Особенности кожного покрова

Разделы: Начальная школа


Универсальные учебные действия:

личностные: воспитание у детей потребности к соблюдению санитарно-гигиенических требований, чувства ответственности за свое здоровье;

познавательные: овладение обучающимися знаниями о строении кожи и ее функциях, о роли кожи в охране здоровья человека, развитие интереса к новым открытиям через исследовательскую деятельность;

коммуникативные: воспитывать этику общения, развивать умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения;

регулятивные: находить ключ к решению проблемы, устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением санитарно-гигиенических требований и состоянием здоровья, расширять словарный запас через введение новых терминов и составление глоссария.

Оборудование: компьютер, проектор, лупы, иллюстрации (шуба, скафандр, доспехи рыцаря), таблички с названиями функций кожи, лоскутки шерстяной ткани, бумага (чистая и смазанная жиром), пипетка, вода, зеленка, акварельные краски, скотч, грифельная стружка (для снятия отпечатков пальцев)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.

Мы уже не раз говорили о том, какую опасность представляют собой микробы, вирусы, попадая внутрь человеческого организма. Но ущерб здоровью могут нанести и внешние факторы. Чтобы избежать ожогов, переохлаждения, различных механических травм во время выполнения какой-либо работы или в ходе сражений, люди изобрели различную одежду, снаряжение.

Приглашаю всех на Парад мод. Только защитить ту или иную модель предлагаю вам. Посовещайтесь в течение 2 минут и затем скажите, в чем ее польза и удобство. (Групповая форма работы)

2. Обсуждение и защита предложенных “нарядов”: скафандр, шуба, доспехи рыцаря.

3. Определение роли кожи.

Исходя из ваших выступлений, можно сказать, что данные вещи действительно стоящие. Но какой бы совершенной не была одежда, прочной и красивой, она остается непродолжительное время. А хорошо бы приобрести такие вещи, которые не будут рваться, изнашиваться, мяться, сохранят свою яркость и не станут малыми.

Но ведь такая “одежда” создана уже самой природой, и есть у каждого из нас. А у древних людей она вообще была единственной и незаменимой.

- Как вы думаете, о чем идет речь? (О коже) (Слайд 2). Презентация

- Какова роль кожи? (Кожа отделяет внешнюю среду от внутренней)

- Можно ли утверждать, что кожа выполняет роль скафандра, доспехов, шубы?

- Что помогает коже быть надежным защитником организма человека?

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на этот проблемный вопрос и сделать научные открытия о такой знакомой незнакомой коже. Но что же такое кожа? Прочитаем определение.

- Кожа – уникальный орган покровной системы. (Слайд 3)

- Как вы понимаете смысл слова “покровной”? (Слайд 4)

Может кто-то из вас скажет, что ничего необычного, уникального в коже нет. Ведь она у нас всегда перед глазами, не то, что внутренние органы, и о ней мы знаем все. Предлагаю поделиться знаниями. А вдруг сможем увидеть что-нибудь интересное.

4. Исследовательская работа в группах. Работают с опорой на схему “Строение кожи”. (Слайды 5-6)

1 группа. Знакомство со строением кожи.

Изучают кожу на ощупь с тыльной и внутренней стороны кисти и находят различия, протирают тыльную сторону лоскутком шерстяной ткани, замечают на ней чешуйки и выдвигают гипотезу, откуда они.

2 группа. По таблице “Строение кожи” рассматривают строение следующего слоя кожи – дермы. Выделяют кровеносные сосуды. Выдвигают гипотезу о их роли.

3 группа. Учащиеся через лупу разглядывают кожу и сообщают о наличие пор и волосков. Выдвигают гипотезы о их значении.

5. Презентация открытий по группам. Класс вовлекается в диалог и делится своими соображениями по данным вопросам.

А) Строение кожи.

– Погладьте кожу ладони. Какая она наощупь? (Гладкая, теплая, эластичная)

- Погладьте с обратной стороны кисти. Какая она здесь? (Немного шершавая, грубее)

- Потрите тыльную сторону кусочком шерстяной ткани. Что вы увидели на ткани? (Чешуйки)

- Откуда же они взялись? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице “Строение кожи”.

- Как называется верхний слой кожи? (Эпидермис или надкожица) (Слайд 7)

- Послушаем сообщение об эпидермисе.

Б) Сообщение.

Первый верхний слой кожи называется эпидермисом или надкожицей. Это тонкий слой покровной ткани. Его толщина – десятые доли миллиметров. Но именно она не пропускает ни воду, ни растворенные в ней вещества. Микробы заразных болезней могут проникать через надкожицу, только если она повреждена.

Эпидермис состоит из нескольких рядов довольно мелких клеток. Вверху мертвые клетки, которые как тяжелые доспехи средневекового рыцаря принимают на себя все удары и сохраняют невредимыми живыми нижележащие клетки кожи. Живые клетки интенсивно размножаются. И те слои, которые оттесняются ближе к поверхности, роговеют, постепенно отмирают и, наконец, слущиваются. Этот процесс происходит с момента рождения человека до его последнего часа и продолжается некоторое время даже после смерти.

- Откуда же появились шелушинки на ткани?

Оказывается, доспехи есть и у нас, и подарила их нам природа. (Вывод: 1 функция кожи – защитная. По ходу определения функций кожи составляется кластер.) (Слайд 8)

В) Как называется следующий слой? (Дерма) (Слайд 9)

Ее называют собственно кожей. Ее толщина 1-2 мм, но именно эта ткань является прочной и упругой.

- Одинаково ли выглядит кожа рук у молодых и пожилых людей? Почему? (Слайд 10)

У людей пожилого возраста эластичность теряется, и дерма становится дряблой.

- Что пронизывает дерму? (Густая сеть кровеносных сосудов, нервов)

- Когда про человека говорят “От него жар пышет”? (Когда болеет, набегался) (Слайд 11)

- Как выглядит этот человек? (Потный, красный)

- Почему, когда человеку жарко, его тело краснеет? (Расширяясь, кровеносные сосуды отдают тепло во внешнюю среду. Сужение сосудов и уменьшение потоотделения содействуют сохранению тепла. Испаряясь, пот охлаждает кожу)

- Все тело человека, кроме ладоней, подошвы, губ покрыто волосками. Какую роль выполняют они?

- Когда у человека бывает “гусиная” кожа? (Слайд 12)

- Отчего это происходит? (Мышцы сокращаются, волоски встают дыбом, выдавливается жир, который закупоривает поры и препятствует выделению пота, сохраняет тепло) (Слайд 13)

- Сохраняют ли волосы свой цвет на протяжении всей жизни человека?

В седом волосе разрушается красящее вещество, и он заполняется воздухом.

- Нужны ли были волоски древнему человеку? А нам?

Вы рекламировали свойства шубы. Есть ли эти свойства у кожи?

Как выдумаете, какую максимальную температуру выше нуля может выдержать тело человека?

Оказывается, что при постепенном нагревании в сухом воздухе наш организм может выдержать температуру до +160 градусов.

- Какую роль играют кровеносные сосуды? (Вывод: 2 функция кожи – теплорегулирующая. Таким образом, приходят к выводу, что кожа выполняет функции шубы.) (Слайд 14)

Г) Подготовленные учащиеся сообщают о роли кровеносных сосудов.

3/4 тепла, вырабатываемого телом, теряются через кожу. Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть, ведь в теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды.

Д) Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите? (Поры) (Слайд 15)

Учитель ставит новую проблему: если на коже есть поры, значит, при погружении в водоем вода проникает в тело человека?

Дети включаются в дискуссию. Одни доказывают, что вода хоть немного да проникает через кожу. Другие доказывают, что это недопустимо.

- Попадает ли вода в организм через поры?

Е) Опыт с ватой и водой. При погружении ваты в воду, вата набухает. С телом человека такого процесса не происходит. (Слайд 16)

- Можно ли сказать, что кожа схожа со скафандром водолаза?

- Все ли вещества может задерживать кожа? (Опыт с акварелью и зеленкой)

- Хорошо или плохо, что некоторые вещества могут проникать через кожу? (Лекарственные мази, кремы)

- Почему же не все вещества впитываются в кожу?

- Отгадайте загадку “В воде купался, сух остался”. (Гусь)

- Почему о гусе так говорят? Что помогает ему остаться сухим? (Жир)

Ж) Опыт с чистой и смазанной жиром бумагой. (Слайд 17)

- Через какую бумагу легче просачивается вода? Почему?

В коже есть мышцы, способные приподнимать волосы. А при всяком движении волоса выдавливается кожное сало из сальных желез на поверхность.

- Какой слой лежит ниже? (Подкожная клетчатка)

Она богата жировыми клетками. А какова польза от жира? (Жировая ткань является хранилищем питательных веществ, воды, предохраняет тело от переохлаждения, ослабляет толчки и удары, направленные на тело)

В некоторых местах тела жировая ткань достигает нескольких сантиметров.

З) Ребята, а какой на вкус пот? (Соленый)

- Уютно ли чувствуют себя микробы в соленом растворе?

- Для чего же служит пот? (Создает среду, неблагоприятную для микроорганизмов. Помогает ему в этом сало)

- Как пот оказывается на поверхности кожи?

- Мы говорим, что сало и пот создают среду, непригодную для микробов. Но почему у человека, который не моется, возникают кожные заболевания? (При загрязнении кожи пот и кожное сало разлагаются, и ее защитные свойства снижаются)

- Перед боем солдаты мылись и надевали чистое белье. Зачем? (На чистой коже заживление ран происходит быстрее)

- Скажите, ощущали ли вы когда-нибудь запах пота?

- Что выделяется из организма вместе с потом? (Жидкие и газообразные вещества, вредные для организма)

- Какая следующая функция организма? (Вывод: 3 функция кожи – выделительная) (Слайд 18)

6. Физминутка. (Слайд 19)

Мы берём мочалку, мыло,
Чтобы тело чистым было.
Шею моем, руки трём,
И лицо. При всём при том,
Всех микробов прогоняем
И здоровье укрепляем.

7. Игра “Ну-ка, отгадай!”

На этом удивительные свойства кожи не заканчиваются. Проведем еще один опыт.

С закрытыми глазами определите, какие предметы лежат у вас на ладони, из какого материала они сделаны. (Предлагаются матрешка, ключ, мяч)

- Посмотрите на таблицу “Строение кожи”. Что помогло вам выполнить это задание? (Нервные окончания) (Слайд 20)

Кожа все время сообщает нам, что происходит с телом: даже если муха сядет на лоб – кожа тотчас об этом сообщит. Это – 4 функция кожи: рецепторная или осязательная функция кожи. (Слайды 21-22)

- Почему поверхность кончика пальца прикрывает ноготь?

Ноготь – разновидность кожных образований. (Слайд 23)

- Рассмотрите кончики пальцев с внутренней стороны кисти. На них заметны борозды и углубления, образующие рисунок, индивидуальные для каждого человека. На дне этих углублений расположены многочисленные рецепторы, выполняющие осязательные функции. Благодаря им человек способен тонко воспринимать рельеф поверхности, с которой соприкасаются пальцы. Эта способность руки возникла в связи с трудовой деятельностью.

Вам известно, что по отпечаткам пальцев могут найти преступника. Наука, изучающая типы отпечатков пальцев, называется дактилоскопией.

- Как же снимают отпечатки пальцев криминалисты?

8. Игра “Криминалисты”. (Слайд 24-25)

Еще об одной функции кожи вы сможете узнать, прочитав текст на с.70-71.

Вывод: 5 функция – дыхательная (Слайд 26)

Какие проблемы могут быть при не соблюдении гигиены кожи? (Слайд 27)

- Как можно бороться с ними?

Кожа – экран здоровья. Нервные процессы влияют на кожу. Так, испуг вызывает усиленное потоотделение. При чувстве стыда кожа краснеет, а при страхе - бледнеют щеки.

При аллергических реакциях появляются прыщи на коже. Потребление алкогольных напитков изменяет цвет лица, ведет к отечности.

Сильное воздействие на состояние кожных покровов оказывают витамины.

Витамин А влияет на рост ногтей, волос, на работу сальных и потовых желез.

Недостаток витамина С приводит к подкожным кровоизлияниям, шероховатости и бледности кожи, снижает устойчивость организма к простудным заболеваниям.

9. Просмотр видеоролика “Мойте руки!” (Слайд 28)

III. Рефлексия.

Итак, подведем итог вышесказанному. Какие функции выполняет кожа? (Обзор по кластеру и глоссарию) (Слайды 29-30)

А еще к нам пришло письмо от Кляксича. Со всем ли вы согласитесь? (Слайд 31)

“Дорогие ребята! Спешу напомнить вам, что кожа дается вам раз на всю жизнь. С ростом человека кожа растягивается и становится все тоньше и тоньше. Если вы будете мыть кожу горячей водой, с мочалкой, то она вся сотрется. Да и делать это незачем! Ведь пот выделяется для того, чтобы смыть грязь с тела. Зимой надевайте теплую одежду, так как температура кожи не является постоянной и зависит от той одежды, которая ее согревает. Пока. Жду ответа. Кляксич”.

IV. Итог урока.

- Ответьте на главный вопрос урока: “Что помогает коже быть надежным защитником организма человека?” (Слайд 32)

- Можно ли утверждать, что кожа может заменить скафандр, шубу, доспехи рыцаря?

V. Домашнее задание: (Слайд 33)

- ответить на вопросы в учебнике;

- составить памятку по уходу за кожей;

- придумать сказку о Злом Микробе и Доброй Витаминке, или о Грязнуле и Чистюле.

Использованная литература

(Слайд 34)

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. “Основы гигиены и санитарии”, Москва, “Просвещение”, 1989.
  2. Энциклопедия “Что такое? Кто такой?”, т. 2, “Педагогика-Пресс”, Москва, 1999. “Детская энциклопедия”, Академия педагогических наук СССР, т.7, “Просвещение”, Москва, 1966.

Приложение 2