Программное содержание.
Коррекционно-образовательные цели.
- Расширить и закрепить представления детей о нашей стране.
- Закрепить знания детей о транспорте.
- Закрепить умения образовывать относительные прилагательные.
- Закрепить умения детей использовать в речи предлоги, с пространственным значением, сложные слова (ледоруб, самолет, снегопад, железнодорожный), слова сложной слоговой структуры (иллюминатор, альпинист, достопримечательность, аэропорт), имена существительные в Р.п. множественного числа.
- Активизировать в речи детей навык употребления всех типов простых и сложных предложений.
- Закрепить умение детей самостоятельно высказываться при рассматривании картин, фотографий, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе и к различным предметам.
- Развивать слуховое внимание и память, воображение.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные цели.
- Прививать чувство гордости за нашу необъятную Родину.
- Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
- Формировать умения детей активно вступать в речевое взаимодействие.
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Оборудование.
Карта России; серия сюжетных картинок для составления рассказа; сюжетные картинки с изображением страны, леса, моря, деревни, гор, ледника, Москвы; следы: (цветок, солнце, лес, звезда, компас - со стрелкой на Север, взлет), предметные картинки: ледянка, грабли, ледоруб, очки, рюкзак, мяч, топорик, кофеварка; фотоаппарат-конверт, рация, зонт, магнитофон с записью песни “Широка страна моя”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей и приглашает подойти к нему и посмотреть, что он принес с собой. На стене висит карта России.
Логопед: Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, это глобус. Как вы думаете, а зачем я его принесла? (рассуждения детей). Определите, где находится на планете наша страна? Нашу страну мы можем увидеть не только на глобусе, но и на карте.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Эта карта поможет нам сегодня совершить путешествие по нашей стране.
3. Закрепление изученного материала.
Логопед: Кто знает, как называется наша страна? Какая она на карте?
Логопед: А вот поэт Лебедев-Кумач сочинил про нашу страну стихотворение, послушайте. (Музыкальное сопровождение)
Широка страна моя родная, много в ней лесов,
полей и рек,
Я другой такой страны не знаю, где так вольно
дышит человек.
От Москвы до самых до окраин, с южных гор до
Северных морей,
Человек проходит как хозяин необъятной Родины
своей.
Логопед. Вы согласны с тем, что наша страна огромная и необъятная?
- Как называется город, в котором мы живем? Я покажу вам его на карте.
(Логопед на карту ставит флажок).
– А какие еще города вы знаете?
- В каждой стране есть главный город, который называется столицей. Кто знает, как называется столица нашей страны?
(Логопед на карту ставит звездочку). В этом месте находится Москва.
- Как вы думаете, далеко или близко от вашего города находится столица? Предлагаю совершить путешествие.
- На чем можно доехать до Москвы?
- Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда?
От Барнаула до Москвы на поезде можно добраться за 3 дня.
- А если мы торопимся? Можем ли мы выбрать другой вид транспорта? Какой?
- На чем можно долететь до столицы?
- Откуда улетают вертолеты и самолеты?
Отправимся в аэропорт.
Предлагаю доехать на маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия.
(На полу - цветок, звезда, солнце, компас-стрелка на север, лес, взлет ракеты. Дети подходят к каждому предмету и называют остановки).
Дети: Это цветочная остановка. Следующая звездная остановка. И т.д.
Логопед: Садимся в самолет! (Дети садятся на стульчики). Взлетаем.
- Мы летим с вами как?
- Как называются окна в самолете?
- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (На полу лежит сюжетная картина)
- Почему все предметы такие маленькие?
Логопед: Сядьте удобно. Наш самолет идет на посадку.
- А знаете ли вы, как называются люди, которые путешествуют по разным местам и осматривают достопримечательности? Значит мы с вами кто? (туристы). Наш полет закончился. (Дети встают со стульчиков)
- А теперь мы совершим экскурсию по Москве. Возьмем с собой фотоаппарат, чтобы запомнить места, по которым мы с вами будем путешествовать.
(Вешаю конверт-фотоаппарат на ребенка, в котором находятся сюжетные картинки).
- На чем можно ездить по городу?
- Какой это вид транспорта?
Приглашаю вас в трамвай. Какие достопримечательности Москвы мы увидели? (Картинки с изображением Кремля, Москвы-реки, Университета, цирка, Большого театра).
- А теперь нам пора отправляться на железнодорожный вокзал. Наше путешествие продолжается. (Дети встают друг за другом, имитируя паровоз)
Теперь мы с вами отправимся сюда. (На карту прикрепляю кораблик).
– Что это за большое синее пятно на карте? Прочитайте название. (Черное море).
- Как вы думаете, что мы будем делать на море?
- Как называется то место, где вы отдыхаете после купания в море?
Физминутка.
Давайте с вами отдохнем. Покажите, как плавают лягушки. Поплаваем брасом, кролем. Поплаваем по-собачьи. Позагораем.
Логопед: Хотите побывать в горах? (На карту прикрепляю ледоруб)
- Чтобы попасть в горы, нужно особое снаряжение.
Дидактическая игра “Альпинисты” (выбрать картинки необходимые для похода в горы и объяснить их значение).
- Теперь мы готовы покорять горы? Как называются люди, которые взбираются на горы? (Дети встают на лавочку).
Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. Нас настиг снегопад. Синоптики передают, что снегопад продлится несколько дней. Что предлагаете делать? (Рассуждения детей).
- У меня есть рация, можно вызвать вертолет.
- А теперь нам придется прыгнуть с парашютом вниз. (Логопед раскрывает зонт, просит детей закрыть глаза и спрыгнуть с лавочки)
- Ой, посмотрите, где мы оказались? (В лесу)
- Как вы догадались?
Рядом с лесом деревня. Давайте посмотрим, кто в ней живет?
Старушка: Здравствуйте, ребята? Как вы сюда попали?
Логопед: Давайте дети покажем старушке наши фотографии и расскажем о нашем путешествии.
- Что видим на первой фотографии?
Рис. 1.
- Что изображено на 2-ой фотографии?
Рис. 2.
- Где живут люди в нашей стране?
Рис. 3.
- Чего много в нашей стране?
Рис. 4.
- А еще?
Рис. 5.
- А какие водоемы есть в нашей стране?
Рис. 6.
- Наша страна большая, а много ли людей живет в нашей стране? А как назвать людей, которые живут в России? А какие они?
Рис. 7.
- А этот маленький россиянин, что думает о нашей родине?
Рис. 8.
4. Создание целостного впечатления об изображенном на картинках.
Логопед: А теперь послушай, бабушка, весь рассказ целиком.
- Кто расскажет?
Рассказ 1–2 детей с опорой на серию сюжетных картинок.
- Давайте попрощаемся с бабушкой.
Старушка: До свидания, дети. Спасибо за ваш рассказ.
(На память раздает флажки)
5. Окончание занятия. Оценка работы детей.
- Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что вам понравилось на занятии? Вы сегодня хорошо занимались, я горжусь вами! А дома вы еще раз рассмотрите карту с родителями, расскажите им о том, как вы путешествовали, и спросите у них, где они бывали?