и «Магазин».
Учила группировать предметы. В дидактической игре «В царстве веселых человечков» дети прикладывали свои геометрические фигуры к таким же. Обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга, в случае ознакомления с формой проводила через игру «Кто, где спит». При знакомстве с величиной в дидактической игре «Накормим мишек» дети прикладывали геометрические фигуры или накладывали их друг на друга с уравниванием по одной линии. И, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета осуществляли в игре «Цветные комнаты». Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
Принцип перцептивных действий – действия соотнесения с эталоном. Он необходим, если какое – нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, не похоже и может быть отнесено к той же категории. Например, в дидактической игре «Магазин» «покупатели» предъявляли «чек» - ту или иную геометрическую фигуру. Продавец должен найти игрушку данной формы. В игре «Что лежит в мешочке» по одному вынимают из мешочка, какой – нибудь предмет и находят, на какую геометрическую фигуру похож. С целью формирования у детей простейших приемов установления тождества и различия проводила игры на распределение однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе игры детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. Так же проводила игры на
выработку у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
Наиболее трудный для дошкольников принцип перцептивного моделирования. Он необходим для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталонов. Вначале все описанные действия совершаются во внешнем плане, а в дальнейшем переходят во внутренний, совершают в «уме». При знакомстве с геометрическими фигурами, например, кругом и квадратом, обводили фигуры пальчиком, рисовали в воздухе, дети показывали названную фигуру, затем выкладывали на фланелеграфе. Таким же образом происходило обследование овала, треугольника, прямоугольника, позднее учила детей выделять форму предмета от других признаков: цвета, величины.
В своей работе использовала различные методы и приемы:
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Умению наблюдать следует учить, детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Проводила дидактические игры «Подбери фигуру», где закрепляла представления детей о геометрических формах, упражняла в их названиях. Учила подбирать фигуры по образцу, закрепляла навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. В игре «Кому какая форма» учила детей группировать геометрические фигуры, по форме отвлекаясь от цвета и величины. В дидактической игре «Найди предмет такой же формы» уже учила детей сопоставлять формы с геометрическими образцами. В дидактической игре «Геометрическое лото» учила детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущих тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования. При проведения таких игр все занятия носят невербальный характер: мы не требуем правильного употребления названия признака, главная задача – познакомить детей с эталоном цвета, формы, величины, так как дети учатся различать свойства предметов в процессе действия с ними.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия мотивирую детей, предлагая помочь решить проблему. При организации дидактических игр объясняю правила, уточняю и корректирую действия воспитанников.
В процессе дидактических игр использую вопросы к детям. В младших группах, рассматривая с детьми модели фигур, я придерживалась определенного плана. Задавала вопросы: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего они сделаны?» В дальнейшем при рассматривании моделей фигур задавала вопросы, побуждающие детей выделять элементы фигур, устанавливать соотношения между ними. Например, обследуя прямоугольник, я спрашивала: «Что есть у прямоугольника? Что можно сказать о размере сторон?» Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал). Дети получают первые навыки индуктивного мышления. На основе ряда фактов они делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у синего квадрата — равны, у зеленого квадрата тоже равны, значит, у любого квадрата стороны равны.
Сопоставляя фигуры, предметы, игрушки я предоставляла ребятам максимум инициативы и самостоятельности. Сопоставление использовала в играх: «Кто, где спит», «Подбери фигуру», «Разноцветные комнаты», «Лото».
Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. Учила детей описывать форму предметов. Например, в дидактической игре «Какой формы предметы в нашей группе?» дети должны были быть очень внимательными и наблюдательными и отыскать среди всех предметов, предметы заданной формы.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами. Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Перед игрой я проводила образец на демонстрационном материале. Например, выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
Для решения этой задачи проводила дидактическую игру «Радуга», где дети рисовали, используя семь цветов спектра, полоски разной величины.
Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
В ходе игр используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.
Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности. Например, в дидактической игре «Цвет и форма» в первом варианте воспитатель спрашивает детей «У кого такая?», а в другом варианте воспитатель спрашивает: «У кого красный квадрат?».
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Здесь я использовала прием соотнесения по величине (наложению и приложению). Проводила игры: «Построй башенку», «Три квадрата», где дети используя приемы наложения и приложения словесно проговаривали: самый большой, поменьше и самый маленький. Обучение детей соотнесению по величине начинала с трех предметов через игры «Игры с мячами», а также игр с куклами и медведями. На основе ведущего вида деятельности – игры, дети выполняли сложную умственную операцию. Располагали трех кукол разной величины в порядке убывания. Также выполняли различные поручения: уложи спать большую куклу, принеси бочонок меда маленькому медвежонку и т.п. В игре « Три квадрата» дети должны были построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше и самый маленький. Когда дети усвоили сериационный ряд из пяти предметов, предлагалось увеличить численность. В дидактической игре «Разложим мишкам мисочки»(8 предметов – детям которые слабее, более сильным – 10 предметов). Действия сопровождались словами: самый большой, поменьше, еще поменьше, еще поменьше … самый маленький. После того, как дети сопоставили, раскладывают каждому мишке нужную мисочку, задание еще более усложнилось – разложить в мисочки соответствующие ложки.
Далее, обучала детей правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Предлагала игру « Кто выше», в которой проводилась инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагалось разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети пришли к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.
В младшей группе проводилась работа по развитию глазомера. В игре «Достроим домики» дети подбирали для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводилось обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствовали так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реку (узкую и широкую); «Закрой дверь в домиках».
Знакомство с длиной предметов происходило в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае дети в процессе игры замечали, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.
Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводилась игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивали мяч, расположенный на разной высоте, подбирали способы. Как достать его, если он лежит высоко, низко и т.п.
В заключении, когда рассмотрены все параметры величины, шло закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдавалась ребенку, если он правильно описывал заданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.)
И заканчивая обучение использования мерки для определения параметров величины, предлагала им задание «Новогодние елочки». Дети подбирали, чтобы в домиках они были до потолка. Детей подводила к тому, что им необходимо воспользоваться условной меркой.
При знакомстве детей с геометрическими фигурами применяла прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры. Помогала решить эту задачу через игру «В царстве фигурок – человечков». Дети рассматривали геометрические фигуры. Обводили их контуры пальчиком. Узнавали, как зовут каждого из человечков. Затем дети собирали в корзинки печенье для фигурок такой же формы, как они сами. С этой целью провела аппликацию «Платочки для фигурок – человечков», где в заключении дети дарили каждой из фигурок свой платочек. Ознакомив детей с геометрическими формами, переходила к формированию действий по образцу в игре «Кто, где спит?». Дети должны были разложить человечков по своим кроватям – контурным изображениям самих фигур. Далее идет группировка геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета, которая хорошо видна в дидактической игре «Гости», где дети помогали младшим братишкам и сестренкам – фигуркам различных цветов и меньших размеров, найти дорогу в домики своих старших братьев.
Затем обучала восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Аппликация «Орнаметр». Дети, анализируя предложенный им образец, выполняли свой аналогичный. Дидактическая игра «Построим домики для фигур» закрепляет представление детей о формах. В качестве используемого материала для постройки домиков предлагала счетные палочки, карандаши, мягкую проволоку, шерстяные нитки и т.п. Далее учила детей сравнивать. Сопоставляли форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по образцу. Игра «Геометрическое лото».
При знакомстве с оттенками цвета использовала и такой прием, как высветление цвета с помощью белил. Оттенок цвета получался путем добавления в белила (на палитре) цветной краски. В дидактической игре «Три воздушных шарика» детям сначала предлагалось раскрасить шарик одной синей краской, потом добавить немного белой, затем побольше белой.
То есть, сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство! Через игры я с детьми обследовала предметы с различением признаков «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи». В некоторых играх учила группировать предметы по тому или иному признаку. Таким образом, подводила детей к овладению сенсорными эталонами.
Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы игр, которые можно проводить с детьми.
Формы
Основной формой работы в детском саду являются – занятия. Занятия в младшем дошкольном возрасте проводятся в виде игры. На каждое занятие была продумана мною мотивация, что позволяло заинтересовать всех детей, воспитывать желание заниматься, помочь другим.
Следующая форма – совместная деятельность. Дети с удовольствием играли в предложенные мною игры.
С детьми, которые плохо усвоили материал, я проводила индивидуальную работу.
Средства
Основным средством является дидактическая игра. Я составила картотеку дидактических игр на цвет.
Спрогнозировала результат: дидактические игры способствуют успешному формированию у детей представлений о свойствах предметов.
Для успешного сенсорного развития детей в своей группе я провела диагностику в младшей группе в начале года и в конце. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Она помогла мне в отслеживании результатов усвоения сенсорных эталонов, тем самым я выстраивала работу с детьми: на занятиях, в совместной деятельности, индивидуальную работу с детьми. На конец года были видимые результаты. Дети лучше всего усвоили цвет, но и восприятие формы и величины у детей с высоким уровнем стало на 17% больше к концу года, также детей с низким уровнем к концу года стало в 2 раза меньше.
Результат:
Я добилась, чтобы дети усвоили 6 цветов спектра, их оттенки, умение устанавливать отношения между 5объектами величины, расширять знания детей о разновидностях геометрических фигур.
Система дидактических игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.
Литература:
- «Дошкольная педагогика» С.А.Козлова, Т.А.Куликова
- «Воспитание сенсорной культуры» Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина Н.Б. Венгер
- «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Г.Н.Година, Э.Г. Пилюгина
- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» Л.А. Венгер.
- «Математика для малышей» Е.В.Сербин.
- «Дидактические игры в детском саду» Д. Менджерицкая.