Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе
Задачи.
- Формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь).
- Учить формулировать собственное мнение и позицию.
- Развивать певческие умения и навыки, ассоциативное мышление, “внутренний слух” и “внутреннее зрение”.
- Осваивать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
- Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Музыкальный материал: Г.Свиридов “Осень”, П.И.Чайковский “Осенняя песнь”.
Дополнительный материал: отрывок стихотворения А.С. Пушкина “Унылая пора!..”, А. Плещеев “Скучная картина!...”, из русского фольклора “Осень, осень в гости просим…”
Портрет композитора Г.Свиридова, репродукции картин: С.Жуковский “Брошенная терраса”, Б.Кустодиев “Осенний сельский праздник”, В.Поленов “Золотая осень”.
Заготовки листьев из бумаги белого цвета на каждого ученика. <Рисунок 1>
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Вход в класс под музыку Г.Свиридова “Осень”.
Музыкальное приветствие.
II. Введение в тему урока
Учитель читает отрывок стихотворения А.С.Пушкина:
“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…”.
- О каком времени года эти строки? (Об осени)
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами и посвятим наш урок этому времени года.
Слайд 1
III. Работа с учебником-тетрадью (стр. 16)
- Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.
- Давайте откроем учебники на странице 16 и прочитаем стихотворения об осени.
- Какая осень изображена в каждом из стихотворений? (Ответы детей)
- Рассмотрите репродукции картин: С.Жуковского “Брошенная терраса”, Б.Кустодиева “Осенний сельский праздник”, В.Поленова “Золотая осень”. Слайды № 2-5
Дети отвечают на вопросы:
- Что изображено на картинах?
- Какое настроение передает каждая из картин?
- Какие краски помогают передать настроение?
IV. Слушание музыки
- Послушайте пьесу композитора Георгия Свиридова “Осень” (показ портрета композитора). Слайд №6
- Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Слайд №7
- Какое стихотворение и картина по настроению близки этой музыке? (Ответы детей)
- Какой инструмент “поет” мелодию? (Скрипка)
- Мы с вами познакомились с изображением осенней природы в различных видах искусств. Увидели и услышали как поэты, художники, композиторы своими произведениями выражают любовь к этому времени года. А вы любите осень? За что? (ответы детей)
- Если мы будем любить и беречь природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение.
V. Изучение нового материала
Исполняется попевка “Миновало лето…”. Дети поют вместе с учителем начало песни Д.Васильева-Буглая “Осенняя песенка” и показывают жестом направление движения мелодии. Слайд №8
- Как движется мелодия? (Cначала поступенно вверх, затем поступенно вниз). Все ли кубики-звуки нарисованы одинаково; как мы пропеваем маленькие кубики-звуки и большие кубики-звуки? (Ответы детей)
“ Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки ФОРТЕ (громко), ПИАНО (тихо).
- Любая мелодия покажется скучной и неинтересной, если все звуки будут одинаковой длины. То есть звуки могут быть короткими и длинными, с помощью длительностей может складываться любой ритм.
- Давайте проверим с помощью такой игры”. [8]
Учитель рассказывает:
- Теплым осенним днем ребята вышли на прогулку. Они играли, веселились. И вдруг подул сильный ветер.
Физминутка (дети выполняют движения согласно тексту):
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли (показ, дети повторяют),
потом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики (показ).
Слайд №9
Все побежали прятаться под крышу и просят:
“ Дождик, дождик! Кап да кап,
Ты не капай долго так.
(Задание заключается в том, чтобы дети проговаривали и отхлопывали ритм стихотворения, одновременно сопровождая хлопки равномерным покачиванием корпуса влево и вправо.
Затем, внимание детей переключается опять на запись нот. Объяснить, что один удар ДОН приходится на два удара ДИ-ЛИ). Слайд№10
- Оказывается ритм очень важен.
VI. Исполнение песни “Листопад” муз.Т. Попатенко, слова Н.Найденовой (хрест. стр. 16)
Сегодня наш урок посвящен осени, а какую осеннюю песенку мы с вами знаем? (“Листопад”)
Исполнение песни
- Ребята, а что главное в песне? (Мелодия)
- Что песню отличает от марша, танца? (Слова)
- Кто сочиняет песни? (Композитор)
VII. Обобщение и творческое задание.
- Сегодня на уроке, ребята, мы слушали музыку, читали стихи, говорили о красках осени, исполняли песню. А теперь давайте попробуем украсить наш класс осенними листьями. “Соберем большой букет - нам от осени привет!”.
- У каждого из вас на парте лежит листик белого цвета. Давайте разукрасим листики и не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Мы выполним нашу творческую работу под “Осеннюю песню” П.И.Чайковского. Слайд №11
“ Готово? Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно.
Домашнее задание.
- Проявите же свою фантазию и дальше”. [9] Дома придумайте “осенний напев”, передайте свои впечатления об осени. “Со словами вы запоете или без слов, это не столь важно. Кстати, можете себе аккомпанировать, на чем захотите (барабан, щелчки пальцами, хлопки в ладоши и т.п.)”. [9]
Выход из класса под музыку “Осень” Г.Свиридова.
Литература
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка: 1-4 кл.: Методическое пособие – М.: Просвещение, 2006.
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка: учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка: хрестоматия муз. материала: 1 кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2005.
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику “Музыка.1 класс”. – М.: Просвещение, 2009.
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику “Музыка. 4 класс”. – М.: Просвещение, 2009.
- В. Ижак, Я. Крушельницкий В. Лужный. Музыка: учебник для 1 кл. – Киев: “Музична Україна”, 1984.
- Г.С. Ригина. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах. – М.: Просвещение, 1979.
- Ю.Д. Изместьева. Музыка.1 класс. I полугодие. Поурочное планирование уроков музыки – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006.
- Н.Б. Улашенко. Музыка 3 класс. Поурочные планы по программе Е.Д.Критской – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006.
- bibliotekar.ru/kPolenov/4.htm Картины Василия Поленова. Картина Золотая осень 1893
- www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=2368. Деревенский праздник (Осенний сельский праздник ... - Art-каталог
- bibliotekar.ru/k97-Zhukovskiy/27.htm Брошенная терраса. Жуковский
- ru.wikipedia.org/wiki/Свиридов, Георгий Васильевич Свиридов, Георгий Васильевич — Википедия.