Система проектного обучения является инструментом развития самостоятельности учащихся и относится к типу развивающего обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
– в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
– образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в
учении;
– индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на
свой уровень развития;
– комплексный подход к разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций
ученика;
– глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Ограничения в использовании технологии:
– низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;
– недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской
деятельности;
– нечеткость критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
В нашем случае учитель является активным участником работы над проектом, целями которого являются:
- Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о битве под Москвой, о жизни людей в военное время;
- Воспитывать чувства патриотизма у детей, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; Формировать у учащихся интерес к изучению истории своего города.
- Развивать способности чувствовать, сопереживать, формировать умения слушать окружающих;
- Развитие связной речи, музыкальных способностей, развитие эстетических способностей, участвуя в конкурсе газет по теме, умение работать в группах, умения прогнозировать исследовательскую и краеведческую работу.
Оценкой нашей работы явились благодарности родителей за возможность участвовать в проекте вместе с детьми и возможностью еще раз поработать с семейными архивами.
Пояснения к слайдам презентации.
1 Работа над проектом началась в сентябре 2011 года. Вместе с учениками мы посмотрели документальный фильм “Битва за Москву”.
2. На первом родительском собрании в этом учебном году родители были познакомлены с планом работы на год. Им было предложено вместе с детьми включиться в работу над проектом “70-летию битвы под Москвой посвящается…”
3. Получив задание, детям предстояла большая работа по сбору необходимого материала.
Им нужно было найти и прочитать большое количество книг, газет, познакомиться с документальными материалами, посвященными битве под Москвой, обороне Москвы.
Следующим этапом был этап сбора необходимого материала, подбор музыкальных произведений военных лет, прошел конкурс плакатов .
4. На уроках литературного чтения, на занятиях курса “Мы – москвичи” ребята рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, принимавших участие в военных действиях и тружениках тыла.
5. Сильное впечатление на детей произвел рассказ Ирины Владимировны о своем папе Плахове Владимире Ивановиче, заменившем своего отца, ушедшего на фронт. А в августе 1942 года семья получила похоронку, где говорилось о том, что Плахов Иван Ильич, уроженец города Москвы, в бою за Социалистическую Родину, верный присяге, проявив геройство и мужество, был убит 16.08.42г. Похоронен в деревне Масловка Смоленской области.
6. Дети с родителями начали работу с семейными архивами, расспрашивали своих родственников, просили их поделиться своими воспоминаниями о тяжелом периоде жизни. Многие родители с детьми провели осенние каникулы в гостях у бабушек и дедушек в поиске документальных материалов, связанных с военным временем.
7. В декабре, на классном часе ребята рассказывали о своих родных, показывали письма с фронта, ордена и медали, дорогие им личные вещи.
8. Получив задание стать военными корреспондентами, наши ученики начали поисковую работу. Здесь им огромную помощь и поддержку оказало тесное сотрудничество Совета школы с Советом Ветеранов Великой Отечественной войны района. 5 декабря состоялась встреча с Ириной Александровной Боровской и Натальей Ивановной Соковниной, которые рассказали ребятам о том, как им 17-летним девушкам было страшно в период защиты Москвы от немецко-фашистских захватчиков. Враг стоял у границ Москвы.
В 1943 году, не окончив 10 классов и приписав себе 1 год, пошел добровольцем на фронт папа Екатерины Олеговны, учителя начальных классов нашей школы, Екимов Олег Никитович. Он был направлен на учебу в Ульяновск, во 2-е танковое училище. По орденам и медалям можно проследить его боевой путь.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, был командиром самоходно-артиллерийской установки СУ-76. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. Полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны.
9. Здоровья и благополучия, активного долголетия, внимания и уважения родных и близких пожелали им ученики.
10. Ученики посетили школьный музей Боевой Славы школы, где находится экспозиция, посвященная обороне Москвы.
11. Итогом совместной работы явился урок в котором объединились история, литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, конспект которого предлагаем вашему вниманию.
Презентация проекта по теме курса: “Мы – москвичи”.
“Мы этой памяти верны”.
Цели:
- обобщение, расширение и систематизация знаний детей о жизни людей в военное время;
- воспитание чувства патриотизма у детей, уважения к ветеранам ВОВ;
- формирование у учащихся интереса к изучению истории своего города;
- развитие способности чувствовать, сопереживать, формирование умения слушать окружающих.
Подготовительная работа.
Ученики вместе с родителями подбирали материал о Великой Отечественной Войне: фотографии дедушек, бабушек, участвовавших в военных действиях. Школьники писали творческие работы на тему “История войны в истории моей семьи”. Был проведен конкурс рисунков под лозунгом “Миру – Мир!”. Дети подбирали песни военных лет, стихи о войне. Для учащихся была проведена экскурсия в школьный музей Боевой Славы.
Оборудование: Тематические плакаты (выполнены детьми); DVD-проигрыватель с функцией “караоке” (прослушивание песен о ВОВ).
Ход урока.
Вступительное слово учителя
К этому уроку мы давно готовились и вот пришло время представить результаты проделанной работы. Сегодня вы расскажете друг другу о своих близких, которые жили в Москве во время Великой Отечественной Войны, которые воевали за Москву или совершали подвиги на трудовом фронте.
(Звучит фонограмма песни “Вставай, страна огромная…”)
Ученик: “Война – жесточе нету слова”.
Ученик: “Война – печальней нету слова”.
Ученик: “Война – святее нету слова”.
Ученик:
“В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет”.
Ученик: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на нашу Родину.
Ученик:
“Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года”.
Ученик:
“Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет, и 70
Живым не верится, что живы”.
Ученик: Одним из крупнейших сражений Великой Отечественной Войны стала битва за Москву. Захват Москвы для немцев в 1941 году был очень важен, потому, что Москва является самым главным городом нашей страны.
Ученик: Гитлер обратился к своим войскам с воззванием: “Перед вами Москва! За годы войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошли по улицам и площадям лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться. Покажите ей силу вашего оружия. Пройдите по ее площадям. Москва – это конец войне. Москва – это отдых”.
Ученик:
“За спиной Москва – столица мира,
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья: сын башкира,
Русский и татарин”.
Ученик:
“О, Москва! Ты – сердце всей России;
Из очей твоих струится свет.
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва, нам жизни нет”.
Ученик: В сентябре месяце фашистские войска подошли к Москве. Все встали на ее защиту.
Ученик: 7 ноября 1941 года на Красной Площади состоялся парад войск. Советские солдаты и офицеры продемонстрировали свою готовность до последней капли крови сражаться с ненавистным врагом. Пройдя по красной площади, войска направились на фронт защищать столицу.
Ученик:
“Москва, моя родная мать!
Люблю тебя всем сердцем свято.
Тебя иду я защищать по долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня”.
Ученик:
“Москва, священный город мой.
Мы связаны одной судьбой.
Мы за тебя уходим в бой,
Чтобы прикрыть тебя собой.
Чтобы ты могла вовеки жить –
Не страшно голову сложить”.
Ученик: Долгих полгода советские войска бились за Москву. План Гитлера провалился. В декабре немцев постигло первое поражение.
Ученик:
“Штыки от снега побелели,
Снега мерцали синевой,
Мы, первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой”.
Ученик:
“Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет”.
(Звучит музыка “В лесу прифронтовом”.)
Ученик:
“Нынче у нас передышка.
Завтра – новый бой.
Милая, боевая подруга,
Вальс потанцуем со мной?”
(Две пары детей танцуют вальс.)
Ученик: Но не только на фронте боролись с врагом, но и в тылу, на трудовом фронте. На заводах делали танки, самолеты, пушки, снаряды. На фабриках шили обмундирование для тех, кто воевал.
Ученик: Настя Черенкова рассказывает о своих прадедушке и прабабушке.
Ученик: На защиту отечества встали не только взрослые, но и дети. Двадцать тысяч пионеров получили медаль “За оборону Москвы”.
Ученик: Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.
Ученик: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей родине. Кто они эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои?
Ученик: Леня Голиков – юный народный мститель. Награжден звездой героя Советского союза.
Ученик: Марат Казей – боец партизанской бригады. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью за отвагу. Герой Советского Союза.
Ученик: Валя Котик – партизанский связной разведчик. Правительство наградило его Орденом Ленина и Отечественной войны первой степени.
Ученик: Зина Портнова – член подпольной комсомольской организации, отличная разведчица.
Ученик: (Баллада о связном)
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ученик:
Ходил он, как нищий по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
Ученик:
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос –
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Ученик:
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму,
Его расстреляли весной.
Ученик:
А хутор облил бензином,
И счет потерявший векам,
Он в бешеном пламени сгинул
И с дымом ушел к облакам…
Ученик:
Теперь у сухого колодца
растет кормовая трава…
Что, жизнь, от тебя остается?
Одна лишь глухая молва?
Да горечь, с которой не сладить?
Да буковок мелкая вязь?
Ученик:
Мне больно! Мне нужно наладить
Меж прошлым и будущим связь!
Ученик:
Поэтому снова и снова
По узкой тропинке лесной
Из дальнего сорок второго
Идет мне навстречу Связной.
Ученик:
Я взгляд его чувствую кожей,
К нему, задыхаясь, бегу.
И если б спросил она: “Ты сможешь?” –
То я бы ответил: “Смогу”.
Ученик:
Из дневника немецкого солдата:
“Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои”.
Ученик:
Москва – мое могущество земное.
С ее высот грядущее видней.
Она со мной, она передомною.
Я днем и ночью думаю о ней.
Ученик:
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться Москвичом.
(Звучит песня “Моя Москва”.)
Ученик:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ученик:
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат,
Оглушают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Ученик:
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда!
(Дети поют песню “Солнечный круг”.)