Класс: третий.
Продолжительность: 40 минут.
Вид урока: интегрированный (театрализованный).
Цель: Овладение начальными практическими приемами вязания крючком.
Задачи:
- обучить приемам набора петель и вязания воздушных петель крючком;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- создавать творческую обстановку на занятии, атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Наглядные пособия: образцы изделий, связанных крючком: салфетки, игрушки, сувениры, панно из цепочек, связанных крючком; музыкальное сопровождение, декорация избушки, костюмы для действующих лиц.
Инструменты и приспособления: вязальные крючки, пряжа (нитки) для вязания: шерсть, хлопок, вискоза, акрил, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает, что сегодня в гости к детям пришли герои сказки «Кот-рукодельник», которую они сейчас увидят. (Звучит музыка «В гости к сказке» Приложение 1).
II. Сказка «Кот-рукодельник» (12 мин.)
Картина 1.
Бабка месит тесто в кадушке, кот вяжет на лавке.
Автор: Был у бабки Кот. Да не простой Кот, а рукодельник. Для всей округи он варежки вязал. И Коту радость – и бабке подмога. Соседка придет – молочка даст.
Кот: Здравствуй, бабушка!
Соседка 1: Здравствуй, Котофей Котофеевич! Молочка принесла я вам, свежего, парного! Диву даюсь я, Котофей Котофеевич, как ты варежки вяжешь хорошо!
Кот передает варежки, соседка уходит.
Автор: Другая соседка придет – конфеточек принесет.
Соседка 2: Здравствуйте, соседушки! Готовы ли мне варежки?
Кот: Готовы, Марфа Никитична.
Соседка 2: (забирает варежки, дает коту конфет) Подсласти жизнь свою, угощайся!
Картина 2.
(Звучит музыка «Говорят мы бяки-буки» Приложение 2)
Автор: Вот так жили они, горя не знали, праздники справляли, да прослышал о Коте-рукодельнике Митяй-лентяй. Завидно ему стало. Выследил Митяй Кота, выкрал его у бабки, притащил домой и велел варежки вязать.
Митяй с котом в доме у Митяя. Скрипят половицы, дымит печка, качается крыша с дырой посередине. Кот оглядывается, ходит по дому, чешет затылок.
Кот: Мда-а. Какие же я, Митяй, тебе варежки вязать буду, коли у тебя печь дымит. У меня от дыма глаза слезятся, петелька за петельку не цепляется.
Автор: Засучил Митяй рукава, стал печь перекладывать. Не получается. Три раза перекладывал, чуть сам не сгорел, а потом всё-таки научился. Исправил печь. (Звучит музыка «Ни кола и ни двора» Приложение 3).
В это время Митяй кряхтит, перекладывает печь в первый, второй, третий раз. Потом потирает руки и улыбается.
Кот: (осматривает печь, гладит лапой, обращается к Митяю) Хорошая у тебя, Митяй, печь получилась, теплая. Только как же я тебе варежки вязать буду, коли у тебя крыша худая. Пойдет дождь, намочит пряжу – до утра не распутаешь.
Картина 3.
Митяй пожимает плечами, засучивает рукава, берёт молоток неправильно, старается починить крышу. Молотком попадает по пальцу, прыгает от боли с пальцем во рту, потом берет молоток как надо и чинит крышу. Кот внимательно наблюдает за работой.
Кот: Хорошая, у тебя, Митяй, крыша получилась, крепкая (хитро улыбается). А теперь-ка садись на лавку, учись варежки вязать!
Митяй уходит в дом, Кот следом за ним, у двери оборачивается и подмигивает.
Картина 4.
(Звучит музыка Приложение 4).
Митяй кое-как держит спицы, старательно заматывает нитки.
Автор: Засучил Митяй рукава, сел на лавку, стал варежки вязать. Не получается.
Митяй злится и бросает спицы на пол. Кот распутывает нитки и дает Митяю снова, показывает, как вязать. Митяй вяжет.
– Три раза работу бросал, все пальцы исколол, а потом всё-таки научился. Связал варежки. Да не себе связал, а коту в подарок, за то, что научил уму-разуму: к работе приучил.
Картина 5.
Бабка ходит из угла в угол, переживает. Вдруг дверь открывается и заявляется кот в новых варежках.
Бабка: Уж где ж ты, Котофей мой, был? (Плачет и обнимает кота).
Кот: Я уму-разуму Митяя учил!
Автор: А Митяй живет, не тужит, да Кота не забывает: угощает его по праздникам пирогами. И Коту радость – и бабке подмога.
III. Теоретическая часть (10 мин.)
1. Учитель беседует с учащимися (чему учит эта сказка, какими качествами надо владеть, чтобы научиться чему-либо?).
Кот-рукодельник тоже хочет, чтобы и дети научились вязать. Вязание крючком более легкий и доступный вид рукоделия, поэтому начнем обучение с него.
Кот-рукодельник загадывает загадки:
- Чем больше крутится, тем меньше становится (клубок)
- Маленькое, кругленькое – за хвост не поднять (клубок)
- Лежит старый дед, в двести крестов одет.
Он без рук и без ног, а под лавку скок! (клубок)
2. Правила работы:
- на рабочем месте должен быть порядок;
- работать при хорошем освещении;
- руки должны быть чистыми и сухими, чтобы не испачкать нитки.
3. Объяснение нового материала:
Конец нитки от клубка перекинуть через указательный палец левой руки. Короткий конец нитки слегка прижимается большим пальцем к указательному. Обе нитки прижимаются к ладошке тремя оставшимися пальцами так, чтобы нитка свободно скользила в руке.
Держать крючок надо в правой руке так же, как карандаш,- большим, средним и указательным пальцами, чуть повернув ладошку к себе. Средний палец при подхватывании нитки будет поддерживать петельку на крючке, чтобы она не соскочила. Носик крючка должен всегда быть повернут к работающему.
Начало работы.
Для того чтобы образовалась первая петля, можно завязать петельку, не затягивая её. Петля должна свободно лежать на крючке, а под крючком быть затянута, тогда вторая петля свободно пройдет через нее, и так далее, пока не получится цепочка. Нить захватывают с пальца, накидывая ее на крючок и протягивая через петлю на крючке.
4. Основа большинства вязаных работ – цепочка. Изготовление работ с использованием вязаной цепочки является настоящей школой для начинающих вязать. За короткое время можно выполнить интересную работу, первое небольшое изделие. Это может быть панно, открытка, закладка, шнур для отделки, поясок и т.д.
IV. Практическая работа (15 мин.)
Учащиеся самостоятельно выполняют приемы набора петель, а герои сказки (учащиеся 7-го класса) помогают и объясняют им по ходу работы.
Через 7 минут дети выполняют физкультминутку:
Мы вязали, мы вязали,
наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
и опять вязать начнем.
V. Заключительная часть (3 мин.)
- Чему научились на уроке?
- Как называются петли, которые научились вязать?
- Чем необходимо запастись, чтобы работа получилась?
- Что понравилось?
- Показать лучшие работы.
Литература:
- Максимова М.И. Азбука вязания. – М.: Алтай, 1993.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Сахарова С.Ю. Академия Домашних Волшебников. – М.: Пресса, 1993.
- Степанов В.А. Кот-рукодельник. – М.: «Фламинго», 2000.