Занятие-путешествие "Мы – туристы" в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Наша страна"

Разделы: Логопедия


Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели.

- Расширить и закрепить представления детей о нашей стране.

- Закрепить знания детей о транспорте.

- Закрепить умения образовывать относительные прилагательные.

- Закрепить умения детей использовать в речи предлоги, с пространственным значением, сложные слова (ледоруб, самолет, снегопад, железнодорожный), слова сложной слоговой структуры (иллюминатор, альпинист, достопримечательность, аэропорт), имена существительные в Р.п. множественного числа.

- Активизировать в речи детей навык употребления всех типов простых и сложных предложений.

- Закрепить умение детей самостоятельно высказываться при рассматривании картин, фотографий, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Коррекционно-развивающие цели.

- Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе и к различным предметам.

- Развивать слуховое внимание и память, воображение.

- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные цели.

- Прививать чувство гордости за нашу необъятную Родину.

- Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

- Формировать умения детей активно вступать в речевое взаимодействие.

- Воспитание культуры межличностных отношений.

Оборудование.

Карта России; серия сюжетных картинок для составления рассказа; сюжетные картинки с изображением страны, леса, моря, деревни, гор, ледника, Москвы; следы: (цветок, солнце, лес, звезда, компас - со стрелкой на Север, взлет), предметные картинки: ледянка, грабли, ледоруб, очки, рюкзак, мяч, топорик, кофеварка; фотоаппарат-конверт, рация, зонт, магнитофон с записью песни “Широка страна моя”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей и приглашает подойти к нему и посмотреть, что он принес с собой. На стене висит карта России.

Логопед: Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, это глобус. Как вы думаете, а зачем я его принесла? (рассуждения детей). Определите, где находится на планете наша страна? Нашу страну мы можем увидеть не только на глобусе, но и на карте.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед. Эта карта поможет нам сегодня совершить путешествие по нашей стране.

3. Закрепление изученного материала.

Логопед: Кто знает, как называется наша страна? Какая она на карте?

Логопед: А вот поэт Лебедев-Кумач сочинил про нашу страну стихотворение, послушайте. (Музыкальное сопровождение)

Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин, с южных гор до Северных морей,
Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей.

Логопед. Вы согласны с тем, что наша страна огромная и необъятная?

- Как называется город, в котором мы живем? Я покажу вам его на карте.

(Логопед на карту ставит флажок).

– А какие еще города вы знаете?

- В каждой стране есть главный город, который называется столицей. Кто знает, как называется столица нашей страны?

(Логопед на карту ставит звездочку). В этом месте находится Москва.

- Как вы думаете, далеко или близко от вашего города находится столица? Предлагаю совершить путешествие.

- На чем можно доехать до Москвы?

- Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда?

От Барнаула до Москвы на поезде можно добраться за 3 дня.

- А если мы торопимся? Можем ли мы выбрать другой вид транспорта? Какой?

- На чем можно долететь до столицы?

- Откуда улетают вертолеты и самолеты?

Отправимся в аэропорт.

Предлагаю доехать на маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия.

(На полу - цветок, звезда, солнце, компас-стрелка на север, лес, взлет ракеты. Дети подходят к каждому предмету и называют остановки).

Дети: Это цветочная остановка. Следующая звездная остановка. И т.д.

Логопед: Садимся в самолет! (Дети садятся на стульчики). Взлетаем.

- Мы летим с вами как?

- Как называются окна в самолете?

- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (На полу лежит сюжетная картина)

- Почему все предметы такие маленькие?

Логопед: Сядьте удобно. Наш самолет идет на посадку.

- А знаете ли вы, как называются люди, которые путешествуют по разным местам и осматривают достопримечательности? Значит мы с вами кто? (туристы). Наш полет закончился. (Дети встают со стульчиков)

- А теперь мы совершим экскурсию по Москве. Возьмем с собой фотоаппарат, чтобы запомнить места, по которым мы с вами будем путешествовать.

(Вешаю конверт-фотоаппарат на ребенка, в котором находятся сюжетные картинки).

- На чем можно ездить по городу?

- Какой это вид транспорта?

Приглашаю вас в трамвай. Какие достопримечательности Москвы мы увидели? (Картинки с изображением Кремля, Москвы-реки, Университета, цирка, Большого театра).

- А теперь нам пора отправляться на железнодорожный вокзал. Наше путешествие продолжается. (Дети встают друг за другом, имитируя паровоз)

Теперь мы с вами отправимся сюда. (На карту прикрепляю кораблик).

– Что это за большое синее пятно на карте? Прочитайте название. (Черное море).

- Как вы думаете, что мы будем делать на море?

- Как называется то место, где вы отдыхаете после купания в море?

Физминутка.

Давайте с вами отдохнем. Покажите, как плавают лягушки. Поплаваем брасом, кролем. Поплаваем по-собачьи. Позагораем.

Логопед: Хотите побывать в горах? (На карту прикрепляю ледоруб)

- Чтобы попасть в горы, нужно особое снаряжение.

Дидактическая игра “Альпинисты” (выбрать картинки необходимые для похода в горы и объяснить их значение).

- Теперь мы готовы покорять горы? Как называются люди, которые взбираются на горы? (Дети встают на лавочку).

Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. Нас настиг снегопад. Синоптики передают, что снегопад продлится несколько дней. Что предлагаете делать? (Рассуждения детей).

- У меня есть рация, можно вызвать вертолет.

- А теперь нам придется прыгнуть с парашютом вниз. (Логопед раскрывает зонт, просит детей закрыть глаза и спрыгнуть с лавочки)

- Ой, посмотрите, где мы оказались? (В лесу)

- Как вы догадались?

Рядом с лесом деревня. Давайте посмотрим, кто в ней живет?

Старушка: Здравствуйте, ребята? Как вы сюда попали?

Логопед: Давайте дети покажем старушке наши фотографии и расскажем о нашем путешествии.

- Что видим на первой фотографии?

Рис. 1.

- Что изображено на 2-ой фотографии?

Рис. 2.

- Где живут люди в нашей стране?

Рис. 3.

- Чего много в нашей стране?

Рис. 4.

- А еще?

Рис. 5.

- А какие водоемы есть в нашей стране?

Рис. 6.

- Наша страна большая, а много ли людей живет в нашей стране? А как назвать людей, которые живут в России? А какие они?

Рис. 7.

- А этот маленький россиянин, что думает о нашей родине?

Рис. 8.

4. Создание целостного впечатления об изображенном на картинках.

Логопед: А теперь послушай, бабушка, весь рассказ целиком.

- Кто расскажет?

Рассказ 1–2 детей с опорой на серию сюжетных картинок.

- Давайте попрощаемся с бабушкой.

Старушка: До свидания, дети. Спасибо за ваш рассказ.

(На память раздает флажки)

5. Окончание занятия. Оценка работы детей.

- Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что вам понравилось на занятии? Вы сегодня хорошо занимались, я горжусь вами! А дома вы еще раз рассмотрите карту с родителями, расскажите им о том, как вы путешествовали, и спросите у них, где они бывали?

Приложение