Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений детей 7-го года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Учить детей измерению с помощью условной мерки: определять объём сыпучих тел (рисовая крупа).
  2. Измерять длину ленты.
  3. Упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших.

Демонстрационный материал:

  • числовой ряд;
  • прозрачный сосуд (стеклянная миска достаточного объёма, в миске насыпано 6 стаканов риса);
  • прозрачный стакан – 6 штук, 6 кубиков, столовая ложка;
  • картон разного цвета 2 шт. (длиной 60 см и 10 см и шириной 6 см).

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поиграем в игру «Передай свою улыбку», показываем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой мы оставим на весь день.

А сейчас, пожалуйста, присядьте на стулья.

- Посмотрите на числовой ряд, начинаем счет от 1 до 10 и обратно.

- А теперь по порядку. (Первый, второй ...)

- Какой сейчас у нас месяц. (Октябрь.)

- Какой сегодня день недели. (Среда.)

- Какое число. (19)

На столе лежат 6 кубиков – на небольшом расстоянии друг от друга, миска с рисом, 6 стаканов.

Воспитатель: Сколько здесь кубиков? (6 кубиков.)

Воспитатель: Как вы узнали? (Пересчитали.)

Воспитатель ставит миску с рисом (важно, что в миске ровно 6 стаканов риса).

Воспитатель:

- Что вы видите в миске? (Рисовая крупа.)

- Как нам узнать, сколько в миске крупы? (Взвесить.)

Воспитатель: Но у нас нет весов. Что надо сделать?

- Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь риса? (Да.)

- Это будет наша мерка.

Воспитатель: Чем нам будет служить стакан? (Меркой.)

- Сейчас мы с вами измерим объём риса в миске. Для того чтобы не забыть результат измерения, стаканчики с рисом будем ставить рядом с кубиками. Предложить это делать кому-либо из детей, показать, как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным (стакан – мерка должен быть полным, но не с верхом).

Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

- Весь ли рис измерен? (Нет, только часть риса.)

- До каких пор надо продолжать измерение? (Пока не будет измерен весь рис.)

Окончив измерение, воспитатель спрашивает:

- Сколько у нас риса? (6 стаканов.)

- А кубиков? (6 кубиков.)

- Что можно сказать? (Их одинаково, поровну, столько сколько, по 6.)

- Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять стаканом. Стакан – это условная мерка).

- До каких пор надо продолжать измерение? (Пока не будет измерен весь рис.)

- Как надо наполнять мерку? (Стакан – мерка должен быть полным, но не с верхом.)

- А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить рис? (Можно, но долго.)

А сейчас давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебная палочка».

(Игра направлена на повторение числа 5).

Дети рассаживаются полукругом на стульчики. На мольберте лента белого цвета.

- Нам нужно узнать длину этой ленты.

- А это наша условная мерка (показывает кусочек картона).

Я накладываю мерку на ленту, совмещая края ленты и мерки, и отмечаю фломастером метку.

- Кто сможет измерить дальше? (Вызываются несколько детей.)

- Сколько раз уложилась наша мерка?

- Что нужно для этого сделать?

Дети: Посчитать отрезки.

Воспитатель: Давайте посчитаем. (6 отрезков.)

Итог.

Воспитатель: Мы измеряли рис, ленту. Стакан, ложка и кусочек картона не похожи друг на друга. Как их можно назвать одним словом? (Меркой.)

Мы сегодня узнали, что такое условная мерка.