Театрализованный урок "В гостях у Кота-рукодельника"

Разделы: Технология


Класс: третий.

Продолжительность: 40 минут.

Вид урока: интегрированный (театрализованный).

Цель: Овладение начальными практическими приемами вязания крючком.

Задачи:

  • обучить приемам набора петель и вязания воздушных петель крючком;
  • способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
  • воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • создавать творческую обстановку на занятии, атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Наглядные пособия: образцы изделий, связанных крючком: салфетки, игрушки, сувениры, панно из цепочек, связанных крючком; музыкальное сопровождение, декорация избушки, костюмы для действующих лиц.

Инструменты и приспособления: вязальные крючки, пряжа (нитки) для вязания: шерсть, хлопок, вискоза, акрил, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель сообщает, что сегодня в гости к детям пришли герои сказки «Кот-рукодельник», которую они сейчас увидят. (Звучит музыка «В гости к сказке» Приложение 1).

II. Сказка «Кот-рукодельник» (12 мин.)

Картина 1.

Бабка месит тесто в кадушке, кот вяжет на лавке.

Автор: Был у бабки Кот. Да не простой Кот, а рукодельник. Для всей округи он варежки вязал. И Коту радость – и бабке подмога. Соседка придет – молочка даст.

Кот: Здравствуй, бабушка!

Соседка 1: Здравствуй, Котофей Котофеевич! Молочка принесла я вам, свежего, парного! Диву даюсь я, Котофей Котофеевич, как ты варежки вяжешь хорошо!

Кот передает варежки, соседка уходит.

Автор: Другая соседка придет – конфеточек принесет.

Соседка 2: Здравствуйте, соседушки! Готовы ли мне варежки?

Кот: Готовы, Марфа Никитична.

Соседка 2: (забирает варежки, дает коту конфет) Подсласти жизнь свою, угощайся!

Картина 2.

(Звучит музыка «Говорят мы бяки-буки» Приложение 2)

Автор: Вот так жили они, горя не знали, праздники справляли, да прослышал о Коте-рукодельнике Митяй-лентяй. Завидно ему стало. Выследил Митяй Кота, выкрал его у бабки, притащил домой и велел варежки вязать.

Митяй с котом в доме у Митяя. Скрипят половицы, дымит печка, качается крыша с дырой посередине. Кот оглядывается, ходит по дому, чешет затылок.

Кот: Мда-а. Какие же я, Митяй, тебе варежки вязать буду, коли у тебя печь дымит. У меня от дыма глаза слезятся, петелька за петельку не цепляется.

Автор: Засучил Митяй рукава, стал печь перекладывать. Не получается. Три раза перекладывал, чуть сам не сгорел, а потом всё-таки научился. Исправил печь. (Звучит музыка «Ни кола и ни двора» Приложение 3).

В это время Митяй кряхтит, перекладывает печь в первый, второй, третий раз. Потом потирает руки и улыбается.

Кот: (осматривает печь, гладит лапой, обращается к Митяю) Хорошая у тебя, Митяй, печь получилась, теплая. Только как же я тебе варежки вязать буду, коли у тебя крыша худая. Пойдет дождь, намочит пряжу – до утра не распутаешь.

Картина 3.

Митяй пожимает плечами, засучивает рукава, берёт молоток неправильно, старается починить крышу. Молотком попадает по пальцу, прыгает от боли с пальцем во рту, потом берет молоток как надо и чинит крышу. Кот внимательно наблюдает за работой.

Кот: Хорошая, у тебя, Митяй, крыша получилась, крепкая (хитро улыбается). А теперь-ка садись на лавку, учись варежки вязать!

Митяй уходит в дом, Кот следом за ним, у двери оборачивается и подмигивает.

Картина 4.

(Звучит музыка Приложение 4).

Митяй кое-как держит спицы, старательно заматывает нитки.

Автор: Засучил Митяй рукава, сел на лавку, стал варежки вязать. Не получается.

Митяй злится и бросает спицы на пол. Кот распутывает нитки и дает Митяю снова, показывает, как вязать. Митяй вяжет.

– Три раза работу бросал, все пальцы исколол, а потом всё-таки научился. Связал варежки. Да не себе связал, а коту в подарок, за то, что научил уму-разуму: к работе приучил.

Картина 5.

Бабка ходит из угла в угол, переживает. Вдруг дверь открывается и заявляется кот в новых варежках.

Бабка: Уж где ж ты, Котофей мой, был? (Плачет и обнимает кота).

Кот: Я уму-разуму Митяя учил!

Автор: А Митяй живет, не тужит, да Кота не забывает: угощает его по праздникам пирогами. И Коту радость – и бабке подмога.

III. Теоретическая часть (10 мин.)

1. Учитель беседует с учащимися (чему учит эта сказка, какими качествами надо владеть, чтобы научиться чему-либо?).

Кот-рукодельник тоже хочет, чтобы и дети научились вязать. Вязание крючком более легкий и доступный вид рукоделия, поэтому начнем обучение с него.

Кот-рукодельник загадывает загадки:

  • Чем больше крутится, тем меньше становится (клубок)
  • Маленькое, кругленькое – за хвост не поднять (клубок)
  • Лежит старый дед, в двести крестов одет.
    Он без рук и без ног, а под лавку скок! (клубок)

2. Правила работы:

  • на рабочем месте должен быть порядок;
  • работать при хорошем освещении;
  • руки должны быть чистыми и сухими, чтобы не испачкать нитки.

3. Объяснение нового материала:

Конец нитки от клубка перекинуть через указательный палец левой руки. Короткий конец нитки слегка прижимается большим пальцем к указательному. Обе нитки прижимаются к ладошке тремя оставшимися пальцами так, чтобы нитка свободно скользила в руке.

Держать крючок надо в правой руке так же, как карандаш,- большим, средним и указательным пальцами, чуть повернув ладошку к себе. Средний палец при подхватывании нитки будет поддерживать петельку на крючке, чтобы она не соскочила. Носик крючка должен всегда быть повернут к работающему.

Начало работы.

Для того чтобы образовалась первая петля, можно завязать петельку, не затягивая её. Петля должна свободно лежать на крючке, а под крючком быть затянута, тогда вторая петля свободно пройдет через нее, и так далее, пока не получится цепочка. Нить захватывают с пальца, накидывая ее на крючок и протягивая через петлю на крючке.

4. Основа большинства вязаных работ – цепочка. Изготовление работ с использованием вязаной цепочки является настоящей школой для начинающих вязать. За короткое время можно выполнить интересную работу, первое небольшое изделие. Это может быть панно, открытка, закладка, шнур для отделки, поясок и т.д.

IV. Практическая работа (15 мин.)

Учащиеся самостоятельно выполняют приемы набора петель, а герои сказки (учащиеся 7-го класса) помогают и объясняют им по ходу работы.

Через 7 минут дети выполняют физкультминутку:

Мы вязали, мы вязали,
наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
и опять вязать начнем.

V. Заключительная часть (3 мин.)

  1. Чему научились на уроке?
  2. Как называются петли, которые научились вязать?
  3. Чем необходимо запастись, чтобы работа получилась?
  4. Что понравилось?
  5. Показать лучшие работы.

Литература:

  1. Максимова М.И. Азбука вязания. – М.: Алтай, 1993.
  2. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Сахарова С.Ю. Академия Домашних Волшебников. – М.: Пресса, 1993.
  5. Степанов В.А. Кот-рукодельник. – М.: «Фламинго», 2000.