Цели:
- проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
- продолжить формирование специальных умений уч-ся:
а) хронологических;
б) картографических;
в) описания исторических событий и явлений. - через историческую игру способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому своей страны.
Эпиграф к уроку:
«В неколебимой вышине
Над возмущённую Невою
Стоит с простёртую рукою
Кумир на бронзовом коне.»
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Объявление целей урока.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Эпоха Петра Великого».
– Изученный материал был трудным, но в то же время очень интересным, и для того чтобы каждый из вас смог показать свои знания, урок мы проведём в форме игры.
II. Представление команд.
– Вам заранее было дано задание – разделиться на две команды , придумать им названия и выбрать капитанов команд.
– За первым игровым столом – команда «Драгунов», а за вторым игровым столом – команда «Рейтаров».
– Капитан команды «Драгунов» –
– Капитан команды «Рейтаров» –
III. Объяснение правил игры.
– Наша игра состоит из 10 конкурсных туров. Каждый тур оценивается определённым количеством баллов. Судить наше соревнование будет жюри. За нарушение дисциплины членами команд баллы будут сниматься.
IV. Игра.
1-й тур. «Блиц опрос».
Вопросы задаются по очереди каждой из команд. Правильный ответ – 1 балл.
– В каком году Петр практически становится единовластным царём Российского государства? (В августе 1689 г. произошло свержение Софьи и переход власти к Петру.)
– Назовите единственный морской порт в России до основания Петербурга? (Архангельск. Его строительство было начато в 1584 г. по указу Ивана 4.)
– Кто первым начал Северную войну? (Первыми в войну ввязались Дания и Польша, Россия присоединилась к ним позже)
– Какое сражение Пётр назвал «матерью Полтавской баталии»? (Битву при Лесной)
– В каком году Петербург становится столицей Российского государства? (Петербург становится столицей Российского государства в 1712-1713гг.)
– Какие иностранные языки знал Петр? (Пётр хорошо владел голландским и немецким, понимал шведский и польский, слегка знал татарский, английский, даже читал на латыни, однако писал с трудом, даже на родном языке).
– С чем связана пословица «Погиб, как швед под Полтавой»? (Пословица связана с разгромом шведской армии под Полтавой)
– В каком сражении молодой русский военно-морской флот одержал свою первую победу? (Свою первую победу русский военно-морской флот одержал в Гангутском сражении в 1714 г.)
– Когда и кем была введена подушная система налогообложения ? Что она означает? (Подушная система налогообложения была введена в 1724 г. Петром I. Согласно подушной ревизской сказке (записи) нужно было платить налоги за души до следующей ревизской сказки, даже если люди фактически уже умерли. Подушная подать сохранялась до 1887 г.)
– Назовите крупные произведения А.С. Пушкина, в которых изображён Пётр I. (поэмы «Полтава», «Медный всадник»; в повести «Арап Петра Великого».)
– Когда вышел первый номер русской газеты? Как она называлась, и кто был её первым редактором? (Первый номер русской газеты «Ведомости» вышел 22 января 1703 года. Её первым редактором был сам Пётр 1.)
– Какая крестьянская война была подавлена при Петре 1? (В 1707-1708 гг. было разбито войско под командованием К.А. Булавина.)
2-й тур. Разгадывание кроссворда (1 балл) (Приложение 6)
- первый российский император.
- центральный государственный орган управления при Петре I.
- самый близкий друг Петра.
- знать при Петре I.
- город, основанный Петром i.
- центральное учреждение для управления городами.
Ключевое слово – рекрут.
3-й тур «Что? Где? Когда?» (3 балла)
Что такое кунсткамера? (кунсткамера – первый в России музей редкостей, основанный в 1714 г.)
Где находился первый общедоступный театр, открытый в 1702 году? (первое театральное здание в России, так называемая «комедиальная храмина» была построена в Москве на Красной площади.)
Когда в России наступил 18 век? (Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 г. До этого в России шёл 7208 г. от сотворения мира, начинался год 1 сентября).
4-й тур. Конкурс дат (1 балл)
(на доске появляются события. Ребята должны назвать даты этих событий)
- 1682-1725 гг. – (годы жизни Петра)
- 1695-1696 гг.– (Азовские походы)
- 1697-1698 гг. – (Великое посольство)
- 1700-1721 гг. – (Северная война)
- 16 мая 1703 г. – (начало строительства Петербурга)
- 1707-1708 гг. – (крестьянское восстание под предводительством Булавина)
- 27 июня 1709 г. – (Полтавская битва)
- 1711 г. – (Прутский поход Петра, учреждение Сената)
- 1721 г. – (Ништадский мир, избрание Петра императором, учреждение Синода)
- 1722-1723 гг. – (Каспийский поход)
5-й тур. Конкурс капитанов (5 баллов)
По отрывку из стихотворения, определить о ком или о чём идёт речь.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел…
(на берегах Невы Пётр задумывал строительство нового города)
Щвед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(Полтавская баталия)
Физминутка.
6-й тур. «Кто это сказал?» (3 балла)
- «Правда, что зело жёсток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызён» (Пётр I о крепости Шлиссельбург)
- «Хорошо же ученики отблагодарили учителей». (фельдмаршал Реншильд)
- «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр и которые неправды делают» (слова принадлежат К.А. Булавину)
- «Деньги взяты» (Это надпись на бородовом знаке)
7-й тур. Определите, о каком архитектурном произведении идёт речь.
(5 баллов) (Приложение 3)
Учащимся предлагаются листочки с изображением архитектурных памятников эпохи Петра и текст с описанием некоторых из них. Нужно определить какое архитектурное строение описывается.
- церковь Архангела Гавриила
- церковь Преображения на о. Кижи
8-й тур. Конкурс капитанов. (5 баллов) (Приложение 4)
Капитанам предлагаются по 2 портрета соратников Петра Великого, и они должны назвать, кто изображён на этих портретах.
- А.Д. Меньшиков (друг и соратник Петра, выдающийся полководец)
- Павел Иванович Ягужинский (государственный деятель, дипломат, генерал-прокурор Сената)
- Гавриила Иванович Головкин (руководил при Петре посольской службой, участвовал в разработке новых законов)
- Петр Андреевич Толстой (сподвижник Петра I, дипломат)
9-й тур. Задание с контурной картой. Правильный ответ – (1 балл) (Приложение 5)
За несколько минут необходимо отметить основные сражения Северной войны на маленьких контурных картах, а затем на большой – у доски.
10-й тур. Тестовые задания. Индивидуальные для каждого учащегося.
V. Запись дом. зад.
– Ребята, дома вы повторите основные даты и термины, п. 12–20.