Технология проектного обучения. "70-летию битвы под Москвой посвящается"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Система проектного обучения является инструментом развития самостоятельности учащихся и относится к типу развивающего обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:
– в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
– образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
– индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
– комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
– глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Ограничения в использовании технологии:
– низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;
– недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
– нечеткость критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

В нашем случае учитель является активным участником работы над проектом, целями которого являются:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о битве под Москвой, о жизни людей в военное время;
  2. Воспитывать чувства патриотизма у детей, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; Формировать у учащихся интерес к изучению истории своего города.
  3. Развивать способности чувствовать, сопереживать, формировать умения слушать окружающих;
  4. Развитие связной речи, музыкальных способностей, развитие эстетических способностей, участвуя в конкурсе газет по теме, умение работать в группах, умения прогнозировать исследовательскую и краеведческую работу.

Оценкой нашей работы явились благодарности родителей за возможность участвовать в проекте вместе с детьми и возможностью еще раз поработать с семейными архивами.

Пояснения к слайдам презентации.

1 Работа над проектом началась в сентябре 2011 года. Вместе с учениками мы посмотрели документальный фильм “Битва за Москву”.

2. На первом родительском собрании в этом учебном году родители были познакомлены с планом работы на год. Им было предложено вместе с детьми включиться в работу над проектом “70-летию битвы под Москвой посвящается…”

3. Получив задание, детям предстояла большая работа по сбору необходимого материала.

Им нужно было найти и прочитать большое количество книг, газет, познакомиться с документальными материалами, посвященными битве под Москвой, обороне Москвы.

Следующим этапом был этап сбора необходимого материала, подбор музыкальных произведений военных лет, прошел конкурс плакатов .

4. На уроках литературного чтения, на занятиях курса “Мы – москвичи” ребята рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, принимавших участие в военных действиях и тружениках тыла.

5. Сильное впечатление на детей произвел рассказ Ирины Владимировны о своем папе Плахове Владимире Ивановиче, заменившем своего отца, ушедшего на фронт. А в августе 1942 года семья получила похоронку, где говорилось о том, что Плахов Иван Ильич, уроженец города Москвы, в бою за Социалистическую Родину, верный присяге, проявив геройство и мужество, был убит 16.08.42г. Похоронен в деревне Масловка Смоленской области.

6. Дети с родителями начали работу с семейными архивами, расспрашивали своих родственников, просили их поделиться своими воспоминаниями о тяжелом периоде жизни. Многие родители с детьми провели осенние каникулы в гостях у бабушек и дедушек в поиске документальных материалов, связанных с военным временем.

7. В декабре, на классном часе ребята рассказывали о своих родных, показывали письма с фронта, ордена и медали, дорогие им личные вещи.

8. Получив задание стать военными корреспондентами, наши ученики начали поисковую работу. Здесь им огромную помощь и поддержку оказало тесное сотрудничество Совета школы с Советом Ветеранов Великой Отечественной войны района. 5 декабря состоялась встреча с Ириной Александровной Боровской и Натальей Ивановной Соковниной, которые рассказали ребятам о том, как им 17-летним девушкам было страшно в период защиты Москвы от немецко-фашистских захватчиков. Враг стоял у границ Москвы.

В 1943 году, не окончив 10 классов и приписав себе 1 год, пошел добровольцем на фронт папа Екатерины Олеговны, учителя начальных классов нашей школы, Екимов Олег Никитович. Он был направлен на учебу в Ульяновск, во 2-е танковое училище. По орденам и медалям можно проследить его боевой путь.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, был командиром самоходно-артиллерийской установки СУ-76. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. Полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны.

9. Здоровья и благополучия, активного долголетия, внимания и уважения родных и близких пожелали им ученики.

10. Ученики посетили школьный музей Боевой Славы школы, где находится экспозиция, посвященная обороне Москвы.

11. Итогом совместной работы явился урок в котором объединились история, литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, конспект которого предлагаем вашему вниманию.

Презентация проекта по теме курса: “Мы – москвичи”.

“Мы этой памяти верны”.

Цели:

  1. обобщение, расширение и систематизация знаний детей о жизни людей в военное время;
  2. воспитание чувства патриотизма у детей, уважения к ветеранам ВОВ;
  3. формирование у учащихся интереса к изучению истории своего города;
  4. развитие способности чувствовать, сопереживать, формирование умения слушать окружающих.

Подготовительная работа.

Ученики вместе с родителями подбирали материал о Великой Отечественной Войне: фотографии дедушек, бабушек, участвовавших в военных действиях. Школьники писали творческие работы на тему “История войны в истории моей семьи”. Был проведен конкурс рисунков под лозунгом “Миру – Мир!”. Дети подбирали песни военных лет, стихи о войне. Для учащихся была проведена экскурсия в школьный музей Боевой Славы.

Оборудование: Тематические плакаты (выполнены детьми); DVD-проигрыватель с функцией “караоке” (прослушивание песен о ВОВ).

Ход урока.

Вступительное слово учителя

К этому уроку мы давно готовились и вот пришло время представить результаты проделанной работы. Сегодня вы расскажете друг другу о своих близких, которые жили в Москве во время Великой Отечественной Войны, которые воевали за Москву или совершали подвиги на трудовом фронте.

(Звучит фонограмма песни “Вставай, страна огромная…”)

Ученик: “Война – жесточе нету слова”.

Ученик: “Война – печальней нету слова”.

Ученик: “Война – святее нету слова”.

Ученик:

“В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет”.

Ученик: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на нашу Родину.

Ученик:

“Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года”.

Ученик:

“Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет, и 70
Живым не верится, что живы”.

Ученик: Одним из крупнейших сражений Великой Отечественной Войны стала битва за Москву. Захват Москвы для немцев в 1941 году был очень важен, потому, что Москва является самым главным городом нашей страны.

Ученик: Гитлер обратился к своим войскам с воззванием: “Перед вами Москва! За годы войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошли по улицам и площадям лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться. Покажите ей силу вашего оружия. Пройдите по ее площадям. Москва – это конец войне. Москва – это отдых”.

Ученик:

“За спиной Москва – столица мира,
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья: сын башкира,
Русский и татарин”.

Ученик:

“О, Москва! Ты – сердце всей России;
Из очей твоих струится свет.
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва, нам жизни нет”.

Ученик: В сентябре месяце фашистские войска подошли к Москве. Все встали на ее защиту.

Ученик: 7 ноября 1941 года на Красной Площади состоялся парад войск. Советские солдаты и офицеры продемонстрировали свою готовность до последней капли крови сражаться с ненавистным врагом. Пройдя по красной площади, войска направились на фронт защищать столицу.

Ученик:

“Москва, моя родная мать!
Люблю тебя всем сердцем свято.
Тебя иду я защищать по долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня”.

Ученик:

“Москва, священный город мой.
Мы связаны одной судьбой.
Мы за тебя уходим в бой,
Чтобы прикрыть тебя собой.
Чтобы ты могла вовеки жить –
Не страшно голову сложить”.

Ученик: Долгих полгода советские войска бились за Москву. План Гитлера провалился. В декабре немцев постигло первое поражение.

Ученик:

“Штыки от снега побелели,
Снега мерцали синевой,
Мы, первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой”.

Ученик:

“Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет”.

(Звучит музыка “В лесу прифронтовом”.)

Ученик:

“Нынче у нас передышка.
Завтра – новый бой.
Милая, боевая подруга,
Вальс потанцуем со мной?”

(Две пары детей танцуют вальс.)

Ученик: Но не только на фронте боролись с врагом, но и в тылу, на трудовом фронте. На заводах делали танки, самолеты, пушки, снаряды. На фабриках шили обмундирование для тех, кто воевал.

Ученик: Настя Черенкова рассказывает о своих прадедушке и прабабушке.

Ученик: На защиту отечества встали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч пионеров получили медаль “За оборону Москвы”.

Ученик: Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

Ученик: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей родине. Кто они эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои?

Ученик: Леня Голиков – юный народный мститель. Награжден звездой героя Советского союза.

Ученик: Марат Казей – боец партизанской бригады. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью за отвагу. Герой Советского Союза.

Ученик: Валя Котик – партизанский связной разведчик. Правительство наградило его Орденом Ленина и Отечественной войны первой степени.

Ученик: Зина Портнова – член подпольной комсомольской организации, отличная разведчица.

Ученик: (Баллада о связном)

Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.

Ученик:

Ходил он, как нищий по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.

Ученик:

То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос –
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…

Ученик:

Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму,
Его расстреляли весной.

Ученик:

А хутор облил бензином,
И счет потерявший векам,
Он в бешеном пламени сгинул
И с дымом ушел к облакам…

Ученик:

Теперь у сухого колодца
растет кормовая трава…
Что, жизнь, от тебя остается?
Одна лишь глухая молва?
Да горечь, с которой не сладить?
Да буковок мелкая вязь?

Ученик:

Мне больно! Мне нужно наладить
Меж прошлым и будущим связь!

Ученик:

Поэтому снова и снова
По узкой тропинке лесной
Из дальнего сорок второго
Идет мне навстречу Связной.

Ученик:

Я взгляд его чувствую кожей,
К нему, задыхаясь, бегу.
И если б спросил она: “Ты сможешь?” –
То я бы ответил: “Смогу”.

Ученик:

Из дневника немецкого солдата:

“Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои”.

Ученик:

Москва – мое могущество земное.
С ее высот грядущее видней.
Она со мной, она передомною.
Я днем и ночью думаю о ней.

Ученик:

Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться Москвичом.

(Звучит песня “Моя Москва”.)

Ученик:

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.

Ученик:

Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат,
Оглушают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.

Ученик:

И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда!

(Дети поют песню “Солнечный круг”.)