(Слайд 1). Презентация
Цель урока: создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.
Задачи.
1. Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова, повторение орфограмм.
2. Развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, монологической речи третьеклассников.
3. Учить детей общению в парах и группах.
4. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному языку.
Ход урока
1. Оргмомент
- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес - из деревьев, речь – из предложений, предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного материала”. Каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. Самая главная из них – корень. И сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах и разбирать слова по составу.
2. Словарная работа. (Слайд 2)
- На экране слова: сапоги, дубинка, ведра, простачок, прорубь, Емелюшка.?
- На какие две группы по можно разделить слова?
- Выполните задание. Выделите корень и суффикс, где это возможно.
Проверка.
(Слайд 3)
сапоги
ведра
прорубь
дубинка
простачок
Емелюшка
- Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? (Емеля, сказка “По щучьему велению…”)
- Сегодня Емеля пришел, а вернее приехал к нам на урок. На чем он ездил? (На печи)
“Очень долго я к вам добирался, - говорит Емеля. Привез вам много заданий по русскому языку. С одним вы уже справились и можно развязать один узелок на моем платке. Узелки я завязал на память, но все равно забыл, как выполняются задания. Вы мне поможете?
3. Письмо по памяти. Работа со словарем. (Слайд 4)
- Какое слово лишнее в первом столбике? (Сапоги – слово из словарика)
- Напишите по памяти.
Сапоги, сапожки бегут по дорожке. Какие виды орфограмм здесь встретились? (Парные согласные, безударные гласные, предлог) С помощью чего образованы слова “сапожки”, “дорожки”? Что означает здесь этот суффикс? Как проверить? (Взаимопроверка).
(Слайд 5 )
- Когда так говорят? Два сапога – пара? (О двух людях, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам)
Сапоги каши просят? (Износились, продырявились, требуют починки)
4. Нахождение корня в родственных словах
- Молодцы, ребята! Еще один узелок развязан. (Слайд 6)
- Ребята, Емеля сообщает нам, что в одном произведении К. Паустовского описан лесник, который любил “разбирать” слова. Вот, например, как он размышлял над словом “родник”:
“Родник родит речку, а она течет через всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой”.
- Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. (Родник, родина, народ, родня)
- Что у них общего? (Смысл и общая часть “род”)
- Что же такое корень? (Общая часть всех родственных слов)
5. Загадка-шутка. (Слайд 7)
Емеля по дороге встретил гуся и спросил:
- Вы кто такие?
- Я – гусь, это – гусыня, а это – наши гусята.
- А ты кто?
- А я их родственница – тетя Гусеница. (Права ли гусеница? Докажите)
5. Выборочное списывание слов с приставкой. (Слайд 8 )
Ехал-ехал Емеля, вдруг видит – огромный камень.
На камне слова: отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить.
- Чтобы дальше двинуться в путь, нужно выполнить задания:
1) Выписать слова с приставкой от. (Работа в парах)
Обобщение: Что такое приставка, и какую роль играет приставка?
6. Работа в группах. (Слайд 9)
2) Логическое задание: Найдите лишнее слово, докажи.
Подоконник, пододеяльник, подорожник.
7. Образование слов при помощи суффикса. (Слайд 10)
- Развязали еще один узелок. А там свиток. – Что такое свиток?
Найдите значение в толковом словаре.
- Кто нам его передал? Сестрица Аленушка и братец Иванушка. (Слайд 11)
- Почему говорится сестрица, а не сестра? Аленушка, а не Алена? (Автор называет их ласково, с любовью)
- Выясним, какая часть слова передает это ласковое отношение?
Сестра Сестрица Алена |
Аленушка брат братец |
Иван Иванушка |
Правильно, суффикс. Давайте, развернем свиток. Что там?
(Слайд 12 ) Образуйте при помощи суффикса слова с корнем -дом- и запишите их в тетрадь. Составьте с одним из слов предложение. (Проверка)
-ишк- -ов- -ик- - ищ- Домик – домишко
- В чем разница? - Что такое суффикс и для чего он нужен?
8. Физминутка
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем проявлять.
Проявить ты можешь сам
Cвое внимание к словам.
9. Работа с учебником
Внимание поможет вам справиться с упражнением 173 на с. 67 учебника.
– Прочитайте задание. (Проверка, оценка)
10. Обобщение
- Молодцы, ребята! Остался один-единственный узелок. Это ваш полный ответ по плану: (Слайд 13)
Приставка Суффикс
1. Это… …
2. Пишется… …
3. Служит… …
- В чем сходство и различие?
11. Итоги урока
- Развязывается последний узелок.
- Что же в платке? (Слайд 14 )
Пословица: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
- Объясните смысл пословицы.
- Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным?
12. Домашнее задание: упр. 178. (Списать текст)
(Дополнительное задание дается только в том случае, если останется время на уроке)
13. Но Емеля нам привез еще и дополнительное задание: это шарады, которые вы любите:
а) Корень мой найдешь в цене,
В окончании найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
б) Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик.
Приставка та же, что в слове расход. (Рассказчик)