Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добавиться усвоение учащимися правильного применения правила при письме.
- Формировать навыки правописания и самоконтроля.
- Расширить словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- Развитие умения обосновать правильность написания.
- Прививать любовь к русскому языку.
- Воспитывать активную личность.
Развивающие:
- Развивать речь, орфографическую зоркость.
- Развивать внимание, наблюдательность.
- Развить познавательную активность учащихся.
Оборудование:
- плакат корабля; название островов;
- таблицы для чистописания;
- эмблемы, сочетания «жи-ши», осьминоги.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по океану знаний «сочетание жи-ши». Познакомимся с местными жителями буквами и звуками.
Учитель: Представьте, что наш класс – красивый корабль с алыми парусами, вы юнги на этом корабле, я ваш капитан.
Чтоб ход кораблю набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю; это не трудный вопрос
Слово, сложи из весёлых загадочных букв. (Г А М Т Е Р Й О)
Учитель: Так будет называться наш корабль.
Учитель: Вам интересно, каким будет наше путешествие?
Дети: Да.
Учитель: Откроем тетради и запишем число.
Учитель: Итак, отправляемся в наше научное путешествие по океану знаний. И остановками, нам будут острова. Во время плавания, вспомним некоторые законы грамотного письма.
Поднять паруса!
Дети: Есть, поднять паруса!
Учитель: Полный вперёд
Дети: Есть, полный вперёд!
Учитель: Погода отличная, океан спокойный.
Отправляемся в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.
Наш корабль взял курс к острову «Пиши красиво».
Учитель: Минутка чистописания.
Отгадайте загадки.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздух кружусь,
Там уж вдоволь на жужжусь. (Жук.)2. Вязанная или меховая,
Зимой голову согревает. (Шапка.)
Учитель: Какие звуки вы здесь видите?
Дети: Ш, ж.
Учитель: Какие они? (Согласные; шипящие; твёрдые.)
Учитель: Подвиньте листы.
(Учитель раздает листы с прописанными элементами и буквами.)
Учитель: Пропишите их.
Учитель: Следующий остров «Вспоминайка».
Учитель: Сколько слогов в слове «живот»?
Дети: 2 слога.
Учитель: Какой слог стоит на первом месте?
Дети: Жи.
Учитель: Назовите звуки второго слога?
Дети: Жы.
Учитель: Давай те охарактеризуем звук (ж).
Дети: Всегда твёрдый и звонкий, парный, согласный.
Учитель: Какой у него парный глухой согласный звук. Что мы о нём знаем?
Дети: Ш – всегда твёрдый, шипящий, согласный, глухой.
Учитель: А что знаем о правописании сочетаний «ши» в словах?
Дети: Всегда пишем с буквой «и».
Учитель: А как пишется сочетание «жи»?
Дети: С буквой «и».
Учитель: Так какие же звуки возьмём для составления слога «жи»?
Дети: (ж) и (и).
Учитель: Мы у острова «Составь слова».
Из длинного слова надо найти и записать слова, с изученной орфограммой. Но помните, что последний слог предыдущего слова является началом второго слова.
- Снежинкарандашиповник.
Учитель: На какое правило встретились слова?
Дети: «жи-ши».
Физкультурная минутка «В лес по грибы».
И идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), улыбнулись (имитация) оделись, взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели. Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.
Учитель: Наше плавание продолжается. Полный вперёд!
Дети: Есть, полный вперёд!
Учитель: Наш радист получил тревожное сообщение: «Некоторых жителей нашего острова захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!
Чтобы помочь, надо отгадать слова.
1. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (машина).2. Кот живёт у нас на крыше
А в чулане живут (мыши).3. Каждою весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые (шишки).4. Красива она и кружевна.
На руку ложится и тает она (снежинка).5. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын (жираф).6. Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют! (Лыжи.)7. По полям бегут ручьи,
На дорогах (лужи).8. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
Учитель: На горизонте остров. Жители этого «Острова» шипящие звуки.
Учитель: Назовите их.
Дети: «Ж и Ш».
Учитель: По каким законам они живут?
Учитель: С какими гласными дружат?
Дети: «ж» с «и», «ш» с «и».
Учитель: Следующий остров по пути следования «Расскажи сказку».
- Жили, были на свете шипящие ж, ш, а неподалёку были гласные и, ы. Жили дружно.
- И вот однажды решили буквы поиграть в прятки.
- Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться.
- Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут.
- Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли гласную и.
- Вот только никак не могут найти гласную ы.
- Искали-искали с ног сбились, до вечера проискали.
- И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой.
- Проходя мимо соседнего домика они увидели, что ы, как ни в чём не бывало, сидит, смеётся, телевизор смотрит.
- Обиделись шипящие с тех пор у них и дружба врозь.
- Никогда ни стоят шипящие ж и ш рядом с ы.
- Именно с того самого момента шипящие ж и ш отвердели и стали дружить только с «и».
Учитель (говорит ученица): Ребята! Как пишутся сочетания «жи-ши»?
Дети: С буквой «и» (жи-ши) дети держат плакат.
Учитель: Жители острова «жи- ши» приготовили для нас игру «Волшебное дерево» (вставить нужную букву).
Учитель: Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой. Поднять якоря! Полный вперёд!
Дети: Есть полный вперёд!
Учитель: Путь далёкий нелёгок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом «Безграмотландия» захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом будут наши знания, так как они бесценны. Пираты малограмотны. Если мы исправим ошибки в предложении, они нас пропустят.
- У Машы жыл рыжый кот.
Учитель: Молодцы! Наш корабль «Грамотей» взял курс домой в Россию. Как видите наши знания – надёжное спасательное средство.
Итог.
1. Лыжи, мыши и ужи,
Шины ёжики, чижи.
Жи да ши, жи да ши.
С буквой и всегда пиши2. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.3. Кружить, служить, дружить и жить
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетания жи и ши
Ты только с буквой и пиши!4. Все сочетания жи-ши.
Только и всегда пиши!
Вот мы и дома «За морем теплее, а дома светлее». Наш урок подошёл к концу.
- Что нового узнали вы на уроке?
- Чему научили своего друга?
- Как вы думаете хорошо ли мы работали на уроке?
Рефлексия. Если понравился урок, возьмите кораблики и прикрепите рядом с кораблём, если нет то на островки.