Внеклассное занятие в школьном музее для детей младшего школьного возраста. Тема: "Я б в железнодорожники пошел, пусть меня научат"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создать условия формирования познавательных навыков в области железнодорожных профессий и истории станции.

Задачи:

  • продолжить знакомство с историей Российских железных дорог;
  • способствовать профориентационной деятельности учащихся;
  • развивать коммуникативные способности и творчество учащихся;
  • прививать исследовательские навыки;
  • пропаганда профессий железнодорожного транспорта;
  • воспитание уважения к профессиям родителей, повышение престижа семьи;

Место проведения: школьный музей.

Оборудование:

  • музейные экспонаты;
  • костюмы;
  • фотовыставка “В мире железнодорожных профессий”, “Наши родители – железнодорожники”.

Литература

1. Арон К. Бежит по рельсам поезд – М.: Детская литература, 1988.

2. Ельцин А.Е. “Талица – винный город”, 2008.

3. Жизнь и судьба моя – железная дорога Очерки о династиях и людях Свердловской магистрали, Екатеринбург, Издательство “СВ-96”, 2003.

4. Калиниченко Н. От выселка Поклевского до посёлка Троицкого, отдел культуры МО “Талицкий район”, 2001.

5. Подарочное издание Моя железная дорога – ООО Единые сети, 2007.

6. Фото-справочник “Железные дороги СССР, прошлое и настоящее” - М.: 1989.

Ход занятия

I. Вступительное слово

Ведущий: Ребята, мы продолжаем с вами писать историю школьного музея. История нашего музея подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Сегодня наша встреча в музее посвящена её величеству – железной дороге. Мы продолжаем знакомство с миром профессий железнодорожного транспорта, увидим предметы, которые когда-то людям служили добрую службу. И в этом нам помогут дети из поисковой группы 3 класса.

Возможно, вы – будущие железнодорожники, а ведь они – одни из тех, кто во многом определяет будущее нашей страны на многие десятилетия. Да, пока вы – только дети родителей, которые трудятся в одной из самых значимых и важных для России отраслей народного хозяйства. Но уже сейчас вы по праву можете этим гордиться. А когда вы продолжите славные трудовые династии железнодорожников, гордиться будут вами. Я в это верю!

II. Начало экскурсии

1. История станции Талица

Исполнение песни “К 115-летию посёлка Троицкого” слова В.Волнушкина

На нитке рельсов бусинкой –
Жемчужинкой малюсенькой
Нанизан ты, как капелька росы.
Родной посёлок Троицкий
Среди полей откроется
Такой для нас невиданной красы.

Запомнил это с детства я,
Как станция Поклевская
К себе манила шумом поездов.
Теперь ты стала Талицей,
Но и сейчас не старишься,
Хоть нет тех паровозов и гудков.

Экскурсовод:

В середине XIX века в Талицу приезжает выходец из Польши Альфон Фомин Поклевский-Козелл. Он выкупает из Талицкой казны винокуренный завод и становится крупным промышленником.

В 1884 году по инициативе Поклевского-Козелл началось строительство станции и вокзала (фото).

Чтобы удобнее было доставлять сырье и отгружать продукцию с Талицкого винокуренного завода, он добился изменения проекта. Станцию построили на болотистой местности, а не в сторону деревни Луговой, где местность была высокой и сухой.

В честь Поклевского-Козелл и дали название нашей железнодорожной станции – Поклевская (фото). Это название просуществовало 78 лет.

В настоящее время станция называется – Талица (фото).

На строительстве дороги применялся исключительно ручной труд. Основным орудием труда были лом, кирка, лопата. Грунт возили на тачках (есть в нашем музее старинные фотографии строительства железной дороги).

На дороге укладывались железные рельсы, которые покупали за границей.

Но они были настолько низкого качества, что в первый, же год вынуждены были снять их с эксплуатации и отправить на Демидовский завод для переплавки на стальные рельсы.

Перед вами два экспоната рельсов 1915 и 1954 годов выпуска (показ).

Когда на станцию Поклевскую пришёл первый паровоз в 1885 году, то наполняли его водой вёдрами из баков (стояли баки), а водокачку строили позднее пленные австрийцы, в 1914 году. Первое ведро в “чугунку” наливала Угрюмова Агафья Тимофеевна, одна из первых поселенок” - из воспоминаний её племянницы.

Через год после открытия станции Поклевская началось движение пассажирских поездов. Старейший железнодорожник, первый телефонографист ст. Поклевской Шилов Иван Михайлович вспоминает: “Когда приходили первые пассажирские поезда, то на нашей станции была остановка больше положенного времени (пассажиры пока не напьются чая и не наедятся вкусных пирожков, паровоз не давал гудок). Все напились чая, погуляли в скверике у станции – паровоз дал гудок, и поехали дальше, а было всего два вагона”.

Первые железнодорожные вагоны отапливались дровами, а освещались свечами и керосиновыми лампами. Скорость поезда была невелика.

Открытие железной дороги было большим событием и сыграло важную роль в экономическом и культурном развитии края.

2. Беседа о железнодорожных профессиях

Ведущий: Вот уже 123 года трудятся люди разных профессий на нашей железнодорожной станции. И первый, кто встречал и отправлял поезда – это дежурный по станции.

Дежурный по станции: (ребёнок в форме дежурного по станции).

Процедура отправления пассажирского поезда была сложной. На стене вокзала, рядом с выходом на платформу, висел медный колокол.

Чтобы отправить поезд, следовало дать один удар в колокол – первый звонок (показ), через три минуты два удара – второй звонок (показ) и перед отправлением поезда третий звонок (показ), за которым следовали свисток кондуктора, гудок паровоза, после чего поезд трогался.

Звучали станционные колокола не один десяток лет. И звон их окончательно угас только летом 1914 года. Но иногда машинистам приходилось слышать звон этих колоколов 30 лет спустя – в конце Великой Отечественной войны и даже позже – на отдельных станциях, в глубинке России.

Экскурсовод: Затем на смену колоколу приходит усилитель для громкоговорящей связи (показ экспоната).

Звучит магнитофонная запись – объявление поезда.

Сценка

(Девочка сидит за ширмой с надписью “Касса”, появляется Рассеянный)

Автор:

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Ведущий: Ребята, помогите разобраться Рассеянному, где и что покупают.

С рождения железной дороги появилась профессия – билетный кассир.

Кассир (девочка в форме кассира):

Первые железнодорожные билеты были сделаны из жести и в народе назывались жетонами или “жестянками” (показ иллюстрации). Использовались они многократно: их приобретали на вокзалах, предъявляли при посадке в вагон, а при выходе на станции назначения сдавали кондуктору. Так билеты снова поступали в продажу.

Экскурсовод: Далее появляются билеты – купоны. На билете можно увидеть время и дату отправления поезда. Такие билеты (показ) компостировали на кассовом компостере (показ).

А это фотография железнодорожных билетов обнаружены в одном из домов села В.- Юрмыт (показ).

В настоящее время форма билета усовершенствовалась (показ).

Рассеянный:

Ребята, отгадайте загадку:
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.

Ведущий: Как называется дом, куда зашёл Рассеянный? (Вагон)

Осмотрщик-ремонтник (мальчик в форме):

Одна из главных фигур в вагонном хозяйстве – осмотрщик-ремонтник.

Прибывает на станцию поезд. Через считанные минуты ему мчать дальше. И я должен проверить каждый вагон в составе, каждое колесо в вагоне. И если потребуется, выполнить ремонт.

Рассеянный:

Ребята, скажите, сколько колёсных пар у современного вагона?

Экскурсовод: (показ тележки и башмака)

На тележку ставят вагон: пассажирский или грузовой. Главное в ней колёсная пара. На неё ложится вся нагрузка. Она состоит из оси и двух колёс. Кузов пассажирского вагона опирается на 2 двуосные тележки с гибкими рессорами и пружинами для плавности хода.

Рассеянный: А почему вагон во время движения не сходит с рельс? Ребята, может кто-нибудь из вас знает?

Экскурсовод: С одного края обода колеса, обращённого внутрь, предусмотрен гребень. Он предусмотрен для того, чтобы предохранить колёсную пару от схода с рельс (показ на экспонате).

Осмотрщик - ремонтник: Во время войны, весной 1943 г., на ст. Поклевская работала осмотрщиком – слесарем Лыскова Ольга Ивановна. Она осматривала тормоза вагона и нашла неисправность одного из вагонов. Вагон отцепили и отправили на ремонт. А Ольгу Ивановну наградили медалью и присвоили звание “Отличный вагонник”.

Ведущий: Засверкают вдали огни вокзала, путешествие подходит к концу. И в суете прибытия мало кто обратит внимание на усталого человека в форменном железнодорожном кителе с объёмистым портфелем в руках.

- Ребята, о ком идёт речь? (Выходит мальчик в форме машиниста)

Машинист – днём и ночью вёл поезд, не смыкая глаз. Издавна считалось, что профессия машиниста на железной дороге – одна из наиболее почитаемых и ответственных профессий. А успешно провести поезд в разных условиях – настоящее искусство.

Экскурсовод: В очерках о людях Свердловской магистрали смело и профессионально, совершив сложный маневр локомотивом, машинисты Евгений Парчинский и Юрий Задворных предотвратили гибель людей и страшную катастрофу.

В очередной поездке машинисты получили вызов по рации, что навстречу к ним движется неуправляемый тепловоз. Машинисты приняли решение остановиться и принять удар на себя (лобовое столкновение). Точной информации у них не было, они не знали, что тепловоз движется со скоростью 100 км/ч.

Машинист: “Страха не было, было беспокойство от неизвестности. Они не знали, с какой скоростью шёл тепловоз. А когда увидели, пугаться некогда было, надо было действовать – вспоминал машинист Парчинский. Он был уверен, что они не погибнут”.

Экскурсовод: За этот подвиг машинисты были награждены значком “Почётный железнодорожник”, а виновники понесли наказание.

Ведущий: Какие качества: личностные и профессиональные понадобились машинистам в этой ситуации? (Ответственность, решительность, серьёзное отношение к профессии, крепкие нервы, выдержка и т.д.)

- Какими качествами должен обладать настоящий машинист? (Решительностью и трудолюбием, дисциплинированностью и терпением, сосредоточенностью и усидчивостью, быть ответственным и любить свою профессию, должен иметь отличные знания точных наук, грамотным, здоровым, волевым человеком, иметь хорошее зрение и слух, память)

Машинист: А ещё машинист должен обладать хорошей памятью и вниманием.

Игра на внимание.

Машинист (фонограмма - стук колёс):

Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

Экскурсовод: Историческое наследие железнодорожного транспорта – это паровозы, тепловозы, электровозы. На сети железных дорог России действует 10 дорожных музеев, которые имеют в своей экспозиции уникальные образцы локомотивов, вагонов. Их удалось спасти и сохранить для истории (показ буклета “Музеи”).

В нашем музее тоже есть выставка паровозов. Эти работы сделали ребята нашей школы (показ).

Ведущий: В выборе жизненного пути немаловажную роль играет простой учитель. Много хороших слов поступает в адрес учителей нашей школы.

Экскурсовод: Вот одно из писем выпускницы железнодорожной школы № 62 1938-1939 учебного года Серковой (Колесниковой) Марии Андреевны

“Первая школа, как первая любовь” (чтение письма).

Ученица (читает обращение к молодому поколению Серковой (Колесниковой) Марии Андреевны):

Хочу, чтобы ученики с такой же любовью писали и говорили о своих учителях, о своей учёбе в школе и интересных делах, и шли по стопам своих педагогов” - это обращение к нам, к нашему поколению.

Ведущий: В нашей железнодорожной школе, за долгие годы работы, учителя выпустили сотни учеников, которые выбрали железнодорожные профессии.

Фотовыставка “Станция Талица”

III. Итог.

А теперь давайте обобщим знания о профессиях, которые железная дорога объединила. Кто трудится на железной дороге? Благодаря кому железная дорога живет?

Викторина.

- Ведущая из ведущих профессий на железной дороге. (Машинист)

- Кто организует приём и отправление поездов, пропуск их через станцию? (Дежурный по станции)

- Кого мы можем назвать “врачом вагонов”, кто может определить, “чем болен” вагон? (Осмотрщик вагонов)

- Какую профессию можно записать формулой: предмет труда – человек; средства труда – финансовые; условия труда – отдельный кабинет, компьютер? (Билетный кассир)

- Кто совершает ежедневный, незаметный подчас подвиг – отдаёт детям свои знания, вкладывает в каждого из вас частицу своего сердца? (Учитель)

Есть с кого брать пример и молодому человеку, пришедшему работать на транспорт: железнодорожники, образец дисциплины и мужества, верно выполняют свой долг перед Родиной.

Мы благодарим поисковую группу 3 класса (Ф.И. детей), которые приняли активное участие в проведении экскурсии. Ребята в будущем хотели бы выбрать эти профессии.

Ученик:

Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца.
А наша жизнь - железная дорога.
И с нею - наши думы и сердца.