Содержание:
- Предисловие.
- Семейное благополучие.
- Этапы развития семьи.
- Рождение ребенка, как кризис семейных отношений.
- Семья и общество.
- Ступени развития ребенка.
- Материнская любовь.
- Ребенок.
- Мама.
- Начало диалога.
- Отсутствие тепла общения.
- Залог родительской любви.
- Искусство любви.
- Любовь матери, любовь отца.
- Воспитание.
- Воспитание и любовь.
- Не полагайтесь только на себя.
- Что противостоит воспитателю.
- Психологические механизмы воспитания.
- Комментарий из практики.
- Список литературы.
«Ничто не действует в младых душах детских
сильнее всеобщей власти примера, а между всеми
другими примерами ничей другой в них не впечатлевается
глубже и тверже примера родителей»
Н.И. Новиков (1744-1818).
Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли счастливыми.
Хотят такими и воспитать. Однако счастье родители воспринимают все по-разному. Для одних это спокойствие и материальное благополучие, для других – самостоятельность и возможность духовного развития, для третьих – творческая работа и риск.
Недостаточно осознанные стремления родителей, могут, как помочь, так и навредить детям. Всегда лучше, познав себя, надеяться достигнуть лучших результатов. Особенно в воспитании, ведь развитие личности ребенка – это такая задача, которую можно успешно решить, только всесторонне обдумав.
Воспитание ребенка начинается с того самого момента, когда родители выбирают своему ребенку имя.
Имя, это значительный признак, который может многое сказать. Это и ожидаемые успехи в дальнейшей жизни ребенка, и определенные свойства характера, и стратегия развития ребенка в определенном направлении.
Первые впечатления ребенка надолго остаются в его психике. Влияют на его поведение и в последующей жизни. Проявляются даже тогда, когда он, уже будучи взрослым об этом не думает.
Ребенок перенимает от родителей много качеств, которые становятся важными в его дальнейшей жизни. Очень многие предполагают, что черты характера родителей, их ценностные ориентации наследуются детьми почти автоматически.
Однако еще великий Рудаки (таджикский поэт, живший около 860-941 годов) писал: «Как жаль, что отпрыск неразумный рождается от мудреца: не получает сын в наследство талант и знания отца».
Итак, что же перенимает ребенок от родителей? Во-первых отношение к самому себе и другим. Родители являются своеобразным отражением опыта ребенка, ребенок замечает, оценивает поведение других и тем самым «выбирает» свои особенности. В данной ситуации очень важны отношения между родителями.
Семейное благополучие.
В глазах общества брак – это гарант сохранности моральных устоев. Брак также дает законные имена рождающимся детям. Однако, идея гражданского брака, а проще говоря, сожительства, пользуется сегодня огромной популярностью. При чем, главным аргументом в данных отношениях является термин: «Надоел, не нравится – разбежимся, и разводиться не надо». Хотя за этими высказываниями, конечно, стоят совершенно другие мотивы. Это, страх, что никогда замуж не возьмут; не желание брать на себя ответственность; зачем жениться, если и так получаю все удовольствия жизни. При сожительстве, очень много энергии уходит на эмоции.
В браке паре предоставлена возможность счастья, хотя и не указано, как его достичь. Сама по себе свадьба не обладает магической силой изменять людей или обстоятельства. Не существует и любовного зелья, гарантирующего «вечное семейное счастье». Никакие свадебные речи не научат людей, как им достичь блаженства. Их счастье будет зависеть от их собственного устремления к нему, от их знаний, любви и самопожертвования. Почти ничего, не меняя изнутри, свадьба резко меняет статус, права и возможности. Возможно, сожительствующим любовникам и удастся избежать развода, адвокатов и алиментов, но слез, страданий и проблем при этом, обычно, меньше не бывает.
В основе отношений благополучных родительских пар нет и следа противоречивости. Счастье и другие прекрасные стороны брака, заключены в неослабевающем желании быть вместе, на полной вере в прочность своих супружеских отношений и на безусловном обязательстве жить вместе.
Если в отношениях супругов присутствуют эти три момента, то пара, скорее всего, будет благополучной, даже при отсутствии многого другого. Если в отношениях семейной пары отсутствует хотя-бы один из перечисленных аспектов, то в успешности совместного воспитания можно очень и очень сомневаться. Конечно, взаимное чувство супругов, их духовное родство, единство жизненных целей, общность взглядов – это гарантия того, что брачный союз будет крепким. Но, подобное взаимопонимание между супругами, духовная близость – это чаще результат прожитой вместе жизни, чем искомые качества, присущие людям, вступающим в брак. Нельзя не принимать в расчет и имеющихся у супругов различий – социальных, демографических, культурных, психофизиологических и других. Более того, с возрастом у каждого человека изменяются его жизненные планы, появляются новые и «угасают» прежние потребности, меняются ценностные ориентации
Этапы развития семьи.
Дети – это счастье, «божья благодать». Те, кто хотят иметь детей и психологически к этому готовы и способны содержать их материально, должны их иметь. Главное, чтобы у них было реальное представление о том, что это такое.
«Иметь ребенка» – звучит так здорово! Но младенцы превращаются в двухлетних неслухов, семилетних грубиянов, двенадцатилетних лентяев и пятнадцатилетних бунтарей.
Иметь или не иметь мужу и жене детей – на то воля Господа, но не приказ. Каждая пара должна сама решить, иметь ей детей или не иметь. Вот тут и вступает в свои права понятие «планирование семьи».
Под планированием семьи подразумевается, что муж и жена определят, сколько они хотят иметь детей, когда и через какой промежуток времени. Иными словами отдается предпочтение выбору, а не случайности. Это очень важный аспект. Так как ни для кого уже не секрет, что «случайные» дети, как правило, не имеют всех тех преимуществ в своем развитии и успешности в жизни, как запланированные и желанные дети. С этим связана способность родителей, обеспечить в полной мере физические, эмоциональные и духовные потребности ребенка.
Каждая семья проходит несколько этапов развития.
Начальный (адаптационный ) период, молодые супруги, по существу, устраивают свой быт, привыкают друг к другу, распределяют роли в семье, организовывают совместный досуг. У всех пар этот период имеет различную продолжительность. Очень важно, чтобы данный этап имел по времени продолжительность, хотя бы два, три года. Так как статистика показывает, что рождение ребенка в этот период семейной жизни увеличивает вероятность развода в два раза. Как и в этапах развития ребенка, так и, в этапах развития семьи, все этапы обязательно должны быть прожиты, а не проскочены мимо, в силу каких-то обстоятельств. Природа и обязательность прожития все равно возьмут свое, не сейчас, так потом в другое время.
Следующий период развития – это период, связанный с рождением ребенка. Приводящего к большой перестройке в отношениях супругов, появлению у них новых, родительских обязанностей, перераспределение материального бюджета и бюджета времени и т. д.
По мере подрастания детей появляются задачи связанные с развитием семьи как небольшого коллектива в целом и каждого ее члена в отдельности.
Рождение ребенка, как кризис семейных отношений.
Сегодня многие женщины, из-за смещения половой роли, и ухода в маскулинность, воспринимают рождение ребенка и роль материнства как психоэмоциональный кризис.
Этот кризис усиливается, если рядом с маскулинной женщиной находится инфантильный мужчина.
Кризис взимооотношений между супругами неизбежен и когда они психоэмоционально здоровы, поэтому очень важно, чтобы супруги обратили внимание на свою эмоциональную реакцию, когда становится известно, что беременность наступила. В такой момент происходит ряд психологических изменений в личности каждого супруга. Например, мужчина может почувствовать радость в случае, если он психологически зрел и, наоборот, печаль и тревогу, если он инфантилен. В следующей фазе протекания беременности от зачатия до рождения может вызвать усталость, связанную с физиологическими изменениями будущей мамы и сексуальной невостребованностью папы. В это время важно проговаривать, возникшие проблемы на этой почве, между собой, говоря именно об эмоциях. Кризис обязательно возникает в семьях, живущих в гражданском браке, т.к. мама не имеет уверенности в том, что дальнейшая ее жизнь, будет поддержана ее гражданским мужем.
После рождения ребенка инфантильный отец испытывает большие трудности с выполнением роли отца. У него повышается тревога и неуверенность, и глава семьи уходит от своих обязанностей в пьянство или болезнь. Чаще в такую ситуацию попадают мужчины, которые воспитывались без отца, у них отсутствует модель отцовства. Такие отцы сами на психологическом уровне дети, поэтому на бессознательном уровне появление новорожденного их не радует, а пугает. Из-за ощущения «заброшенности», которое возникает при виде, что жена уделяет больше внимания ребенку; они уходят в обиду и из дома(работа, рыбалка, охота, гараж, и т. п.). Таким поведением они провоцируют свою жену на конфликт и отрицательные эмоции, как обида, злость и разочарование – как в муже, так и в материнстве. О какой гармонии семейных отношений здесь можно говорить?
Когда в семье есть дети от первых браков, то кризис может быть спровоцирован конкуренцией и ревностью ребенка к малышу, неспособность одного (нового) супруга принять ребенка от первого брака в свое психоэмоциональное пространство.
Дети, где молодые мамы отдают своих детей бабушкам и няням, а сами уходят в работу или живут для себя, становятся раздражительными, тревожными и в итоге не получают от мамы базового доверия к окружающему миру. Взрослея, эти дети в силу своей психологической неадаптивности попадают в различные критические и опасные для жизни ситуации.
Практика сегодняшней жизни показывает, что к рождению ребенка родители готовятся только материально, но не психологически. Ребенок не просил его «заводить», это решение взрослых людей; однако на практике все последствия психологической незрелости взрослых, приходится нести именно ребенку.
Кризис семейных отношений преодолевают только те, кто преодолевает свои страхи, поднимается на новый уровень преодоления себя и происходящего в пространстве семьи. Для этого всего лишь надо уметь спокойно проговорить происходящее, быть открытым друг другу и не бояться искать помощи, откидывая в сторону все страхи и тревоги.
Семья и общество.
Полноценного развития ребенка и родительского счастья не бывает без чувств и переживаний.
Эмоциональная атмосфера общества, реальные ценности, утверждаемые в нем, вольно или невольно задают ориентации в каждой семье.
Нестабильность, преобладание в течение длительного времени неуверенности, страха, агрессии – все это играет драматическую роль в семейных отношениях. Искажает и упрощает эмоциональные отношения между родителями и детьми.
Драма всего общественного уклада в том, что с самого начала многие дети в семье обделены родительской и, главное, материнской любовью.
Этот страшнейший из всех видов дефицита – дефицит родительской любви – оставляет глубокие раны в сознании ребенка.
Видят ли родители всю глубину проблемы? Знают ли они, например, как малыш откликается на разные проявления чувств родителей и чем платит в ответ, и осознает ли он, что его любят не очень сильно или не любят вовсе?
Понимают ли родители чувства детей, хотят ли, что-либо, изменить в своих действиях, отношениях?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на все ступени развития ребенка от момента рождения до начала школьной жизни.
Ступени развития ребенка.
Начнем с самого начала. С беременности.
Уже в это время ребенок начинает проявлять «активность», требует прислушаться к нему: тошнота по утрам, головокружение – «я уже есть, я уже с чем-то не согласен». Он заставляет изменить режим дня и ваши вкусы. Первое шевеление – появилась возможность тактильного общения. Как только вы или муж положите свою руку на живот, ребенок тот час - же замрет, прислушиваясь к теплу ваших рук. Именно через руки он может почувствовать ваши переживания – огорчение, страх, радость. И вы можете определить его реакцию – по его движениям. Он ведь уже знает ритм материнских шагов, ее голос, тепло, уют, движения, ее пульс – мир, в котором ему очень хорошо.
Уже в возрасте четырех месяцев, когда интенсивно развивается головной мозг ребенка надо рассказывать ему на ночь сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Ритм вашего голоса, мелодичность, звуковые колебания, все это способствует тому, что вы своими голосами, способствуете развитию будущей гармоничной личности.
Ведь именно такая задача стоит перед родителями. Вырастить гармонично развитую личность.
Почему именно на внутриутробном развитии мы останавливаем свое пристальное внимание. Современный уровень науки позволил выяснить, что именно в перинатальный (внутриутробный) период и появляется различная патология, которая непосредственно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Конечно, именно с курением, алкоголизмом (причем однократным), наркоманией, токсикоманией связаны основные проблемы во внутриутробный период, но это проблема современного общества в большей степени, чем каждого родителя в отдельности. Ведь грамотные родители будут изо всех сил стремиться избежать большинства перечисленных проблем.
А о тех ситуациях «так получилось», мы не говорим. Так как изначально такие дети имеют мало шансов развиться в гармонично развитую личность, счастье, если все же получится.
Материнская любовь.
«Материнская любовь к растущему ребенку,
любовь, которая ничего не желает для
себя,
это, возможно, наиболее трудная форма
любви из всех достижимых»
(Э. Фромм).
Разумеется, чувство матери несет на себе отсвет культуры общества: отношения к женщине-матери, к детям – будущему страны, к семье и семейным взаимоотношениям.
Природа дала матери чувство любви и предопределила механизм его дальнейшего развития и действия. Чувство любви растет вместе с малышом, и к моменту родов мать и ребенок готовы соединиться в совместном чувстве любви. Но у них разные потребности и способы «овеществления» этого чувства. Мать готова любить малыша, не видя его индивидуальные особенности, но именно они, это те опоры и стимулы, за которые должно «зацепиться» ее чувство и обрести плоть и кровь.
Ко всему: внешности, выражению лица, голосу, беззащитности ребенка - еще надо привыкнуть. Разглядеть, почувствовать, обрести и заметить потребность ребенка в себе.
Мир не разъединил, а напротив, сблизил, дал новые возможности ощутить кожей, увидеть глазами, услышать ушами, понять сердцем друг друга.
Как правило, перед родами чувства и помыслы мамы сосредоточены на себе и к несчастью, основное чувство, которое владеет будущей мамой, это страх или тревога за себя.
Сильнейший эмоциональный стресс, не отрицательный, а положительный, который испытывает мать после родов, это мощная готовность всех ее органов чувств, ее эмоционально- волевой сферы обрести малыша. Соединить возникшие новые внешние и внутренние стимулы с прежними стимулами, согласовать чувство, что выросло внутри нее, с тем, для чего оно в ней существует её главная задача после рождения ребенка.
Ребенок.
Младенец же остается один на один с новым, незнакомым, чужим миром яркого света, пластмассы, металла, никак не связанным с его прошлым опытом. И основная задача этого периода – обрести друг друга в новых условиях.
Очень печально, если какие-либо обстоятельства, мешают либо маме, либо ребенку, благополучно прожить данный этап развития.
Единственное, что осталось в новых условиях жизни прежним, это мама.
Все органы чувств новорожденного функционируют активно уже к моменту родов. Из нахлынувшей информации выбирают, что уже знакомо и оценивается им как хорошее: это биение сердца матери, тембр голоса, тепло ее тела, возможно, ее запах, и потребность быть снова вместе. Не надо доказывать, как важен этот этап для адаптации и успешности в дальнейшей жизни ребенка. Именно поэтому кормление грудью активно восстанавливает близость матери и ребенка, а значит, является почвой для обретения психологического контакта. Часто это первая и на протяжении первой недели жизни единственная возможность общения.
Физический (тактильный) контакт ограничен только прикосновением к груди, ограничение во времени не дает возможности длительного контакта, когда можно прочувствовать друг друга, а значит наладить наибольший психофизиологический комфорт. Поэтому надо постараться не нервничать и не волноваться, и главное не спешить. Дайте время ребенку разобраться в окружающем мире.
Это ваш совместный первый общий успех и первый шаг вашего взаимного сотрудничества. К сожалению, вся гамма первых чувств, которой на самом деле выражается сущность взаимоотношений матери и младенца, нередко остается за пределами первых встреч. Период, когда у младенца формируется отношение к матери, когда реализуется его потребность в физическом контакте с ней, и эта потребность обретает смысл защиты, удовольствия, или, напротив, напряженности и отчуждения, называется сензитивным или чувствительным периодом. А первый контакт, это самый главный, критический момент в этом процессе.
Мама.
В развитии любви матери этот период (первые дни жизни младенца) особый. Внешность, особенности строения, цвет кожи, запах, издаваемые малышом звуки – все это те ключевые стимулы, которые самой природой предопределены для пробуждения соответствующего чувства матери.
Но для того чтобы оно возникло, женщина должна быть к нему готова, и иметь возможность сосредоточится на нем. Отсюда виден еще один момент, который может привести к дальнейшим проблемам ребенка, ведь ни для кого не секрет, что повысился процент «юных» матерей. О какой готовности при этом можно говорить. Можно только пожалеть ребенка, хотя, конечно нет правил без исключения, но таких готовых «юных» зрелых мам очень мало.
Психоаналитическая практика показывает, что мать начинает создавать психологический образ ребенка (каким он должен быть) еще до рождения, а иногда и до зачатия. Образ ребенка со временем переходит с сознательного уровня на бессознательный. Этот факт и подтверждает форму и сам процесс передачи его на бессознательное ребенка. Он получает команду, каким он должен быть, от мамы на вербальном уровне (слова, в которых она выражает свое видение) и невербальном (действия, мимика, эмоциональные реакции и т.п.)
Процесс передачи образа (каким я хотела бы тебя видеть) ребенку со стороны мамы, происходит на протяжении всего процесса психосексуального развития.
Начало диалога.
Глаза – зеркало души. Понимающим друг друга близким людям не нужны слова – достаточно взгляда.
Этот способ общения, богатый значениями, насыщенный эмоциями, поможет выразить то, что не всегда можно донести словами, позволит точно угадать состояние души. Такому специфически человеческому способу общения ребенку предстоит научиться. Учитывая, что тесная и длительная связь с матерью неразделима 250 дней или до момента поступления ребенка в школу, данный способ взаимодействия очень важен.
Не менее важен и другой аспект взаимодействия ребенка и матери - тактильный контакт. Ребенок воспринимает мир очень ярко, всеми своими чувствами. Его возможности в этом отношении огромны. Ничто не ускользает от детского внимания. Его нежная кожа, (экстероцептивная чувствительность), ощущает самые легкие прикосновения, малейшее давление; он тонко чувствует движения своих суставов и сокращения мышц (проприоцептивная рецепция), воспринимает давление на внутренние органы и их перемещения (висцеральная чувствительность).
Едва появившись на свет, ребенок уже способен анализировать все сообщения, исходящие от рецепторов, оценивать, насколько приятно то или иное ощущение, понимать смысл производимых с ним действий. Он очень быстро научается распознавать истинные чувства человека, берущего его на руки, и отличать тех, кто его любит.
Единство ребенка и матери определяет психическую уравновешенность и будущее сексуальное поведение ребенка.
Многочисленные исследования показывают, как губительно недостаток физических контактов влияет на здоровье, рост и психомоторное развитие ребенка. Шестимесячный ребенок, вскормленный грудью, обгоняет в своем физическом и психическом развитии ровесника, которому приходилось довольствоваться бутылочкой с соской. Он быстрее растет, меньше болеет, раньше научается ходить и говорить. И это не только результат сбалансированного питания.
Кормление грудью, материнскую заботу и ласку ничем нельзя заменить.
Отсутствие тепла общения.
Дети в детских домах или больницах, если им приходится жить там подолгу, начинают отставать в росте и психомоторном развитии, их кожа становится дряблой и бледной. Они не ласкаются, не умеют общаться и нередко избегают контактов с людьми. Если такого ребенка взять на руки, он кажется деревянным. Эти малыши постоянно сосут большой палец или раскачиваются из стороны в сторону. И все это из-за дефицита ласки, без которой ребенок не способен к полноценному развитию.
Однако ребенок может родиться в нормальной семье и страдать также от недостатка любви и ласки.
Матери бывают незрелые, беспокойные, эгоцентричные. Они не любят подолгу заниматься ребенком, кормить, купать, пеленать, ласкать и укачивать его. Они не способны подарить своему малышу достаточно тепла и заботы. Это проблема всех занятых женщин.
Заброшенный ребенок очень страдает. Пытаясь хоть чем-то помочь себе, он начинает сосать палец или вообще все, что может засунуть в рот. Он царапает себе нос, теребит волосы или ткань, обнимает или прижимает к себе игрушки или постельное белье, раскачивается.
Если данная практика никак не прекращается, то в дальнейшем это приводит к психосоматическим расстройствам. Это может выражаться рвотой, болями в животе, экземой, астмой.
Далее в период взросления данное не внимание к ребенку и отсутствие ласки, поглаживаний, объятий приводит к тому, что прогрессируют заболевания органов дыхания, ребенок становится неуверенным и неспособным в дальнейшем к социальной адаптации. Он чувствует себя тревожным и одиноким.
Заболевание горла и уха говорят не только о неспособности ребенка к психоэмоциональной адаптации, но четко указывают на то, что семья, в которой проживает ребенок находится в психоэмоциональном кризисе.
Заболевания крови встречаются у детей, чьи родители постоянно конфликтуют или находятся в любой из стадий развода.
Заболевания: энурез, энкапрез, нервные тики, являются показателем присутствия эмоциональных проблем во взаимоотношениях «мать- ребенок». Чаще это переживания, связанные с одиночеством и чувством отверженности.
Чаще травмируются дети, которые испытывают дефицит эмоционального тепла в семье, так как страдают от чувства вины, тревожности и склонности к самонаказанию.
Когда ребенок воспитывается в не полной семье, атмосфера данной семьи подталкивает ребенка, слишком рано к взрослым действиям. В результате, проскочив детство, сталкиваясь с препятствиями жизни (детский сад, школа) они пытаются их преодолеть не признаваясь при этом, что им нужна помощь, забота, ласка, поддержка. В итоге появляется кризис внутри личности и псевдонезависимость, которая выражается соматическим расстройством желудочно-кишечного тракта.
Залог родительской любви.
Ласка – это знак родительской любви, а значит, залог спокойствия ребенка.
Ее отсутствие беспокоит и мучает его, коверкает его тело и душу. Стремясь избавиться от страданий, ребенок как бы одевается в защитную броню, становясь бесчувственным и черствым. При этом он теряет способность воспринимать ласку. Дети, не дополучившие ласки, плохо владеют своим телом, они неуклюжи. У них деревянная походка, скупые, неловкие, мало соответствующие ситуации движения. Не меньше проблем возникает в общении. Такие дети грубы, им не хватает такта, им трудно выразить свои чувства. Всегда молчаливые, они избегают разговоров, во всех контактах с окружающими они остаются лишь жалкими подражателями, они не умеют сами взять человека за руку или обнять.
Никогда не надо скупиться на нежность к детям. Обязательным элементом в жизни семьи должен быть ритуал, при котором: трижды в день обняться и трижды в день поцеловаться, было, как попить воды.
Искусство любви.
Младенец в момент рождения должен был бы испытывать страх смерти, если бы милостливая судьба не предохранила его от всякого осознания тревоги, связанной с отделением от матери, от внутриутробного существования.
Младенец может осознать себя и мир, как нечто, существовавшее без него. Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, и не отличает еще тепло и пищу от их источника: матери. Мать – это тепло, мать – это пища, мать – это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности.
Внешняя реальность, люди и вещи имеют значение лишь в той степени, в какой они удовлетворяют или фрустируют внутреннее состояние тела. Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи, как они есть; удовлетворение в питании становится отличным от соска; грудь от матери. В конце концов, ребенок воспринимает жажду, удовлетворение молоком, грудь, и мать как различные сущности.
Он научается воспринимать много других вещей как другие, как имеющие свое собственное существование. С этой поры он учится давать им имена.
Через некоторое время он учится обходиться с ними, узнает, что огонь горячий и причиняет боль. Материнское тело теплое и приятное, дерево твердое и тяжелое, бумага светлая и рвется.
Он учиться обходиться с людьми: мать улыбается, когда я ем, она берет меня на руки, когда я плачу, она похвалит меня, если я облегчусь. Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я- ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне.
Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я.
Это переживание любимости матерью – пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для этого, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть ее ребенком.
Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.
Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать, ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно если бы все прекрасное ушло из жизни и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
Для большинства детей школьного возраста проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым за то, что они есть.
С данного возраста в развитии ребенка появляется фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери (или отцу), создать что-нибудь – стихотворение, рисунок или что бы то ни было. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви.
Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим».
Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю».
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе».
Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
Любовь матери, любовь отца.
С развитием способности любить тесно связано развитие объекта любви.
Первые месяцы и годы это тот период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Рождение в некоторых отношениях изменяет ситуацию, но не так сильно, как бы могло казаться. Ребенок, хотя он теперь не в утробе, все еще полностью зависит от матери. Однако день за днем он становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и более важной становится связь с отцом.
Чтобы понять этот поворот от матери к отцу, мы должны принять во внимание различие межу материнской и отцовской любовью.
Материнская любовь по самой своей природе безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания.
Связь с отцом совершенно другая. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.
Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений.
Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.
С этой функцией тесно связана та, которая имеет дело с социально-экономическим развитием.
Когда частная собственность возникла и когда она могла быть унаследована одним из сыновей, отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, что им оказывался тот сын, который более всего был похож на отца. Которого отец считал наиболее подходящим для того чтобы стать наследником, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, тоже обе стороны.
Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, ели ребенок не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, а непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви.
Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь вне пределов моего контроля, как любовь материнская.
Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует по отношению его собственным потребностям.
Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически.
Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.
Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать, ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не зажать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым, и, в конце концов, отделился от нее.
Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца.
В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости. Недостаток этого развития составляет причину неврозов.
При односторонней привязанности к отцу приводят к маниакальным неврозам, при такой же привязанности к матери возникают истерии, алкоголизм, неспособность утверждать себя и различные депрессии.
Воспитание.
«Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи
последняя
приобретена ценою большого труда и заботы,
а в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим»
Демокрит.
С лова эпиграфа предупреждают, насколько внимательно следует относиться к одному из таинств жизни - продолжаю себя в ребенке.
К сожалению, столь серьезный подход к воспитанию не является распространенным. Увы, взрослые, увлекаясь профессиональными делами, в заботе о том, каким станет ребенок, чаще полагаются на везение.
В практике воспитания осознанный и выверенный опыт сплошь и рядом подменяются неоправданной самонадеянностью, продуманное и постоянное влияние – эпизодичными и несогласованными наставлениями и выговорами и так далее.
Плата же за небрежность, просчеты и ошибки в воспитании несравнима ни с чем. Это неисчислимые личные трагедии и не сложившиеся судьбы воспитываемых и воспитывающих, но и задевающее всех общественное зло.
Воспитание всегда поиск и творчество. Воспитание может сделать ребенка счастливым, но оно же может привести к неудачам и горю.
Каждого воспитателя тоже когда-то воспитывали. Воспитание является как бы бесконечной цепью, в которой будущее зависит от прошлого и настоящего. Нужно использовать накопленный человечеством опыт, ведь воспитание других всегда начинается с воспитания самого себя.
Воспитатель никогда не должен учить тому, чего не знает сам. И из этого правила нет исключений.
Для ребенка первым значимым воспитателем являются его родители.
В восьми случаях из десяти испорченный ребенок является ребенком, которого испортили. Если ребенок лжет и ворует, то прежде надо узнать, почему он это делает.
Многие люди в определенном возрасте как бы застывают в своем развитии. Это является причиной того, что миллионы людей не достаточно воспитаны или вовсе не имеют воспитания.
Надо понимать, что образование – это еще не воспитание. Лучше быть воспитанным и необразованным, чем быть образованным хамом.
Для многих каждый новый день это повторение дня вчерашнего. Почему? Потому что они так воспитаны, они не могут меняться. Может быть, это дает им какую-то защиту, но несчастье в том, что они эту «окостенелость» переносят на своих детей. Воспитателю нельзя пользоваться только своим опытом и мудростью. Кроме того, многие родители не уделяют достаточно времени воспитанию детей, их захватила текучка, у них «нет ни минуты» и они передают детей бабушкам.
А может ли воспитывать тот, у кого есть силы только для себя? В современном мире и возраст бабушек далек от «социального» возраста бабушки, в большинстве им от 38-40 лет и собственная жизнь только начинается.
Прежде чем обучать ребенка, его надо создать – то есть, осознать еще одну новую жизнь, создать человека, предназначенного не только для того, чтобы работать, но, и чтобы думать, чувствовать, страдать, смеяться и переживать всю гамму чувств и эмоций, которые присущи только человеку.
Очень часто результатом воспитания становится ограниченность, потому что родители имеют свое, вполне определенное, мнение по каждому вопросу, и мнение одного совершенно исключает мнение другого. У каждого есть готовые идеи, образцы, которым необходимо следовать. Эти идеи и образцы, как правило, взяты из своих родительских семей. И родители требуют безоговорочно, чтобы ребенок принимал и делал все автоматически.
Воспитание же должно освобождать сознание родителей, оно должно избегать шаблонов.
Правильное воспитание создает, а не разрушает свободу мысли.
Учиться воспитывать – это, прежде всего, дать себе отчет в том, что ты сам много не знаешь, что некоторые твои представления ложны.
Но беда многих родителей и состоит в том, что они бояться и не желают знать правды о себе.
Воспитание и любовь.
Без любви воспитание невозможно. Это совершенно очевидно. Без любви можно только натаскивать, смирять, обуздывать, обтесывать. Можно вдалбливать хорошие манеры.
Думать, что любишь и любить это две совершенно противоположные вещи, как север и юг.
Любовь – это безмятежность и уравновешенность, ясность и сила. Тот, кто любит только отдает, даже не думая о том, что получит взамен.
Авторитарные воспитатели, диктаторы, тираны, родители, которые «отдают последнюю рубашку» своему ребенку, они только думают, что любят.
Их цель – подавить ребенка. И эта цель у них в подсознании.
Своей «добротой» такие родители могут довести ребенка до болезни или преступления. Открытое сопротивление пресекается тут же, о внутреннем состоянии ребенка такие родители не думают. Непредвиденное действие ребенка воспринимается ими как восстание, как пощечина.
Многие родители переносят на детей свои несбывшиеся планы, надежды, амбиции. Часто можно услышать:
- Хочу, чтобы он был красивее меня.
- Хочу, чтобы он стал моим продолжателем.
- Хочу, чтобы он удачно женился, (вышла замуж).
- Я не смог стать врачом, пусть он сделает это.
Где же любовь? Кто из этих родителей ставит себя на место ребенка? Однако они думают, что приносят ребенку благо, хотя все это делают только для себя.
Такое воспитание приводит к неврозам, озлобленности, комплексу неполноценности.
Представьте себе родителя, который говорит: «У меня нет комплексов, у моего сына их тоже не будет. Я отведу его в ту же школу, где учился сам, для его же блага». Этот отец такой хвастун и фанфарон, каких не видывал свет. Вообразите его ребенка в будущем, когда он станет отцом. Он повторит ту же песню, как эхо.
Источником внутренней напряженности и нивелированной индивидуальности почти всегда бывает воспитание без любви и понимания, в основе которого лежит замаскированный эгоизм.
Некоторые родители гордятся своей твердостью и непоколебимостью. При отсутствии гибкости – это замена силы воли. В девяти случаях из десяти такое воспитание не достигает цели.
Отец такого типа – человек принципа, раздражительный, сухой, властолюбивый, готовый перевернуть все, чтобы довиться послушания.
В основе всего этого страх. Свое мнение такие люди отстаивают любой ценой, пересмотреть его – значит признать свою слабость или отсутствие характера.
Вот мнение одного из родителей: «Мои принципы никогда не меняются. Я их вдалбливаю моим сыновьям. Они поймут это позже. За мою суровость они будут еще меня благодарить». Но благодарности он не дождался. Сыновья считали, что отец не воспитывал и не любил их, а только дрессировал.
Ф. Кафка в своем «Письме к отцу» показывает весь ужас, драматизм такого воспитания, лишенного любви.
Дальше всего от любви – ненависть. Если воспитатели враждебно настроены по отношению воспитанникам, то вместо того чтобы открыть дорогу к взаимопониманию, они ее закрывают. Такое воспитание ведет к тщеславию, нездоровому соревнованию, к желанию превосходства. В итоге: ошибки, страх, бессилие.
Задача воспитателя не в том, чтобы ученик блестяще сдал экзамены, а в том, чтобы развить его мышление. Если воспитатель ограничен, он может передать только набор формулировок, но не интеллигентность, ну и конечно не любовь. И все это переходит от поколения к поколению.
Воспитание должно быть сотрудничеством старшего и младшего – дети тоже воспитывают родителей.
Воспитание – это постоянный обмен мнениями, взглядами, эмоциями.
Если воспитатель относится к себе как к совершенству, то он подсознательно считает себя правым всем.
К сожалению, у очень многих воспитателей, родителей, учителей чувство превосходства идет от бескультурья. Это часто подсознательная, болезненная потребность уважения и восхищения. Они хотят, чтобы воспитанники молча выполняли все их указания, какими бы бредовыми они не были.
Воспитывать ребенка – значит направлять его. Настоящий воспитатель должен быть сам духовно богатым человеком. Он только дает и не стремиться получать. Почести, власть, благодарность для него не должны иметь никакого, значения. Только тогда прервется долгая череда дурных родителей и недалеких учителей, озлобленных и просто больных людей станет меньше.
Не полагайтесь только на себя.
«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,
каждый человек, с
которым формирующаяся личность
соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно»
В.А. Сухомлинский.
Главная задача воспитания состоит в развитии у человека неравнодушного отношения ко всему, что его окружает – к другим людям и себе, к нормам и ценностям общества, к природе, культуре, искусству – отношения, которое в итоге проявляется в его интересах, идеалах и жизненных целях.
Без преувеличения можно сказать, что для достижения этой цели человек на протяжении всей жизни буквально с первых ее дней подвергается постоянному, разностороннему и организованному, хотя часто и противоречивому влиянию со стороны окружающих его людей и общественных учреждений. Создаваемая вокруг человека этими неисчислимыми влияниями общая воспитательная атмосфера является главным его воспитателем.
Только в начале она ограничена ближайшим окружением. Но и тогда родители, родственники, работники детских учреждений, да и все взрослые, соприкасающиеся с ребенком «подчас случайно, мимолетно», пользуются всеми подходящими случаями для того, чтобы указать, каким он должен быть и что недостойно в жизни.
В последствии, по мере вхождения ребенка в жизнь и приобщения к культуре, круг воспитывающих его воздействий значительно расширяется. Воспитывать начинают школа, кружки, спортивные секции и лагеря, искусство, средства массовой информации и многое другое.
На сегодняшний момент средства массовой информации имеют настолько огромное влияние на ребенка, начиная прямо с колыбели, что затмило все остальные, выше приведенные источники информирования. Самое печальное в этом то, что цензуры информации просто нет. Это касается всех без исключения видов, включая и мобильные телефоны.
В действительности от задач воспитания и от ответственности за него не освобождено ни одно общественное учреждение, ни один человек. Например, за вовлечение ребенка в преступную деятельность можно понести уголовное наказание. Но так как подают эту информацию наши СМИ можно только диву даваться.
То есть акценты делаются не на наказании, а на самих действиях, ведущих к этим наказаниям.
Тем самым пропагандируя насилие, агрессию, жестокость, бессердечность по отношению к своим близким (стоит только посмотреть передачу «Жди меня»).
Множество оказываемых на ребенка специальных влияний составляет только один из источников воспитательной атмосферы. Когда родители считают, что какое-то влияние не желательно, они обычно делают все возможное, и то что в их силах, чтобы что то ему противопоставить. Более трудно противостоять другому источнику воспитания – условиям жизни, наблюдаемым в ней примерам.
В.А.Сухомлинский в подтверждение своих слов, вынесенных в эпиграф. писал: «В столовой ребенок не только ест, но и видит. И хорошее и плохое. Вот семиклассник оттеснил от буфетной стойки первоклассника, купил, что нужно, а малыш оказался в конце очереди. Ребенок видит у умывальника грязное полотенце. Хочешь- помой руки, хочешь- не мой. Но потому что никому не хочется заниматься еще одним делом, никто не моет рук. На окне стоит горшок с розой. В горшок складываются огрызки яблок. Окно засижено мухами. С кухни доносится сердитый голос: мужчина кого-то ругает. Из всего, что видел ребенок в течение двадцати минут в школьной столовой, в его подсознании отразилось много хорошего но и отразились факты, резко расходящиеся с поручениями, которые детям, конечно, часто приходится слышать от воспитателя».
Условия жизни, в которых ребенок не находит подтверждения словам старших, - самые опасные для воспитания.
Слыша одно, а, наблюдая другое, ребенок начинает воспринимать слова о достоинстве, чести, справедливости как наивную, непригодную для жизни сказку. Даже мелочи, сами по себе не приметные, из-за своего обилия и постоянства способны стать силой, сводящей на нет старания воспитателей. Столкновения же с серьезными жизненными изъянами – несправедливостью, насилием, продажностью, ложью, унижающей бытовой неустроенностью – очень быстро навязывают ребенку взгляды, мало похожие на те, которые прививались ему в семье.
Но это не означает бессмысленности воспитательного воздействия. Просто не надо недооценивать эту внешнюю силу.
Существует, однако, еще один важный фактор, влияющий на воспитательную атмосферу, - сам ребенок.
В воспитании он не остается пассивным существом, безропотно впитывающим все, что содержится в созданной вокруг него воспитательной атмосфере.
Попытки отстоять свои права и взгляды можно усмотреть в обидах малыша, упреках матери («ты не хорошая»), угрозах («не буду тебя любить») и тому подобное.
Это сначала беспомощные усилия маленького изменить взрослого позднее, в подростковом возрасте, естественно перерастают (таковы законы развития) в устойчивое сопротивление, которое проявляется в негативизме, упрямстве, демонстративной самостоятельности, отвержении принятых ранее ценностей и других негативных проявлениях.
Следует признать, что такие попытки воспитания воспитателей уже приводят к изменениям в воспитательной атмосфере: не сталкиваясь с сопротивлением подростка, взрослые, по-видимому, значительно дольше сохраняли бы удобную для себя позицию авторитарного воспитателя и видели бы в ребенке только послушного преемника своих ценностей и идеалов.
Вполне естественно, что подросток начинает выходить из-под влияния семьи, и мнение друзей становится для него важнее мнения родителей.
Не менее естественно, что родителей это возмущает, и они начинают затяжную борьбу за влияние, выставляя в качестве аргументов в спорах свой жизненный опыт («Мы тоже были молодыми и глупыми»), заботу о будущем ребенка и тому подобные аргументы.
Посторонних влияний не миновать, поэтому лучше ребенка от них не отгораживать, а подбирать, изменять и использовать их так, чтобы они развивали его в нужном направлении, выгодно дополняя семейное воспитание.
Такие советы легче давать, чем выполнять.
В сравнении с силами окружения человек слаб и часто вынужден мириться с условиями, которые ему совсем не по душе, но изменить которые он не в силах.
Тем важнее искать и не пропускать те случаи, когда эти условия могут быть изменены и использованы.
Самый главный и очевидный вывод состоит в том, что в воспитании, даже если оно проходит гладко и не предвещает неожиданностей, нельзя слишком доверять себе, переоценивать собственное влияние, влияние семьи.
Условия жизни, общая воспитательная атмосфера должны вызывать пристальное внимание и быть предметом постоянной заботы родителей; в отношении к этой силе лучше перестраховаться, чем ее недооценить.
Пока ребенок еще маленький и окружающие условия особенно на него не влияют, следует задуматься о том, с чем он столкнется в будущем. Для ограждения от дурного влияния иногда требуются такие крайние меры, как смена школы, даже места жительства. Очевидно, что чем раньше об этом задуматься, тем лучше и безболезненнее это можно совершить.
Семья именно в ранний период развития ребенка имеет на него исключительное, еще ни с кем не разделяемое влияние.
Попытки отгородить его от нежелательных влияний часто бывают безуспешными только из-за несвоевременности.
Часто родители думают, что малыша достаточно кормить, одевать, да иногда играть с ним; воспитание они откладывают «когда - нибудь потом», когда ребенок подрастет и начнет больше понимать. Но эмоциональная привязанность к взрослому, доверие и любовь к нему складывается у ребенка именно на ранних этапах жизни.
Их формирование может и не состоятся «потом», когда он поймет, что в мире, а не только в семье, много привлекательного. Эмоциональные отношения могут оказаться решающими при попытке повлиять на подросшего ребенка. И конечно нельзя сбрасывать со «счетов» генетическую предрасположенность к чему-либо, накопленный опыт всех предыдущих поколений, который в обязательном порядке в какой-то мере передается ребенку еще в тот момент, когда происходит слияние двух клеток: матери и отца.
Что противостоит воспитателю.
«Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым
учить детей не в той
мере, в какой они могут усваивать,
а в какой только сам он желает».
Ян Коменский (1592-1670).
Официальная педагогика прежнего времени утверждала, что человек рождается без какой-либо предопределенности – ни хорошим человеком, ни плохим. Но может стать тем и другим в зависимости от воспитания и социальных условий жизни. Однообразия нет. Да и не должно быть, не только среди людей, но даже среди животных и растений.
Каждый еще в школе слышал, что главный источник различий между индивидами – способность приспосабливаться к условиям существования. Эта азбучная истина дает повод задуматься.
Если природа заготовила особые разновидности для различных условий микроклимата, то, может быть, встречающиеся варианты человеческого характера, скажем склонность подчинять или подчиняться, - тоже ее заготовки? Во всяком случае, это свойственно не только человеку. Животные многих видов постоянно заняты выяснением, кто кого должен бояться и слушаться.
Создаваемые воспитателем условия – строгость воспитания или вседозволенность, роль любимца или отверженного, только способствуют проявлению заготовленных природой душевных качеств, но их не создают.
Стало быть, воспитатель должен смириться с тем, что не один он является творцом. Что добиться желаемого он может только во взаимодействии, а иногда и при схватке с другим творцом- природой.
Но и это еще не все. Другой, не столь широко известный источник различий между индивидами – плановая изменчивость индивидуальных особенностей.
Природа тоже выпускает в жизнь свои «заготовки», только уже не в ответ на условия жизни, а просто так, как бы на всякий случай. Мало ли что в жизни может случиться, даже нечто совершенно новое или внезапное, быстротечное. К чему сразу же не приспособишься.
На всякого рода катаклизмы и «сюрпризы» биологическому виду полезно иметь в запасе небольшой процент плановых отклонений – вдруг именно индивиды с необычными свойствами окажутся лучше приспособленными к грядущим неожиданностям?
Это означает, что и определенный процент злобных, трусливых, властных и характеров с другими крайностями неизбежен и не зависит от условий жизни. Некоторые обладатели таких отклонений приспосабливаются к жизни и сносно существуют. Другие же из-за неприспособленности могут погибнуть. Несмотря на отдельные потери, для вида в целом существование плановых отклонений в высшей степени целесообразно.
Если от этих общебиологических представлений вернуться к воспитанию человека, то, прежде всего, следует подчеркнуть, что нет оснований отказывать в таких же качествах и человеческой природе.
Ее следует признать тоже многовариантной, припасшей для особых условий жизни особые свойства, тоже выполняющей «план» отклонений и тоже напористой в обходе преград.
Базовые душевные свойства человека являются таким же изобретением эволюции. Как и свойства телесные: природа предлагает не только варианты телосложения, цвета глаз или линии ладони, но и влечений, склонностей. Страстей. Знаний языка или математики она не дает – этому учатся.
А вот многие чувства – ее «заготовки». И хотя детей так редко учат завидовать, мстить или ревновать и так часто учат этого не делать, эти чувства все равно воспроизводятся вопреки воле воспитателя и даже воле воспитуемого. В этих чувствах наша природа реализуется так же, как и в чувствах нежности, сочувствия или усталости.
Особого внимания заслуживают самые тяжелые для воспитания случаи крайних отклонений, которые едва ли справедливо рассматриваются как психические заболевания.
В самом деле, то, что природа вырабатывает расчетливо и планомерно, например: зависть, мстительность – конечно, нельзя считать болезнью. Даже, если в жизни эти качества приводят к нелепому, неприспособленному поведению.
Медицина ставит психопатии людям, обнаруживающим устойчивые, тотальные, мешающие социально приспособиться – черты характера; которые заметно отличаются от черт характера среднестатистического человека. Получается, что если человек долго и упрямо неудобен для некоторой социальной системы, – например, говорит все время правду в глаза, – то он больной.
Но природа, создавая разнообразие, руководствовалась исключительно соображениями, а не интересами конкретного общества. Во всяком случае, одни и те же нестандартные черты, скажем властолюбие, жадность, жестокость, исключающие приспособление в одних условиях, в других могут найти успешное применение.
При таком понимании психопатический характер является не патологическим и даже не случайным отклонением от обычного характера, а именно природным вариантом нормы, все той же плановой заготовкой на всякий случай.
Природа не обременена заботами общества и продуцирует повышенную склонность к лени, легкомыслие, осторожность, алчность или авантюризм с таким же «безразличием», как и крайние случаи человеко-, трудо-, сласто-, правдо-, детолюбия, более благоприятные с точки зрения общественных требований и потому не попадающие в поле зрения психиатров.
Таким образом, воспитательная атмосфера не определяет однозначно развитие ребенка.
То, к каким воздействиям он будет более восприимчив больше, к каким – меньше, какие способности, интересы, черты характера появятся у него без особых усилий, сами по себе, а за какие придется побороться, зависит от природной предрасположенности.
Поэтому в одних и тех же условиях вырастают различные люди, и наоборот, в одинаковых условиях – разные.
Путей развития столько, сколько людей. В этом смысле каждый ребенок загадочен, непредсказуем и неповторим.
Подобно тому, как заложенный фундамент, допуская возведение на нем различных строений, тем не менее определяет их размеры и общий характер; так и природные особенности человека, допуская воспитательное воздействие на различных людей, определяют некоторые их характеристики.
Подобно тому, как задуманное и начатое кем-то строение может быть достроено по первоначальному проекту, но может и иначе; так и природный проект человека может воспитанием развиваться и совершенствоваться, но может и преобразовываться, замененный проектом воспитателя.
Понятно, что чем больше расходятся эти проекты, тем больше усилий, стараний и затрат потребует воспитание, тем более трудно, напряженно, а может быть, и конфликтно оно будет проходить.
Этот факт воспитателю очень важно осознать. Каким бы привлекательным и правильным ни казался ему его проект, следует тщательно взвесить, хватит ли сил для его реализации, найдет ли он достаточную поддержку со стороны остального воспитательного окружения. Иногда к победе над природой может привести только изнурительная схватка, годы отравленных конфликтами отношений. Если же необходимости в такой победе нет, лучше сделать природе уступки. Поэтому, если ребенок обнаруживает жестокость, властность, агрессивность, пусть он станет профессиональным военным, как бы не хотелось видеть его инженером; если ему нужно быть на людях, вызвать их внимание, пусть станет артистом, как бы не хотелось видеть его военным.
Бороться, поправлять природу, особенно когда она оказывает сопротивление, не только трудно, но и опасно. Ломать, как говориться, не строить, поэтому может получиться так, что, заглушив природу, отказав ребенку в естественном развитии, мы без ее помощи не сможем заполнить образовавшуюся пустоту и выпустим в жизнь растерянного, живущего по чужому проекту, как бы несостоявшегося человека. Преобразуя ребенка в такого, какого нам хочется, мы можем сделать его несчастным.
Разумеется, воспитание не всегда борьба и схватка; от природы не надо ждать только одних затруднений и подвохов. Между воспитателем и ребенком возможны и встречаются случаи полной гармонии, взаимного дополнения и идиллического созвучия.
Заранее распознать природу ребенка, точно, в деталях, предвидеть, как и когда она проявиться, нет возможности, поэтому важно к ней присматриваться, быть готовым к неожиданным ее сюрпризам.
Советы по воспитанию, верные для большинства детей, именно для вашего чада могут не годиться.
Выполнять такие советы, так же как и испытывать любые другие воспитательные новшества, следует осторожно, наблюдая за тем, какое влияние они оказывают.
В этом смысле сам ребенок, показывающий, к чему он восприимчив больше и к чему – меньше, является лучшим советчиком для воспитателя.
Постепенно выясняя, что и как на ребенка действует, воспитатель приобретает тот опыт, который касается этого ребенка и который не найти ни в каких педагогических руководствах.
Следует отметить еще одно обстоятельство, иногда значительно затрудняющее выполнение принятых воспитателем решений.
Дело в том, что определенными качествами наделен природой и сам воспитатель, а не только ребенок.
Среди этих качеств есть такие, которые задают отношение к ребенку, причем не всегда оптимальное, не всегда такое, которое сам воспитатель счел бы разумным. Таким образом, ко всем обсуждавшимся моментам, делающим воспитание весьма сложным процессом, добавляется еще один – натура самого воспитателя.
Чаще всего она и способствует воспитанию.
Не будь натуры воспитателя, человеку было бы гораздо труднее найти в себе ту любовь и способность к самоотдаче, терпение и выносливость, которые требуются для воспитания. Но бывает, что она, становится препятствием для проявления доброты, внимания, теплоты или, напротив, требовательности справедливости, приучения к самостоятельности, трудолюбию.
Не случайно материнскую любовь называют слепой, способной любой ценой защищать ребенка, оправдывать серьезные его поступки.
Свои склонности, как и склонности ребенка, воспитатель должен исследовать и учитывать. Они тоже могут преподносить неожиданности и сюрпризы, их тоже иногда приходиться обуздывать, и даже бороться, причем из такой борьбы не всегда удается выйти победителем.
Мы рассмотрели два важных момента: кто воспитывает ребенка и что из себя представляет сам ребенок. Теперь можно перейти к следующей теме.
Психологические механизмы воспитания.
«Хорошее воспитание надежнее всего защищает
человека от тех, кто плохо
воспитан»
Честерфилд.
«Пусть первым уроком ребенка будет повиновение – тогда
вторым может стать,
то, что ты считаешь необходимым»
Фуллер.
Откуда бы ни исходили воспитательные воздействия, и какими бы разнообразными они не были, объединяет их то, что они всегда состоят из двух частей.
Первая прямо выражает цель воспитания и указывает, к чему и как ребенок должен относиться. Надо беречь природу и помогать слабым, быть хозяином своего слова и т. п. Но воспитатель знает, что только от указаний отношение ребенка к предмету едва ли изменится.
Поэтому во второй части воспитательного воздействия он старается каким-то образом свои слова обосновать, подкрепить: сорить нельзя, потому что кому-то придется убирать; не будешь мыть руки – заболеешь; учится надо, потому что без этого не разрешают водить машину и т. п.
Вот эту вторую, аргументирующую и подтверждающую часть будем называть основанием воспитания, поскольку от нее зависит эффективность воспитательного воздействия.
Рассмотрим ее подробнее.
Прежде всего, следует отметить исключительное разнообразие оснований, используемых в практике воспитания. Для достижения его целей воспитатель готов, порой, пустить в ход буквально все, что может служить аргументом и создает хотя бы слабую надежду на успех.
Основанием служат ссылки на долг, честь, общественную пользу, пример и авторитет других людей, заманчивую или непривлекательную будущую жизнь, угрозу разочароваться и лишиться любви и многое другое.
Иные родители готовы скорее преувеличить и сказать неправду, чем ставить свои требования без основания: «будешь плохо есть, – не вырастешь, никто замуж не возьмет и т. п.»
Иногда обоснование воспитательного воздействия может опускаться в расчете на его очевидность. Ограничиваясь строгим предупреждением «прекрати сейчас же!», взрослый предполагает, что ребенок догадывается о том каковы будут последствия его непослушания.
В повторяющихся ситуациях, когда ребенку все многократно и в деталях разъяснялось, оказать воспитательное воздействие можно и вовсе без слов, при помощи, например, одного строгого взгляда.
Однако внутреннее, невысказываемое содержание воздействия остается таким же, означающим: «Если изменишься – все будет хорошо, если нет – тебя ждут неприятности».
Такую же структуру имеют воздействия, исходящие от других источников воспитания.
В сказках добрые дела награждаются женой-красавицей и половиной царства, в религии праведная или грешная жизнь – благами рая или муками ада, в рекламе – тоже райским наслаждением, только в настоящей жизни иногда – идеалами: мужественности или женственности и подобными.
Итак, различные области практики воспитания показывают, что воспитатели, осознают они это или нет, всегда стараются свои указания и воздействия подкрепить, обосновать.
Значит, при воспитании используются уже существующие потребности, интересы, ценности, которые связываются с новыми предметами и как бы переадресовываются к ним, значимость этих интересов и увлечений переносится на то, что такой значимости не имеет.
Таким образом, воспитание – это не только создание нового, сколько уточнение, перераспределение, совершенствование старого.
Поэтому вся эта информация способна изменить ребенка лишь постольку, поскольку задевает и приводит в движение то, что для него уже значимо.
Самая распространенная ошибка в воспитании состоит в том, что взрослый вместо выяснения интересов ребенка, приписывает ему свои ценности и упрямо строит на этом свое воздействие.
В конфликтных ситуациях бесполезно ссылаться на честь или позор для семьи, вред здоровью, если для ребенка эти слова мало, что значат; бесполезно обосновывать воздействия перспективой спокойной и обеспеченной жизни, если ребенку больше нравится жизнь, полная риска, остроты, приключений.
Простая ссылка на то, что значимо для ребенка, воспитательного эффекта не обеспечивает.
Дело в том, что потребности, ценности, интересы в каждый конкретный момент актуализированы эмоциональными переживаниями. Ребенку такая ситуативная увлеченность свойственна в значительно большей степени, чем взрослому человеку, причем она весьма подвижна: то, что волнует его в одном настроении, в другом, наступающем через считанные минуты, может совершенно не задевать.
Вывод, который важно учитывать воспитателю.
Недостаточно знать исходно существующие потребности и ценности ребенка. При их использовании в качестве основы воспитания надо обеспечить их актуализацию, то есть эмоциональное переживание. Именно эмоция, а не логика является действительным и самым прямым воспитателем ребенка.
Успехи в воспитании, в значительной степени, зависят от того, насколько удается подобрать ключи к его эмоциональным переживаниям, правильно возбудить их и направить на новые предметы.
Именно при помощи эмоций природа воспитывает ребенка: если он укололся, пытаясь играть с кактусом, взрослому не приходиться искать аргументов, чтобы убедить его больше не трогать цветок. Эмоция убеждает его в этом без разъяснений.
Умение установить контакт с ребенком, найти способы, максимально раскрепощающие и исцеляющие его эмоции, составляет значительную долю того, что называется педагогическим талантом.
Существует одна зависимость, учет которой может помочь в совершенствовании этого умения. Она очень проста: эмоциональность воспитательного воздействия зависит от степени его реальности, от того, насколько слова воздействия соответствуют действительной жизни.
Малая эффективность словесного воспитания давно известна.
Крайнюю в этом отношении позицию занимал Ж-Ж. Руссо: «Не подавайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их из опыта».
Реальность, эмоциональность и эффективность воспитательного воздействия зависят и от доверия ребенка к словам взрослого, заработанного авторитета. Воспитателю, заинтересованному в действенности своего влияния, следует избегать ненужных преувеличений и нескончаемых поучений и следить, чтобы слова не расходились с опытом ребенка.
«Родители меньше всего прощают детям те пороки,
которые они сами и привили»
Шиллер.
Комментарий из практики.
В период с 2001 по 2006 учебный год, в школу было принято 316 детей. Для определения готовности ребенка к школе диагностика проводилась по таким критериям:
Психосоциальная зрелость, вид чтения, математические представления.
Виды памяти: слуховая кратковременная, зрительная, ассоциативная, долговременная.
Мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое.
Причинно-следственные связи.
Внимание: произвольное и непроизвольное.
Преобладание в действии руки, ноги, глаза, уха; ориентация в пространстве, самооценка, психологическая комфортность к диагностике, мотивация к обучению.
Вся диагностика по времени рассчитана на 30 минут, т.е. время урока в первом классе, это дает возможность посмотреть особенности произвольности, усидчивости и характерологические особенности ребенка.
По данным диагностики формируются классы, где учитываются особенности подачи информации преподавателем и способность воспринимать информацию ребенком. После такого стиля формирования классов адаптация детей проходит более комфортно.
Максимальное количество баллов, которые мог набрать ребенок 125.
Кол-во детей | Год набора | Балл выше 90 | Балл меньше 75 | Семья полная | Семья не полная | Брак второй | Ребенок один | Детей двое | Больше двух |
68 | 2002-2003 | М-10 Д-17 |
М-2 Д-6 |
44 65% |
18 26% |
6 9% |
31 46% |
34 50% |
3 4% |
72 | 2003-2004 | М-6 Д-7 |
М-9 Д-9 |
40 56% |
23 37% |
5 7% |
31 46% |
30 44% |
7 10% |
62 | 2004-2005 | М-9 Д-3 |
М-6 Д-6 |
33 53% |
12 44% |
2 3% |
16 35% |
26 57% |
4 8% |
53 | 2005-2006 | М-9 Д-3 |
М-3 Д-9 |
36 68% |
6 23% |
5 9% |
18 38% |
25 53% |
4 9% |
61 | 2006-2007 | М-4 Д-8 |
М-5 Д-6 |
29 48% |
19 32% |
12 20% |
22 36% |
31 51% |
8 13% |
Анализируя данные таблицы, можно сделать такие выводы: максимальное количество полных семей 68% было в наборе 2005-2006 учебного года, наименьшее количество полных семей 48% в наборе 2006-2007 учебного года, это дети 1999 года рождения. В момент зарождения ребенка это был 1992 год, который был, самым активным годом перестроечного режима.
Можно предположить, что именно это обстоятельство, а именно неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильного заработка сказалось на том, что практически у всех детей набора присутствует тревожность, которую можно рассматривать, как генетически, заложенный фактор.
Процент неполных семей, куда входят: матери одиночки, разведенные, вдовы, опекаемые и живущие в гражданском браке, имеет разброс от 23% до 44%. Процент семей, где брак второй, колеблется от 3% до 20%, причем наибольший процент составил в наборе 2006-2007 года. Дети, предрасположенность которых по результатам диагностики, может прогнозироваться, как кандидаты в отличники, составляет 76 человек, это 24% от всего набора за пять учебных лет. Из них мальчиков 33 человека – 11%, а девочек 43 – 14%.
Количество детей, которые с трудом освоят программу, составляет 61 человек, это 19% от всех принятых. Из них мальчиков 25 – 8%, а девочек 36 – 11% человек. Количество единственных детей в семье, медленно, но верно снижается. Если в 2003-2004 учебных годах их было по 46%, то в 2006 уже только 36%.
Количество «второго в семье» стабильно во все года. И держится в пределах 44 – 57%.
А вот количество семей, где ребенок уже и третий, и четвертый выросло до 15%. Старшими, среди детей, в семье, являются 74 ребенка, это 23% от всех детей. Младшими детьми являются 96 детей, это 31%.
Анализ выборки профессий родителей показывает: профессия, которая заняла, первое место, это машинист конвейера, 55 мам. Конечно, это специфика региона, где расположены, в большинстве, гранитные карьеры. И профессия эта совсем не женская, так как работать надо в основном лопатой, в полной запыленности, и относится она к вредным профессиям. Конечно, в основном работают те, у кого нет образования, нет мужа, и нет возможности получить другую профессию.
Еще 22 мамы работают, где требуется тяжелый физический труд. В медицине работают 13 мам, в педагогике 34 мамы, к служащим относятся 21 мама, в сфере обслуживания заняты 37 мам. В производстве, на фабриках, 34 мамы, на железной дороге 6 мам, предпринимателями 4 мамы, 8 мам работают военнообязанными и 14 мам являются руководителями.
С папами картина занятости получилась такая: не работают 10 пап, на железной дороге 8, в милиции работают 5 пап. Предпринимателями работают 17 пап, в охране 8, в лесном хозяйстве 8 пап. Самое большое количество пап работают в области рабочих специальностей – 71человек, уступают им водители – 40 человек, за ними следуют специальности, где используются механизмы – 39 человек, руководителями на разных должностях работают 28 пап. Конечно, данные использованы исходя из количества полученных анкет родителей, которые заполняются при подаче заявления в школу. Такая практика, в полной мере, сработала только в наборе 2006-2007 года. В остальные наборы заполнили данные анкеты, не все родители, поэтому нельзя выразить полученные данные в процентах.
По итогам диагностики были даны рекомендации родителям на родительских собраниях. Показаны развивающие упражнения из арсенала М. Монтессори, которые не занимают много времени ни у родителя, ни у ребенка. В тоже время, будут интересны для ребенка, а главное полезны.
Будущим классным руководителям проговариваются особенности детей, которые помогут ребенку, благополучно пройти адаптацию в первом классе. Это касается тех особенностей, как: доминирующая рука, доминирующее полушарие, особенностей восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы.
Родителям на собрании раздаются памятки: «Родителям первоклассника», а также специальные памятки, родителям тех детей, у которых есть проблемы – тревожность, гиперактивность, агрессивность.
Желаю успеха!
Ваш психолог.
Список литературы:
- «Афоризмы. Средние века, Возрождение, Просвещение», Москва, 2001.
- «Азбука любви. Книга для родителей», Москва, Издательство РОУ, 1996.
- «Искусство любви» Эрих Фромм, Минск, ТПО «Полифакт», 1991.
- «Муж, жена и психолог» Г.Навайтис, Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 1995.
- «Мы только начинаем» Ненси ван Пелт, Заокский, изд-во «Источник жизни», 1999.
- «Новое искусство жить» Пьер Дако, Москва, Институт практической психологии, 1995.
- «Семья в кризисе» А.Г.Саракул, МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Эгос», г. Выборг, 2004.
- «Трактат о ласках» Жерар Леле, Москва, Авнгард, 1994.
- «Серебряные свадьбы» Ф. Махов, Лениздат, 1985.
- «Супружеская жизнь: путь к гармонии» Сьюзен Пэйдж, Москва, «Мирт», 1995.