Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказочный городок маленьких и ласковых слов"

Разделы: Логопедия

Классы: 2, 3

Ключевые слова: 1-4 классы


Цель: Учить выделять суффиксы в словах, понимать его значение, тренировать в образовании имён существительных уменьшительно-ласкательной формы. Развивать наблюдательность к языковым явлениям, дикцию, поддерживать интерес к занятиям.

Оборудование: Картина-план сказочного города; карточки с суффиксами (чик, очк, ечк, еньк, ок, ик, ушк, юшк, ышк); коробочка с картинками; карточки с заданием; “Карусель”; тетрадь, ручка, простой карандаш; кроссворд на каждого учащегося, угощение

План

1. Организационный момент. Приветствие гостей.

2. На доске запись: дом, домик, домишко.

Прочитайте слова, выделите корень. Как называются слова с одинаковым корнем?

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня (ик, ишк).

Как называется эта часть слова?

А зачем нужны эти маленькие суффиксы? (Чтобы образовались новые слова.)

Каким словом можно заменить слово “дом”? (Здание.)

Как можно сказать про небольшой дом? (Домик.)

Как сказать ласково про небольшой домик? (Домишко.)

Вывод: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

3. Сообщение цели занятия. Сегодня мы отправимся в сказочный городок маленьких и ласковых слов, а помогать нам будут разные суффиксы.

А) Открывается схема города. Рассматривается план путешествия.

Б) Чтобы открылись городские ворота, нужно взять картинку и назвать слово ласково так, чтобы в нём послышалось “чик” (вывешивается на доске карточка с этим суффиксом):

стаканчик стульчик заборчик
огурчик шкафчик зайчик

В) В городке живут разные жители, и все они называют друг друга по имени ласково:

Какой суффикс помог нам сказать ласково?

Алёша – Алёшенька

Петя - ...

Серёжа - …

Миша - …   (еньк)

 

Ира – Ирочка

Инна - …

Света - …

Мармна - …   (очк)

 

Валя – Валечка

Галя - …

Оля - …   (ечк)

Г) Вот мы и перешли через мостик. Кто это? (Двое из ларца). Они приготовили нам два задания:

1 задание: разложите картинки с суффиксами ок, ик в коробочки.

Дом - домик жуки - жучок
Рот - ротик носки - носок
Нос - носик чулки – чулок

2 задание: (на карточке) Образуй и напиши слова – названия детёнышей:

аист – аистёнок тигр – … утка - …
лось - … лев - … медведь - …
олень - … гусь - …

С помощью какого суффикса образованы эти слова? Выдели суффикс.

Д) Кто ждёт нас впереди? (Гномик.) Гномик предлагает нам выполнить вместе с ним пальчиковую гимнастику.

Е) Далее на схеме города нарисована карусель. Выставляется макет карусели, на ленточках которой написаны скороговорки. Учащийся выбирает ленточку, читает скороговорку и проговаривает её в быстром темпе.

Ж) В конце путешествия стоит домик - кафе “Умка”. Кого называют умкой? Подбор слов-родственников к слову “умка”.

В кафе люди делают заказ и отдыхают. Я тоже предлагаю вам отдохнуть: разгадать кроссворд, а помогать нам будут суффиксы: ушк, юшк, ышк. Каждому учащемуся раздаётся листочек с кроссвордом. Дети по очереди читают и угадывают название слова.

4. Итог.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие суффиксы нам помогали? Что такое суффикс? Все были молодцы! А теперь пора подкрепиться: двое из ларца приготовили нам угощение.