Почему дети попадают в ДТП? Физиологические и психологические особенности.
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, на глазах детей нарушаем эти правила, и не задумываемся, что ставим перед ребенком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребенок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Физиологические и психологические особенности ребенка также являются причиной попадания детей в ДТП. Дети быстро запоминают правила дорожного движения и так же быстро их забывают. У детей, особенно у мальчишек, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.
Дошкольник намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходимо четверть секунды, а ребенку - четыре секунды. Ребенок имеет небольшой рост, и водителю сложнее заметить маленького пешехода. У ребенка короткий шаг – следовательно – длительное пребывание в зоне риска. Центр тяжести у ребенка расположен выше. Во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть. По данным физиологов, ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию. Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Безопасность детей на улице зависит от того, насколько хорошо знают и выполняют они правила дорожного движения.
Проект по Правилам дорожного движения (ПДД).
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Мероприятия проводятся в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов. Проводятся развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Оформляется уголок«Знаешь ли ты Правила дорожного движения?».
Актуальность темы. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общегочисла пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности.
Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.
От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик.
Воспитателю больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов деятельности.
Целью во всех видах деятельности является: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Предполагаемый результат:
- Воспитать грамотного пешехода.
- Умение ориентироваться в дорожных знаках.
- Умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
- Консультации с психологом, родителями, инспектором ГИБДД
- Создание и разработка дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
- Подбор материала о Правилах дорожного движения.
Роль родителей в реализации проекта:
- Сбор материала, приобретение книг и оснащение ими уголка ПДД в группе.
- Консультации «Дети на дороге», «Маленький пешеход», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- Составление детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.
- Изготовление реквизитов для проведения открытого занятия по теме «Знаете ли вы Правила дорожного движения».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Подбор материала по Правилам дорожного движения.
- Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
- Знакомство с литературными произведениями.
- Внесение в группу дидактической игры «Нам на лице не страшно».
- Использование игр:
дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни»;
подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д. - Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Основной этап работы:
- Кроссворды по ПДД.
- Дидактические и подвижные игр по ПДД.
- Решение игровых ситуаций.
- Открытое занятие на тему: «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Заключительный этап:
- Вручение дипломов «Грамотный пешеход».
- Оформление творческо-информационного проекта.
Коммуникация
Провести беседу по следующим вопросам:
- Для чего нужны правила дорожного движения?
- Кто такие пешеходы и пассажиры?
- Что такое проезжая часть и тротуар?
- Как надо идти по тротуару?
- Одностороннее и двустороннее движение?
- Наземный и подземные переходы. Как правильно переходить улицу?
- Перекресток и площадь.
- С какой стороны нужно обходить трамвай, а с какой автобус?
В книжном уголке расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.
Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.
Чтение художественной литературы:
- Е. Житков «Светофор»;
- А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;
- А. Петров «Я бегу через дорогу»;
- В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;
- И. Серяков «Законы улиц и дорог».
- В. Кожевникова «Светофор»;
- С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;
- Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;
- О.Тарутин «Самый лучший переход».
Заучивание стихотворенийБерестова «Светофор».
Познавательное развитие
Цель: информация воспитателя по теме «Правила безопасности дорожного движения».
Задачи:
Образовательная:
- объяснить, что в большом городе все движение пешеходов и машин подчиняется правилам дорожного движения;
- напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебра», по сигналу светофора, там, где есть знак «Пешеходный переход»;
- объяснить значение некоторых дорожных знаков.
Воспитательная:
- объяснить, что безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила дорожного движения;
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Развивающая:
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;
- развивать навыки творческого рассказывания;
- учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие на дорогах.
План занятия
- Введение в занятие. Рассматривание иллюстраций.
- Создание модели улицы.
- Дети участники дорожного движения.
- Правила для пешеходов. Дети должны усвоить основные правила безопасного поведения на улице:
- как ходить по тротуару;
- как переходить дорогу;
- движение на перекрестке.
- Знакомство с дорожными знаками.
- Правила поведения в транспорте.
Ситуации для анализа
Разобрать с детьми ситуации и сделать выводы.
– Мама идет с сыном в детский сад по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.
Вопрос: Как надо поступить папе?
Дидактические игры «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый».
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «ГИБДД», «Водители и пешеходы».
Цель: повторить правила поведения водителей и пешеходов, обязанности инспектора ГИБДД. Помочь детям распределить роли в зависимости от их желания, воспитывать дружеские, уважительные взаимоотношения во время игры.
Строительство перекрестка и улицы.
Цель: повторить, как называются детали конструктора, подумать, какие постройки из них можно сделать, развивать фантазию при постройке зданий, транспорта, развивать коллективный труд во время постройки улицы города.
Эстетическое воспитание
Альбом для раскрашивания:«Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», «Знакомимся с дорожными знаками».
Рисование: «Дорожные знаки»
Цель: повторить дорожные знаки, учить рисовать их, знать, почему они бывают синего, красного, желтого цветов, аккуратно выполнять работу.
Коллективное рисование «На перекрестке».
Цель: повторить назначение дорожных знаков; знать, что такое «площадь», «перекресток», вырезывать и наклеивать дома, машины, уважительно относится к работе друзей.
Коллективная аппликация «На перекрестке».
Цель: повторить понятие «перекресток», «зебра», «пешеходный переход»; учить рисовать дома разной этажности, машины, пересечение дорог, правильно расставлятьдорожные знаки на перекрестке, аккуратно рисовать, дружно выполнять работу.
Работа с родителями
- Провести анкетирование родителей по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» по предложенной анкете (обработка данных опроса).
- Предложить детям вместе с родителями проанализировать свой путь от дома до детского сада и составить рассказ «Мой путь в детский сад».
- Провести открытое занятие на тему: «Правила дорожного движения».
Конспект занятия на тему «Изучаем правила дорожного движения» (подготовительная группа) Приложение 1
Рассказы, составленные детьми на тему: «Мой путь от дома до детского сада». Приложение 2
Консультация для родителей по теме: «Правила дорожного движения. Приложение 3