К нетрадиционным формам обучения обычно относят видеоматериалы, ИК технологии, проектную методику, технологию работы в сотрудничестве. Если использование магнитофона и видеомагнитофона давно уже стало практически повседневный практикой, то ИКТ-явление, достаточно новое. Под ИКТ мы понимаем использование компьютера в коммуникативных целях, а именно: включение в учебный процесс Интернета, компакт-дисков, интерактивной доски, «чатов» и электронной почты.
Какие же возможности открывает перед учителем использование ИКТ? Во-первых, ИКТ повышают мотивацию, так как многие дети просто любят работать с компьютером, им это интересно; во-вторых, упражнения носят интерактивный характер; в-третьих, обратная связь осуществляется немедленно, а не тогда, когда учитель проверит работу; в заключение, ИКТ помогают в реализации других нетрадиционных форм обучения, например, проектной методики.
Современному учителю доступно широкое разнообразие электронных материалов, предназначенных для обучения английскому языку. Каждый аутентичный учебник снабжён компакт-дисками и дополнительными материалами, размещенными на сайте издательства. Компакт-диск можно использовать как обыкновенный аудиодиск или как интерактивный диск, если установить его на компьютере. Компакт-диск фактически является «устройством памяти». На диске в цифровой форме хранятся тексты, картинки, фотографии, анимация, видео и аудиоклипы. Компакт-диск можно использовать в классе для фронтальной работы, можно индивидуально. Используя разноуровневые материалы на компакт-дисках, учащийся может проверить качество усвоения материала, взяв компакт-диск с материалом уровнем ниже, или перейти на более высокий уровень, чтобы проверить, сможет ли он/она выполнять задания более высокого уровня. И, в итоге, заниматься на более высоком уровне. В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель материал на компакт-диске можно успешно сочетать с материалом на традиционных бумажных носителях.
На компакт-диске может быть записано большое количество упражнений по лексике и грамматике. Особенно полезен материал для отработки дискретных форм и слов синонимичного ряда. К наиболее распространенным типам упражнений по лексике и грамматике относятся упражнения множественного выбора, заполнение пропусков и упражнение типа «drag and drop», когда ученик с помощью мыши «перетаскивает» слово в то место, где оно, по его мнению, должно стоять. Пропуск также можно заполнить, «записав» туда нужное слово.
Языковые игры на электронных носителях, обычно сопровождаемые анимацией и звуковым оформлением, могут служить прекрасным дополнением к традиционным учебным пособиям.
Электронные носители предоставляют большой и разнообразный материал для аудирования. Это могут быть короткие диалоги, являющиеся примером разговорного английского, или упражнения, проверяющие усвоение определенного лексического материала. Тексты могут звучать как в исполнении профессиональных дикторов, так и носителей языка, говорящих с различными акцентами, с целью имитации реальной жизненной ситуации. Учащийся может остановить запись там, где ему это необходимо; прослушать нужное место еще раз; воспользоваться субтитрами, если это видеоклип, и т.д.
При обучении чтению использование текста, воспроизведенного на экране, дает возможность учащемуся «кликнуть» на незнакомое слово и получить требуемое объяснение в открывшемся «окне».
При обучении говорению учащиеся имеют возможность записать свои реплики и затем воспроизвести их для оценки и последующего усовершенствования. Электронные носители очень полезны в коррекции произношения. Есть диски, на которых записаны образцы произнесения звуков и интонационного оформления речи. Кроме того, существуют программы, составленные таким образом, что учащийся при произнесении звука получает ответ, правильно он произнес этот звук или нет.
Хотя возможности электронных носителей при обучении креативному письму ограничены, тем не менее, отдельные элементы сочинений и сочинения элементарного уровня вполне можно отрабатывать, используя диски. Некоторые электронные курсы даже предлогают возможность учащемуся послать свое сочинение на проверку учителю по электронной почте.
Таким образом, в распоряжении современного учителя имеются не только традиционные печатные средства, но и материалы, записанные на электронных носителях или представленные на различных сайтах. Однако к выбору материала надо подходить очень тщательно, принимая во внимание уровень группы, возрастные и культурные особенности учащихся.
Отдельно следует сказать о возможностях интерактивной доски при обучении английскому языку. Интерактивная доска является прекрасным средством при подготовке учащихся к какому-либо виду деятельности, введении новой темы, подготовки презентаций, обеспечении требуемых комментариев к уроку. Правильное использование интерактивной доски способствует активному взаимодействию учащихся в группе и, следовательно, реализации коммуникативных задач. Под правильным использованием доски понимается тот факт, что часто гораздо продуктивнее использовать интерактивную доску в отдельные заранее продуманные моменты урока, нежели пользоваться ею постоянно весь урок, что, кстати, недопустимо и в соответствии с санитарными нормами.
С помощью интерактивной доски можно сохранить компоненты урока и провести такой же урок, но уже с новой группой. А можно попросить учащихся предугадать течение урока, показывая им не весь урок сразу, а постепенно, кусочек за кусочком.
Выполняя языковые упражнения, можно, показывая учащимся только ответы, попросить их в группах составить вопросы к показанным ответам. Таким образам, использование доски помогает реализовать одну из современных методик обучения иностранному языку – работу в сотрудничестве. Разумеется, такие возможности доски можно использовать и в других ситуациях обучения иностранному языку.
Доска предоставляет возможность использовать цвет. Например, при объяснении порядка слов в предложении можно обозначать члены предложения разными цветами. Можно сделать так, что текст будет неразличим, т.е. сливаться по цвету с доской, и проявляться только в том случае, когда нужное слово учащийся «перетащит» в нужное место. На экране доски можно отображать все то, что можно отображать на экране компьютера. Можно также зайти в Интернет и получить любую необходимую информацию. Учащиеся могут отображать на доске свою домашнюю страницу. Используя устройство голосования, можно определить, у каких учащихся материал плохо усвоен.
Конечно, при пользовании доской возникают определенные трудности. Надо стоять так, чтобы не бросать тень на экран, нельзя стоять перед проектором. Чтобы научиться писать на доске, нужна практика.
Поэтому к урокам с использованием интерактивной доски необходимо тщательно готовиться.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
- Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории.
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений.
- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
- Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.
- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Список литературы:
- Методики обучения иностранным языкам в средней школе: – СПб.: КАРО, 2006.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005.
- Jim Scrivener Learning Teaching Second Edition. – Macmillan Publishers Limited, 2009.
- Jeremy Harmer How to Teach English – Pearson Education Limited, 2007.