Новые типы образовательных учреждений, обновление специальностей и специализаций вузовского образования, изменяющиеся квалификационные требования активизируют поиск качественных моделей профессиональной подготовки будущих специалистов.
Процесс освоения профессии отвечает принципу непрерывности, именно иностранный язык, в частности, реализует данный принцип. Действительно, различные виды упражнений, предлагаемые преподавателем на занятиях, основаны на профессиональной лексике, ориентированы на актуализацию востребованных будущей профессией компетенций.
Обучающийся получает возможность закреплять и совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки на иностранном языке в процессе его изучения. Помимо этого студент приобщается к профессиональной культуре носителей другого (иностранного) языка, расширяет кругозор, активизирует мышление и др.
При этом обучение иностранному языку является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иностранным языком рассматривается как один из показателей степени общей образованности современного человека.
На занятиях по иностранному языку, предполагающих изучение профильно-ориентированных материалов, делается возможным “проигрывание” различных профессиональных ситуаций в интра- и интерактивных режимах. Это означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Задача преподавателя на таких занятиях – фасилитация, предполагающая: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимное обогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников и др.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии студентов с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой студент находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт студента - это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении преподаватель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, а в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционным обучением, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим (преподавателем): его активность уступает место активности студентов, задача ведущего (преподавателя) - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие студентов с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы студентов, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие студентов с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту студентов, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: “Мозговой штурм” (атака), мини-лекция, работа в группах, тест, ролевая и деловая игра, метод проектов, решение ситуационных задач, дискуссия, интервью, проигрывание ситуаций, обсуждение сюжетных рисунков, кейс-метод.
К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п.
“Мозговая атака”, “мозговой штурм” (метод “дельфи”) – это метод, при котором принимается любой ответ студентов на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники атаки должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
“Мозговая атака” применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников (студентов) к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
- Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
- Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
- Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений).
- Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
- Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой занятия.
После завершения “мозговой атаки” (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. “Мозговая атака” является эффективным методом при необходимости: обсуждения спорных вопросов, стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Тестирование. С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности студентов или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства студентов. Получив тест, студенты должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: “верно” – “не верно”, “не знаю”. Затем, если тест не анонимный, ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем. А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов студентами и преподавателем.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров студентов. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для студентов, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Материал излагается на доступном для студентов языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу “от общего к частному”. Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное и убедиться, что вы были правильно поняты. Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное – не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области. По окончании выступления нужно обсудить все возникшие у студентов вопросы, затем спросить, как можно использовать полученную информацию на практике и к каким результатам это может привести. Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты; после предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу. Например:
• А вы как считаете?
• Как вы предлагаете это делать?
• Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал. Перед показом фильма необходимо поставить перед студентами несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
Обратная связь позволяет выяснить реакцию студентов на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Студентам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из студентов. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со студентами следует также преподавателю.
Тренинг. Занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс формирования умений и навыков в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех студентов в процесс обучения.
Технология “Шесть шляп мышления”. Групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов, например: студентов; родителей; преподавателей; администрации вуза. Каждая группа описывает проект и анализирует ситуацию с использованием технологии “Шесть шляп мышления” (не менее 3 аргументов на 1 шляпу).
Дискуссия дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но “добывают” их, решая познавательные задачи), в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления,
Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя перед большой аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения: фасилитация, ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, модерация (соблюдение правил), демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь, кейс-метод (разбор ситуаций).
Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Преимущества метода: студенту легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; вносит в обучение элемент загадки, тайны; разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников ситуации.
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним “проживать” ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и “сопереживать” ее. Преимущества метода: эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени; студенты могут выступать в роли экспертов и аналитиков; стимулирует участников к практической работе.
Творческие задания. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни студента) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное “правильное” решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для студентов; связано с жизнью обучающихся; вызывает интерес у студентов; максимально служит целям обучения.
Метод проектов. Разработка проекта - этот метод позволяет студентам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный студент имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе. Студенты могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д. Можно предложить им собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.
В содержании курса “Иностранный язык” следует учитывать потребности, интересы и личностные особенности обучаемых как полноправных участников процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студентов, их творческой активности и личной ответственности за результативность обучения.
Далее представлена разработка занятия по немецкому языку для студентов неязыкового факультета, обучающихся по специальности “Социальный сервис и туризм”. Представленная разработка может быть использована на занятиях других специальностей, на уроках в школе, в качестве дополнительного или вспомогательного материала. Содержание занятия не исчерпывает всей темы “Путешествия”, может варьироваться в зависимости от цели и задач того или иного занятия.
Предлагаемый конспект занятия и презентация содержат тематически-ориентированные лексические блоки, проблемные частично адаптированные и аутентичные ситуации. На занятии использованы лексические, лексико-грамматические, переводные условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные упражнения, способствующие формированию и развитию у студентов коммуникативной культуры в ее основных составляющих: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной и стратегической.
Reise bildet. Die Wahl der Verkehrsmittel
Тема: “Reise bildet. Die Wahl der Verkehrsmittel”.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Цель – формирование и развитие личности обучающегося, способной и готовой к участию в общении на межкультурном уровне.
Задачи.
Образовательные задачи:
- Систематизация лексики на основе ассоциативных связей.
- Активизация умений аргументировать своё высказывание, давать совет, рекомендации.
- Обучение аудированию профильно-ориентированных текстов.
- Совершенствование навыков устного группового и индивидуального общения.
- Обучение дискурсу на основе профильно-ориентированных текстов.
Развивающие задачи:
- Развитие умений и навыков формулирования цели деятельности.
- Развитие умений выбирать соответствующие средства, способы и методы для достижения поставленной цели.
- Развитие умений и навыков преобразовывать и перегруппировывать изучаемый материал, планировать и организовывать как свою деятельность в целом, так и отдельные действии.
- Развитие навыков осуществления самоконтроля.
- Развитие критического мышления учащихся.
- Развитие познавательной активности учащихся.
Воспитательные задачи:
- Актуализация толерантности к носителю языка.
- Воспитание речевой культуры учащихся
- Приобщение учащихся к общепринятым нормам поведения, во время путешествий в частности.
Оснащение урока: раздаточный материал (рабочие листы, опорные схемы, карточки), железнодорожные билеты, интерактивная доска.
Формы работы с аудиторией: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Языковой материал: Verkehrsmittel, die Straßensteuer, schienenlos, kurzfristig und billig, das Gepäck mit einer bestimmten Größe, die Route, das Ziel, das Wetter, die Ankunftszeit, die Reisedauer, der Reisekomfort, als Verkehrsmittel wählen, komfortabel, modern, schnell, teuer, allein reisen, abhängen, der Autobahn, das Auto tanken, eine Mitfahrgelegenheit suchen, auf der Internetseite registrieren, ein passendes Fahrangebot, Koffer packen, das Reiseziel erreichen, fliegen, in der Luft sein, starten, landen, streiten, leiden, reparieren, bremsen, das Reiseziel vergleichen, Check-in, die Fluggastkontrolle, das Sperrgepäck, die Gepäckausgabe, die Sicherheitskontrolle, das Handgepäck, die Zollkontrolle.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Работа со слайдами (33 слайда).
- Подведение итогов работы.
Ход урока
Интерактивная доска:
Wenn man als Tourist irgendwohin reist, so wählt man ein beliebiges Verkehrsmittel.
I. Heute ist der … Wir arbeiten heute am Thema „Reise bildet“. Wir werden verschiedene Verkehrsmittel beschreiben, ihre Vor- und Nachteile besprechen, nötige Information über Autos, Büsse, Flugzeuge, Züge und Schiffe erfahren.
II. (слайд 1) Nennen Sie alle Verkehrsmittel, die hier dargestellt sind.
(слайд 2) Erraten Sie, was für ein Verkehrmittel ist es? Lesen und übersetzen Sie die Sätze, die das Verkehrsmittel charakterisieren.
Drücken Sie die nächste Folie.
(слайд 7) Beschreiben Sie die Autos und treffen Sie eine Wahl des Verkehrsmittels! Benutzen Sie die Lexik.
(слайд 8) Sie haben eine Reise mit dem Auto geplant. Was sollen Sie bevor unbedingt machen?
(слайд 9) Wohin kann man mit dem Auto fahren? Treffen Sie die Wahl, wohin Sie fahren möchten!
(слайд 10) Wenn Sie kein Auto haben, aber einen sehr großen Wunsch, mit dem Auto zu fahren, suchen Sie sich eine Mitfahrgelegenheit in einem fremden Auto.
(слайд 11) Haben Sie oder ihre Bekannten eine Autoreise gemacht? Erzählen Sie über Vor- und Nachteile dieser Reise!
Drücken Sie das Bild „Auto“.
(слайд 3) Erraten Sie, was für ein Verkehrmittel ist es? Lesen und übersetzen Sie die Sätze, die das Verkehrsmittel charakterisieren.
(слайд 12) Sie haben eine Reise mit dem Bus geplant. Was machen Sie dabei? Stellen Sie die Konsequenz für Reisevorbereitung mit Hilfe der Tabelle zusammen!
(слайд 13) Bestimmen Sie, was passt nicht? Bilden Sie die Konsequenz dem ABC nach!
(слайд 14) Sehen Sie sich eine Videofolge an und sagen Sie, welche Vorteile dieses Büro hat?
(слайд 15) Beantworten Sie die Fragen zur Videofolge-
(слайд 16) Haben Sie oder ihre Bekannten eine Busreise gemacht? Erzählen Sie über Vor- und Nachteile dieser Reise!
Drücken Sie das Bild „Bus“.
(слайд 4) Erraten Sie, was für ein Verkehrmittel ist es? Lesen und übersetzen Sie die Sätze, die das Verkehrsmittel charakterisieren.
(слайд 17) Beschreiben Sie, was ein Flugzeug machen kann!
(слайд 18) Sammeln Sie Vokabeln mit der Komponente „Flug-“. Benutzen Sie dabei das Wörterbuch.
(слайд 19) Sie haben eine Reise mit dem Flugzeug geplant. Was machen Sie dabei? Stellen Sie die Konsequenz für Reisevorbereitung mit Hilfe der Tabelle zusammen!
(слайд 20) Besprechen Sie, wie sich die Menschen während einer Flugzeugreise benehmen sollen.
(слайд 21) Haben Sie oder ihre Bekannten eine Flugreise gemacht? Erzählen Sie über Vor- und Nachteile dieser Reise!
Drücken Sie das Bild „Flugzeug“.
(слайд 5) Erraten Sie, was für ein Verkehrmittel ist es? Lesen und übersetzen Sie die Sätze, die das Verkehrsmittel charakterisieren.
(слайд 22) Beschreiben Sie die Schiffe und treffen Sie eine Wahl des Verkehrsmittels!
(слайд 23) Mit welchem Verkehrsmittel wird die Seefahrt bequemer? Warum?
(слайд 24) Finden Sie in der Tabelle 8 Wörter zum Thema “Die Schifffahrt”. Machen Sie „Wortsalat“!
(слайд 25) Welches Verkehrsmittel passt zum Bild. Die Übung heißt „Was passt zusammen?“
(слайд 26) Stellen Sie sich vor: Sie sind ein Kapitän. Erteilen Sie die Kommandos. Benutzen Sie die Lexik!
Drücken Sie das Bild „Schiff“.
(слайд 6) Erraten Sie, was für ein Verkehrmittel ist es? Lesen und übersetzen Sie die Sätze, die das Verkehrsmittel charakterisieren.
(слайд 27) Sagen Sie, wovon unterscheidet sich dieses Verkehrsmittel? Vom Flugzeug, vom Schiff, vom Bus, vom Auto?
(слайд 28) Beachten Sie die Benennungen der Fernverkehrszüge und Nahverkehrszüge: InterCityExpress, InterRegio, InterCity, EuroCity, RegionalExpress, RegionalBahn, InterRegioExpress. Übersetzen Sie die Benennungen der Züge!
(слайд 29) Erklären Sie die Bedeutung folgender Idiome: Ein Buch in einem Zug auslesen; Da ist Zug drin; Mit einer Idee nicht zum Zuge kommen; Der Zug ist abgefahren; Jemandem auf dem Zug haben. Gebrauchen Sie die Varianten der Erklärungen!
(слайд 30) Hier ist ein Ticket der Deutschen Bahn. Nehmen Sie möglichst mehr Informationen aus dieser Fahrkarte.
(слайд 31) Haben Sie oder ihre Bekannten eine Flugreise gemacht? Erzählen Sie über Vor- und Nachteile dieser Reise!
Drücken Sie das Bild „Zug“.
III. Machen Sie angenehme Reise! Wählen Sie Ziel der Reise und ein beliebiges Verkehrsmittel!