Цель урока:
- Образовательная: закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, ветвлениях и циклах в алгоритме; закрепить умение составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.
- Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления.
- Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ.
Оборудование:
- Учебник “Информатика в играх и задачах”. 3-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.;
- Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы;
- Проектор, компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация к уроку (в среде POWER POINT).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, настраивает на работу:
В обычный день, в урочный час
Я в сказки приглашаю вас!
А сопровождать в сказках нас будут алгоритмы.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель собирает работы сделанные учениками дома. Результаты сообщит на следующем уроке.
3. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма. Урок у нас сегодня не простой, а урок– путешествие по сказкам. Итак, отправляемся в путешествие. Жили-были старик со старухой. Испекла как-то старуха колобок. А колобок получился любознательный и решил отправится по миру сказок уму-разуму учиться да добро вокруг нести. (Слайд 2)
4. Актуализация знаний о видах алгоритма.
Спрыгнул колобок на пол, а как до двери докатиться не знает. Он ведь только свежеиспеченный. (Слайд 3)
– Ребята, как мы ему можем помочь? (Постановка проблемы.) Выслушиваются ответы учеников. Получаем в ходе обсуждения, что мы должны составить алгоритм его передвижения.
– А что такое алгоритм? Ответы детей : – Алгоритм-это действия, выполненные по порядку, которые приводят к решению поставленной задачи.
Один ученик работает у интерактивной доски– дописывает маршрут Колобка в избе, класс работает на листках (Приложение 1). Если интерактивная доска не используется, тогда все ученики работают на листках и проводится затем фронтальная проверка .
Ну вот и выбрался наш Колобок из избы и отправился в путешествие. Но прежде, чем он укатится далеко в лес, давайте вспомним какие виды алгоритмов мы знаем. (Слайд 5)
5. Работа над темой урока
Катился-катился Колобок и видит старуху, сидит она и горько плачет. (Слайд 6) Солдат оставил ей рецепт каши из топора, да вот рассыпался рецептик. Вызвался колобок ей помочь-восстановить рецепт и кашу сварить.
– У вас на партах лежит по одному конверту с деформированным алгоритмом восстановите рецепт каши. Работа в парах. (Приложение 2). Затем происходит проверка по слайду. (Слайд 7)
– Как называется данный вид алгоритма? (Линейный.)
Физкультминутка.
Давайте все встанем и проведем физкультминутку с жителями сказочного леса. (Слайд 8–13). Слайды переключаются автоматически.
Отдохнули и продолжим дальше наше путешествие. Зашел далеко в лес наш герой. И встретил он в лесу Красную шапочку. (Слайд 14). И попросила она его отнести к бабушке корзинку с пирожками. Но мы то знаем, что Колобок без четкого алгоритма не справится с задачей. Давайте вместе составим алгоритм. (Слайд 15). – Блок-схему какого алгоритма мы видим ? (С ветвлением, ветвящийся.) – Какое у него есть характерное отличие от линейного алгоритма? (Есть условие.) – Как мы можем ответить на вопросы условия в алгоритмах? (Только ДА или НЕТ.) – Давайте составим дальнейший алгоритм для Колобка. Дети предлагают возможные команды для данного алгоритма. Приходят к общему заключению, что условием здесь будет "Встретил волка ?". – Благодаря вам, ребята, колобок справился с заданием Красной шапочки и отправился дальше в путь. По дороге он встречает грустного принца. (Слайд16). – Из какой сказки этот принц? – Почему он грустит, как вы думаете? Да, он грустит, т.к. ему надо обойти все королевство, чтобы найти Золушку. И конечно, наш Колобок, вызвался ему помочь. (Слайд 17) Принц, составил ему почти весь алгоритм поиска Золушки, но у него вызвало сложность условие. Как вы думаете , какое условие здесь возможно? (Подошла ли туфелька.)
– Какой вид алгоритма у нас получился? (С циклом) – Что такое цикл? Найдите цикл в данном алгоритме. Ученик показывает на интерактивной доске или просто на экране и по щелчку сверяем правильно ли нашли.
6. Проверка и закрепление пройденного.
А теперь Колобок и я предлагаем проверить свои силы в составлении алгоритмов. Вы будете работать в группах по 4 человека. Я раздам вам готовые блок-схемы алгоритмов и вы должны вместе составить по ним алгоритм. (Приложение 3.) Ученики создают алгоритмы и демонстрируют свои работы.
7. Подведение итога урока.
“Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!” (Слайд 19)
А какой урок нам сегодня преподали сказки? Что мы делали на уроке? (Ответ.)
Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за творческую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).
8. Домашнее задание . (Слайд19) Учебник № 29, 30.