Цель: обобщить и систематизировать знания детей о посуде.
Образовательные задачи:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».
- Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.
- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая.
Материал: Картинки с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов посуды, самовар, табуретка с салфеткой, дерево с посудой, картинки с посудой разрезанные на несколько частей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед:
Постарается Кирюша,
Меня увидит Ксюша,
Ушки услышат у Коли,
У Леры, Димы и Оли,
Света со мной играет,
Никита знания закрепляет.
Поднимите руки выше,
Кто имен своих не слышал.
Дети, чьи имена не прозвучали в речёвке, поднимают руки и по очереди называют свои имена.
Логопед: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей.
Логопед:А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.
Дети рассматриваю картинку с изображением нескольких наложенных друг на друга предметов.
Логопед:
– А как можно назвать эти предметы одним словом?
– Правильно, это посуда.
– Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?
Предположения детей.
Логопед:
– Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут интересные задания и игры.
– Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые мы видим на полу.
Дети с логопедом делают несколько шагов по направлению стрелочек и останавливаются перед самоваром, который стоит на табуретке.
II. Основная часть.
Логопед:
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке,
Самовар стоит,
Словно жар горит.
– Ребята, а кто помнит загадку о самоваре?
Дети:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела!
Логопед: В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Давайте сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка».
Логопед предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева», на ветках которого висит игрушечная посуда.
Чудо-дерево растет,
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А ложечки да чашки,
Поварешки на нем.
Логопед: Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?
Дети перечисляют предметы посуды.
Логопед:
– Как вы одним словом назовете все эти предметы? (посуда)
– Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.
Игра «Назови ласково»
Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково.
Логопед:
– Молодцы! Быстро и дружно вы справились с заданием. А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.
Пока дети считают, закрыв глаза, логопед развешивает на дереве игрушки: морковь, грушу, зайца, конфету, кошку. Потом предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.
Игра «Что лишнее?»
Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор.
Логопед:
– Продолжим наше путешествие.
– Мы оказались на лесной полянке. Но что это? (Обращает внимание детей на разбросанные картинки с изображением посуды. Дети рассматривают их. )
– Ребята, а это кто? (логопед показывает картинку с Федорой)
– Из какой она сказки?
Логопед уточняет у детей, помнят ли они автора этого произведения.
– Знаете, какое у нее горе? (убежала посуда)
– А почему вся посуда убежала от Федоры? (не любила, била, запылила, закоптила)
– Ребята, а как нужно ухаживать за посудой? (посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить)
Дети поднимают картинки.
Логопед:
Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять
Словно солнышко сиять!
Дети имитируют мытье посуды.
Логопед: А теперь отгадайте загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (ложка)
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! — кричит. (чайник)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)
Сделаны они все из стекла,
Предназначены для чая,
Сока, молока. (Стаканы)
Логопед:
– Молодцы! Все загадки отгадали. Идем дальше.
– Здесь картинки, но они разделены на части. Давайте их соберем.
Игра «Собери картинку».
Дети складывают картинки разрезанные на несколько частей.
– А теперь расскажите, что у вас получилось.
Дети называют посуду, изображенную на картинке, рассказывают, из каких она состоит частей и для чего предназначена.
III. Подведение итогов.
– Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним какие задания мы выполняли?
– Вы молодцы, замечательно со всем справились, были внимательными. Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться.