Цель: содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей, формирование психологической готовности их к обучению в школе.
Задачи: развитие школьной мотивации, сплоченности группы, произвольного внимания, памяти, мышления, речи, тонкой моторики руки, коммуникативных способностей.
Материал: карточки с развивающими играми, загадки, занимательные вопросы, аудиозапись, карандаши простые.
План занятия.
- Приветствие “Чем порадовало вас сегодняшнее утро?”
- Игра “Десять слов” с лисой Алисой и котом Базилио.
- Загадки для развития речи “Огородные растения”.
- Игра на развития произвольного внимания “Зачеркни букву”.
- Занимательные вопросы.
- Игра на развитие мышления “Школьные принадлежности”.
- Физкультминутка.
- Веселые тесты-пословицы.
- Игра на развитие графомоторных навыков “Бусы”
- Обратная связь “Что порадовало вас на занятии”.
- Прощание “Сдувание с ладошек”.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте ребята. Вы не забыли, что мы готовимся к поступлению в школу. Каждая новая игра помогает нам, подготовится к школьным урокам. И начнем мы сегодня с вами с приветствия друг друга.
Приветствие “Чем порадовало вас сегодняшнее утро?”
Цель: создание работоспособности, сплочение группы.
Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу. Психолог предлагает детям по очереди вспомнить, “Чем порадовало вас сегодняшнее утро?” (варианты ответов детей: солнечным настроением, хорошим настроением, маминой улыбкой, мурлыкающим котом, заводной машинкой, любимой песенкой, резвящимся щенком, приехавшим из командировки папой, запахом бабушкиных блинов, поздравлением с днем рождения).
Игра “Десять слов” с лисой Алисой и котом Базилио.
Цель: развитие памяти, мышления и речи.
(Из-за ширмы раздается музыка, появляются лиса Алиса и кот Базилио).
Лиса Алиса. “Здравствуйте ребята! Это магазин?”
Кот Базилио. “Может это клуб или библиотека?”
Лиса Алиса. “Ой, я совсем забыла, куда должна пойти…
Кот Базилио. “Где это мы?”
Дети. “Вы, в детском саду”.
Кот Базилио. “А как ваш детский сад называется”
Дети. “Дюймовочка”.
Лиса Алиса. “А с кем это вы? И что делаете?”.
Дети. “Мы играем с Оксаной Николаевной”.
Кот Базилио. “Здравствуйте Оксана Николаевна”.
Психолог. “Здравствуй лиса Алиса и кот Базилио”.
Лиса Алиса. “Как же мне вспомнить, куда мы собирались? Так я взяла сумку и кошелек. Значит мне нужно в магазин. А, что купить?”.
Кот Базилио. “Сам не помню. Давай, как всегда, посмотрим твой список”.
Психолог. “Уважаемые лиса Алиса и кот Базилио, у вас видимо, очень плохая память, если вы забыли куда шли… Приходите к нам на занятия и память у вас станет великолепной.
Лиса Алиса. “И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине должна купить. А вот список”.
Психолог. “Ребята, слушайте внимательно. И запоминайте, что должна купить лиса Алиса”.
Лиса Алиса. “Так нужно купить: огурцы, помидоры, капусту, картофель, морковь, свеклу, горох, лук, чеснок, петрушку”.
Психолог. “Ребята кто сможет повторить, что нужно купить в магазине?”.
Дети. Отвечают по очереди. Каждый называет столько предметов, сколько он запомнил.
Психолог. “Пока мы не умеем писать, ребята с помощью картинок составим список лисы Алисы на доске. Выходите к доске”.
Дети составляют список из предложенных картинок.
Психолог. “Ну что лиса Алиса все запомнили?”.
Лиса Алиса. “Даже я запомнила” (перечисляет).
Кот Базилио. “Спасибо вам ребята, спасибо Оксана Николаевна. А теперь побежали в магазин”.
Психолог. До свидания. Приходите к нам еще”.
Психолог. “А сейчас взгляните на доску и ответьте, как можно назвать, все, что нарисовано на картинках одним словом?”.
Дети. “Овощи”.
Психолог. “Правильно ребята. А теперь отгадайте загадки про огородные растения”.
3. Загадки для развития речи “Огородные растения”.
Цель: проявлять умение находить рифмы, развивать коммуникативные способности.
Пети сниться странный сон:
В огород выходит он.-
Не порвите брюк Вы! –
Слышит он от … (брюквы).
- Можно мне на “ты” к вам?
Спрашивает … (тыква).
- Ой, пожалуйста, каблук
Чуть правее! – просит … (лук).
- Но и здесь не пусто! –
Вздрогнула … (капуста).
- Аккуратней, крошка! –
Молвила … (картошка).
- Экий он неловкий, -
Слышит от … (морковки).
Извиниться, друг, изволь! –
Разобиделась … (фасоль)
- Он совсем не джентльмен! –
Усмехнулся горько ... (хрен).
- Шел бы ты домой скорей, -
Рассердился … (сельдерей).
Грубияну стыд, позор! –
Раскраснелся … (помидор).
- Дать бы по макушке! –
Слышит от … (петрушки).
- Случайно не промокли –
Повернулся к … (свекле).
- Поклонился низко:
- Здравствуйте! (Редиска)
А потом пошел к крыльцу
Дав напиться … (огурцу).
- Паренек то просто клад! –
Так сказал друзьям … (салат).
- Петя – славный паренек! –
Поддержал его … (чеснок).
- Что молчишь? Ответь-ка, -
Требовала … (редька).
Петя сдернул кепку:
Он увидел … (репку).
- Я поглажу вам бачок,
Дорогой мой …? (кабачок).
- Паренек хороший, -
Подтвердил … (горошек).
- Заходи к нам в огород! –
Овощной кричал народ.
- Ты запомни этот сон! –
Молвил добрый … (патиссон).
Психолог. “Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь посмотрите у вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите их. Игра называется “Зачеркни букву”.
4. Игра “Зачеркни букву”.
Цель: развитие произвольного внимания.
Психолог. “Ребята, вам нужно зачеркнуть букву, как показано на образце. Задание будите выполнять, пока сыпаться песок в песочных часах. Когда песок закончиться, остановитесь”.
Дети выполняют задание, контролируя себя.
Психолог. “Ребята, ваше время истекло, отложите карточки с выполненным заданием. Послушайте меня и ответьте на мои вопросы”.
5. Занимательные вопросы.
Цель: развитие мышления, речи, внимания.
Психолог зачитывает вопросы и три варианта ответов. Ребенок должен угадать и обосновать его.
- Мама старше своей дочери …
- Месяц весны это …
- Все птицы умеют …
- никогда;
- редко;
- всегда.
- июнь;
- март;
- сентябрь.
- петь;
- летать;
- дышать.
Психолог. “Вопросы закончились. Понравилось отвечать на них? А теперь давайте возьмем карточку с игрой “Школьные принадлежности”.
5. Игра на развитие мышления “Школьные принадлежности”.
Цель: развитие произвольного внимания.
Психолог. “Перед вами на листочке нарисованы школьные принадлежности. Найдите их, обведите карандашом. Во время выполнения задания следите за песком в песочных часах”.
Дети обводят школьные принадлежности.
Психолог. “Время истекло. Назовите, пожалуйста, школьные принадлежности, которые вы обвели”.
Дети. Каждый ребенок называет свои принадлежности.
Психолог. “А теперь выходите из-за парт немного подвигаемся”.
6. Физкультминутка.
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руки протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать
Трудно яблоко достать.
Попробуй, руку протяни
И быстро яблоко сорви.
7. Веселые тесты-пословицы.
Цель: развитие мышления, речи, внимания.
Психолог. “Ребята, давайте я буду начинать выражение, а вы его продолжать.
- После драки …
- Тише едешь …
- Без труда не вытащишь и …
- Любишь кататься люби и …
- Не зная броду, не суйся …
– все к мамкам бегут;
– кулаками не машут;
– уже не страшно.
– и улитка цела;
– дальше будешь;
– коня потеряешь.
– рыбака из-подо льда;
– рыбку из пруда;
– меня из Интернета.
– стиральный порошок;
– саночки возить;
– таксисту платить.
– к комоду;
– к доске;
– в воду.
Психолог. “Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь, возьмите карточки поиграем в игру “Бусы”.
8. Игра “Бусы”.
Цель: развитие графомоторных навыков.
Психолог. “Ребята внимательно посмотрите, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисуйте такие же бусы на листе бумаги. Не забывайте про песочные часы”.
Психолог. “Ребята закончили выполнять задание, отложите карточки на край стола”.
Психолог. “Ребята наше занятие подошло к концу. Во все сегодняшние игры мы сегодня поиграли. Выходите ко мне. Возьмемся за руки”.
9. Обратная связь “Что порадовало вас на занятии”.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог просит дать их обратную связь.
Психолог. “Ребята, а сейчас я хочу спросить, что порадовало вас на сегодняшнем занятии?”
Дети: (варианты ответов: приход лисы и кота, отгадывать загадки, отвечать на занимательные вопросы, искать школьные принадлежности, продолжать пословицы, рисовать бусы, играть с картинками).
Психолог. “Спасибо. А теперь я предлагаю попрощаться друг, с другом сдувая с ладошек прощание”.
10. Прощание “Сдувание с ладошек”.
Каждый ребенок сдувает с ладошки прощание, кому хочет в кругу, тот ловит и сдувает другому (варианты прощания: чао Алеша, пока Матвей, лови Настя, до новых встреч Никита, чмоки-чмоки Алена, вау Максим, гудбай Полина).