Цели урока:
- Образовательные: Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги и перенос. Развивать умения восстановления деформированного текста.
- Развивающие: Развитие устной речи. Воспитание активности, самостоятельности и трудолюбия. Научить находить мораль сказки, работать с пословицами.
- Воспитательные : Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в паре и прислушиваться к ответам одноклассников, уметь признавать свои ошибки.
Задачи: закрепление знаний, умений учащихся делить слова на слоги, выделять ударный слог; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения
Оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), конверты с деформированным текстом для работы в парах.
Технологии: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
- игровые;
- личностно-ориентированная и групповая работа;
- информационно-коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения, интерактивная доска);
- проблемное обучение (частично-поисковое).
1. Организационный момент.
Учитель:
– Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
– Ребята, народная мудрость гласит: “Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи”. Вот и мы, не теряя ни минутки, открываем тетрадки, запишем дату и Классная работа.
2. Минутка чистописания. Постановка учебной проблемы. Слайд 2.
Учитель: – А начнем урок, как обычно, с минутки чистописания. А зачем нужно заниматься на уроках русского языка? (Выслушиваются ответы детей.)
– Посмотрите внимательно на экран, что мы будем прописывать сегодня? (Слоги.)
Кто догадался какая тема нашего урока ? (Дети выходят на тему ”Слоги”.)
– А можем ли мы составить какие-либо слова из этих слогов? (Сказка, намек) А
встречали ли вы где-нибудь эти слова вместе? (В ходе ответов появляется
изречение “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
– Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок, урок – сказку. Встретимся
с персонажами одной русской народной сказки. Вы должны показать, как вы умеете
делить слова на слоги, для переноса, оказывать помощь тому, кто оказался в беде.
Ведь и в сказке, и в жизни дружба и добро всегда побеждают зло.
3. Словарная работа. Слайд 3.
Учитель: В 1-м классе мы уже проходили с вами русские народные сказки и главными героями там были животные. Сейчас по картинкам, вы вспомните героев этих сказок, а затем проведем взаимопроверку.
Ученики пишут словарные слова по картинному диктанту, затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга. Сигнальной карточкой показывают чей сосед не допустил ошибок.
Физкультминутка для глаз. Слайд 4, 5.
4. Работа над темой урока.
а) Восстановление деформированного текста. (В конвертах текст разрезанный на предложения.)
Учитель: – Ребята, у вас на партах лежит по одному конверту. В каждом конверте деформированный текст. Вам предстоит работа в парах – восстановить текст.
Дети восстанавливают текст .Затем происходит проверка: кто-то из учеников зачитывает текст и класс сверяет с текстом на доске. Слайд 6.
– Начало какой это сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, у детей было домашнее задание по литературному чтению прочитать эту сказку.)
б) Учитель: – Найдите все трехсложные слова в данном тексте и выпишите.
– Как мы определим количество слогов в словах? (Старуха, умерли, остались,
работу, дальнему.) Один ученик находит у доски, комментируя ответ.
– Найдите двусложные слова, которые нельзя перенести. (Идут, они.)
Класс работает у себя в тетрадях, один из учеников у доски.
– В выделенном предложении найти слово, у которого ударение падает на первый
слог.(Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла.)
– Какие имена собственные в этом тексте нам встретились?
Физкультминутка. Слайд 7–13.
в) Игра “Положительный, отрицательный герой”. Слайд 14.
(По заданному отрывку догадаться название сказки, определить имя главного героя и дать ему характеристику.)
Учитель. Мы , ребята, с вами уже говорили, что в любой сказке есть положительные и отрицательные герои. А герои нашей сказки, кем они являются? Сейчас мы поиграем с вами в игру “Положительный, отрицательный герой”.
– Догадайтесь , кому принадлежит эта цитата:
Сестрица Аленушка.)“Ах, братец мой Иванушка,
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли…”(
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– О ком так было сказано в сказке?
“А сама оборотилась Аленушкой , нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы.” (Ведьма…)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:
"Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Косты горят высокие,
Котлы кипят чугунные..."
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите...
г) Самостоятельная работа по вариантам. Слайд 15.
Перед вами 3 предложения. Каждому варианту предстоит работа с одним из этих предложений. Вам надо списать предложение, дополнив словом -противоположным по смыслу. Подчеркнуть слова-признаки. Слова с положительным значением поделить на слоги. Затем проводится фронтальная проверка и сверка со Слайдом.
д) Работа с пословицами. Слайд 16.
Учитель: – Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?
Ученики перечисляют :загадки, пословицы, поговорки ,песенки.
Учитель: – К какому жанру относятся изречения, которые вы видите на экране?
Подберите к каждой пословице персонажа сказки и объясните почему так думаете:
“Худо тому, кто добра не делает”
“За добро – добром, а за лихо – лихом.”
“ Не узнав горя, не узнаешь и радости.”
“Добро не умрет, а зло пропадет”
– Выслушиваются ответы учеников.
5. Рефлексия. Слайд 17.
Учитель. Русские народные сказки, проникнуты любовью, верой в торжество справедливости, в светлое будущее. С какой пословицы мы начали урок?
– “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.”
Учитель: – Как вы понимаете это выражение? (Сказки – это вымысел, но мы многому можем научиться, читая их.)
– Чему вы научились, читая сказу “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”?
– Выслушиваются ответы детей.
– Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много– много
сказок, не прочитанных вами, с которыми нам предстоит познакомиться.
А ведь как сказал А.С. Пушкин ….. “ Что за прелесть эти сказки. Что ни……, то поэма!"