Юные пожарные (спортивно-интеллектуальный досуг)

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе проблема воспитания у детей обеспечения собственной безопасности является не менее актуальной, именно поэтому, хорошо осознавая эту проблему, посчитала необходимым формировать, в процессе систематического и целенаправленного обучения детей правилам пожарной безопасности. С этой целью разработала и провела спортивно-интеллектуальный досуг «Юные пожарные».

Для успешной разработки досуга поставила цель: формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров;
  • развивать умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами пожарной безопасности.
  • развивать интерес к профессии пожарного;
  • развивать двигательные умения в нетрадиционных условиях;
  • воспитывать уважение к труду пожарных.

Досуг построен на основе требований учебной программы к знаниям и умениям, с учетом возрастных особенностей детей. Мероприятие организовано на принципах личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание этого мероприятия было интересно, дети были вовлечены во все виды деятельности. Интеллектуальная нагрузка соответствовала возрасту.

Познавательная активность детей обеспечивала нормальную мотивацию к познанию окружающего, были предусмотрены возможности индивидуального подхода к детям (разминка, «Назови правило по картинке», отгадывание загадок). В допустимой и увлекательной форме дети усвоили правила безопасного поведения при пожаре, получили представления о работе пожарных, возможность задуматься о последствиях различных действий.

Ребенок по своей природе активен, любознателен, он легко впитывает, все, что видит и слышит вокруг. Мне важно было, чтобы дети получили положительные эмоции, умение осмысливать усвоенные знания, самостоятельно применять их на практике.

Такие мероприятия, направлены на закрепление знаний и умений по пожарной безопасности, дают возможность применять теоретические знания в практической деятельности.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров;
  • Развивать умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами пожарной безопасности.
  • Развивать интерес к профессии пожарного;
  • Развивать двигательные умения в нетрадиционных условиях;
  • Воспитывать уважение к труду пожарных.

Предварительная работа:

  1. Выставка семейных работ: «Чтобы не было беды».
  2. Кружковая работа: изготовление работ по теме: «Тяжелый труд пожарных».
  3. Чтение произведений: С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок», С.Романовский «Подпись молнии».
  4. Беседы с детьми: «Что делать, если…», «Рассматривание плакатов и бесед о пожарной безопасности», «О приборах и предметах пожарной безопасности в детском саду».
  5. Дидактические игры: «Горит – не горит», «Диалоги по телефону 01», «Если возникает пожар».
  6. Занятие по рисованию «Кошкин дом».
  7. Экскурсия в пожарную часть.

Работа с родителями:

  • Тестирование на тему «Откуда опасность»;
  • Консультация на тему: «Люди героической профессии».

Материалы и оборудование: Карточки по пожарной безопасности; оборудование для эстафеты: телефонные аппараты, обручи, стойки, перекладины высокие и низкие, цилиндры для лазания; загадки по пожарной тематике; марлевые повязки; куклы; катушка со шнуром; медали; эмблемы.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал и выстраиваются вдоль стульев

Воспитатель: Дорогие друзья мы начинаем наш спортивно – интеллектуальный досуг «Юные пожарные». По названию вы, наверное, уже догадались кому и чему посвящен наш досуг.

Дети: Пожарным и пожарной безопасности.

Воспитатель: Правильно, о пожарной безопасности и пожарных. Разрешите мне представить вам команды, которые участвуют в наших соревнованиях. Команда старшей группы «Огонь» и команда подготовительной группы «01». А оценивать наши команды будет жюри. (Воспитатель представляет членов жюри. Желательно, что бы среди членов жюри были пожарные или инспектор пожарной охраны). Перед тем, как начнутся наши соревнования, проведем небольшую разминку. Я буду задавать вопросы командам, а они будут отвечать на них.

Вопросы для разминки:

  1. Кто такие пожарные?
  2. Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
  3. Какие огнеопасные приборы вы знаете?
  4. В квартире много дыма, как вы поступите?
  5. Какого цвета пожарная машина? Почему?
  6. Для чего при пожаре нужен песок?

Молодцы! На этом наша разминка окончена и мы приступаем к нашим соревнованиям. И первый конкурс интеллектуальный.

Попрошу команды подойти к столам. На столах лежат карточки по правилам пожарной безопасности. Вы должны взять карточку, внимательно рассмотреть ее, и назвать нам правило, которое изображено на той или иной карточке.

(Проводится конкурс. На обдумывание дается одна минута)

Молодцы! Все участники команд справились с заданием. Попрошу жюри подвести итоги первого конкурса. (Жюри выставляет оценки и объявляет результат).

Следующий наш конкурс называется «Пожарный номер – 01». Каждый из вас знает, что если начался пожар нужно позвонить по номеру «01» и что сделать?

Дети: Четко и правильно назвать свой домашний адрес.

Воспитатель: Правильно. Вот и в нашем конкурсе каждый член команды должен добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно, четко и громко называя свой домашний адрес. (Проводится конкурс)

Молодцы! Все справились с заданием. Попрошу жюри объявить баллы за второй конкурс. (Жюри объявляет результат).

Ну что ж, о пожаре мы с вами сообщили, и вот наши доблестные пожарные выезжают на пожар. И следующий наш конкурс называется «Выезд на пожар». По сигналу 1-ый член команды встает в обруч и бежит до стойки, оббегая ее, возвращается, и забирает второго члена команды и проделывают тот же путь вдвоем. И так далее, пока в обруче не окажется вся команда. Задание считается выполненным, если команда не потеряет ни одного участника.

(Проводится конкурс)

Попрошу жюри оценить выполнение третьего конкурса.

(Жюри оглашает результат)

Пожарные должны быть не только сильными, смелыми и ловкими, но и умными. Поэтому предлагаю нашим командам немного отдохнуть и показать свои интеллектуальные способности, а именно отгадать загадки.

(Загадки загадываются по одной каждой команде по - очереди )

Загадки

  1. В деревянном домике
    Проживают гномики
    Уж такие добряки
    Раздают всем огоньки (спички)

  2. С огнем бороться мы должны
    С водою мы напарники
    Мы очень людям всем нужны
    Так кто же мы? (пожарные)

  3. Вьется, извивается,
    В небо устремляется
    К тучам тянется, чудак
    Не дотянется никак. (дым)

  4. Прилетела, загудела
    И взялась скорей за дело
    Поливала, поливала…
    Все! Опасность миновала. (пожарная машина)

  5. Голова огнем пылает,
    Тело тает и сгорает.
    Таять может, да не лед,
    Не фонарь, а свет дает. (свеча)

  6. На привале нам помог
    Суп варил, картошку пек
    Для похода он хорош,
    А с собою не возьмешь (костер)

  7. Близнецы живут на кухне у меня –
    Четыре голубых огня.
    Мне с близнецами горя нет!
    Три брата сварят мне обед
    Согреет чай четвертый брат!
    Вы приходите буду рад. (газовая плита)

  8. Что бывает, если птички
    Зажигают дома спички? (пожар)

Молодцы! Все загадки отгадали. Отдохнули?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда двигаемся дальше. Представьте себе ситуацию. Получают пожарные сигнал, выезжают на пожар, а горит квартира на пятом этаже и весь подъезд в дыму и огне. Что должны использовать пожарные для тушения пожара и спасения людей из горящей квартиры?

Дети: Лестницу.

Воспитатель: Правильно. Вот и наш следующий конкурс называется «Лестница». Задание следующее: нужно добежать до лестницы, подняться по ней, дотронуться до перекладины, спуститься и вернуться обратно к своей команде и передать эстафету следующему. По лестнице подыматься нужно аккуратно, держаться за лестницу двумя руками, наступать на каждую ступеньку

(Проводится эстафета)

Воспитатель: Молодцы! Все участники справились с заданием. Жюри попрошу подвести итоги конкурса и огласить результат.

Продолжаем наши соревнования. Прибыли пожарные, добрались до горящего помещения, а оно все в дыму, а там люди и их нужно спасти. Храбрые пожарные надевают что?

Дети: Противогазы.

Воспитатель: Правильно и отправляются на спасение людей. Сейчас мы проведем конкурс «Разведчики», только вместо противогаза у нас будут повязки (марлевые повязки). Конкурс заключается в следующем. Каждый участник команды надевает маску, преодолевая полосу препятствий (перепрыгивает через первую перекладину, проползает под второй перекладиной, проползает в цилиндр) добегает до стульчика с куклой и «выносит ее из огня». Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

(Проводится эстафета)

Молодцы! Попрошу жюри оценить этот конкурс и огласить результаты

Ну, вот люди спасены, пожар потушен и теперь пожарные должны собрать все свои орудия труда и ехать в часть. И следующий наш конкурс называется «Смотай рукав». В этом конкурс конкурсе будут соревноваться капитаны. Он заключается в следующем: капитан садится на свой стульчик, берет в руки палочку, к которой одним концом прикреплен шнур – пожарный рукав. Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

(Проводится конкурс)

Воспитатель. Молодцы! Оба капитана справились с заданием, и я попрошу жюри подвести итоги этого конкурса и общий итог наших соревнований.

А пока жюри будет подводить итоги, мы послушаем стихотворения, которые подготовили наши дети. (Приложение 1, 2 у автора) (Можно подготовить песню или танец).

После подведения итогов жюри производит награждение команд грамотами и медалями.

Воспитатель. На этом наш досуг подошел к концу. До свидания, до новых встреч.

(Команды организованно под музыку покидают зал)