Интегрированный урок (литературное чтение + музыка) по теме "Дары осени (грибы) и их описание в литературных и музыкальных произведениях"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Выявить сезонные изменения в природе осенью; расширить представления детей о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с произведением В. Берестова «Хитрые грибы»; произвести сравнение научного и художественного текстов о грибах (стихотворение В. Берестова «Хитрые грибы»); отработка навыков выразительного чтения; развитие памяти, речи, внимания; воспитание бережного отношения к природе.
  • Учить слушать музыку, понимать ее настроение и замысел композитора; закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности: темп, лад, динамика; показать взаимопроникновение поэзии и музыки в песнях «Осень» (муз. М. Красева, слова М. Ивенсен); «Грибы играют в прятки» (муз. Е. Птичкина, слова М. Пляцковского); отработать вокально-хоровые навыки: дыхание, дикция, формирование гласных; эмоциональность исполнения.

Оборудование:

  • Слайды с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень», фотографии осеннего леса (лиственного, хвойного и смешанного), грибов;
  • Учебник “Литературное чтение 2 класс”; авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
  • Реквизит для инсценировки песни: элементы костюмов Грибника, Березки, шапочки в виде шляпок грибов; муляжи грибов;
  • Компьютер, проектор, музыкальный центр, фортепиано; аудиозаписи: П. Чайковский “Октябрь”;
  • стихи: А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Бунина, В.Берестова, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, В.Брюсова, И.Токмаковой.

Условные обозначения:

Л.Ч. – этапы урока литературного чтения;
М.
– этапы урока музыки.

Ход урока

I. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

М. Музыкальное приветствие (см. Приложение 2)

– Здравствуйте, ученики! – Здравствуйте, учитель!

– Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный: это означает, что в одном уроке соединятся два предмета: литературное чтение и музыка. И вести этот урок будут сразу два учителя: учитель начальных классов Худякова Татьяна Петровна и учитель музыки Корнюшонкова Елена Валерьевна. Слайд 2. См. Приложение 1

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний и мотиваций).

Л.Ч. – Ребята, сегодня 30 ноября: последний день осени по календарю, и мы будем ее провожать красиво и празднично. Поднимите руки, кому нравится это время года. Осень – это удивительное время года. Оно привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей, музыкантов, композиторов и художников. Сколько чудесных произведений написано об осени!

– Каким было ваше домашнее задание? (Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть и выполнить к нему рисунок). Два ученика читают выразительно стихи об осени наизусть.

– Какие три поры осени вы знаете? (Ранняя, золотая, поздняя). СЛАЙД3, СЛАЙД4, СЛАД5.

– Любая пора осени прекрасна по-своему.

М. – Посмотрите на эту картину. И.Левитан «Золотая осень». Какая пора осени на ней изображена? (Золотая) СЛАЙД 6.

– Вы уже понимаете язык музыки, о чем она говорит, даже если в ней нет слов. И сейчас мы прослушаем пьесу П.И. Чайковского «Октябрь», и вы скажете, какая была погода, когда Чайковский писал эту пьесу: дождливая или солнечная? Был ветер или нет? Слушание музыки на СЛАЙДе 6.

Вопросы после прослушивания:

– Какое настроение у пьесы «Октябрь»? (Грустное.)

– Какой музыкальный лад использовал композитор? (Минор.)

– Какой был темп музыки? (Медленный.)

– Музыка звучала громко или тихо? (Тихо.)

– Почему Чайковский пьесу «Октябрь» назвал «Осенняя песня»? (Напевная мелодия.)

– На какую песню похожа эта мелодия? (На колыбельную.)

М. – Октябрь, «Осенняя песнь» – это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъём, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам», и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляет никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса – это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», – писал композитор. СЛАЙД 7.

III. Сообщение темы и цели урока (постановка учебной проблемы, учебной задачи).

Л.Ч. – Сегодня на уроке мы совершим прогулку в осенний лес, а в дороге нам поможет песня. Исполнение песни «Осень» муз. М.Красева, слова М.Ивенсен.

– Что мы можем собрать в осеннем лесу? (Ягоды, грибы, орехи, шишки, желуди) СЛАЙД 8.

– А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является растением? Ответ на этот вопрос мы можем найти в энциклопедии.

IV. Изучение нового материала (открытие детьми нового знания, поиск решения учебной проблемы).

1) Словарная работа: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

Л.Ч. – Что такое энциклопедия? Прочтите толкование этого слова.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие. СЛАЙД 9.

– В наших учебниках на с.77 помещена статья из энциклопедии, которая поможет узнать, какой из названных даров леса не является растением.

2) Чтение статьи «Грибы» подготовленными учащимися.

3) Беседа с учащимися.

– Что нового вы узнали для себя из прочитанной статьи?

– Сколько видов грибов существует?

– Какие виды грибов вам известны? (Подберёзовик, мухомор, …) СЛАЙД 10, СЛАЙД 11.

Но грибы – это не только то, что растет в лесу под ёлкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки.

Зеленоватый пушок плесени на корочке хлеба – это тоже гриб. СЛАЙД 12.

Трутовик, выросший на стволе дерева – это гриб. СЛАЙД 13.

Вывод: Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

– На какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные)

Очень важно знать и уметь распознавать съедобные и несъедобные грибы.

Съедобные грибы – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Несъедобные грибы – очень неприятные на вкус, ужасно горькие. Будьте с ними осторожны. Некоторые из них могут содержать опасный яд, а иногда и смертельный для человека.

Л.Ч. – Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Знакомство со съедобными и несъедобными грибами. Учитель загадывает загадки.

1. Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых
    Меня, увидишь за версту,
    Зовусь я… (Подосиновик.) СЛАЙД 14.

2. Не спорю, не белый –
    Я, братцы, попроще…
    Расту я обычно
    В березовой роще. (Подберезовик.) СЛАЙД 15.

3. Плотный, крепкий, статный,
    В шляпке бурой и нарядной.
    Это гордость всех лесов!
    Настоящий царь грибов! (Белый гриб.) СЛАЙД 16.

4. Очень дружные сестрички
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом
    Золотистые… (Лисички). СЛАЙД 17.

5. Нет грибов дружней, чем эти,
    Знают взрослые и дети.
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу. (Опята.) СЛАЙД 18.

6. Люблю я в разных шапках быть:
    То в желтой, то в зеленоватой,
    То в красной или в сероватой.
    Собирай, не мешкай,
    Это… (сыроежки) СЛАЙД 19.

Л.Ч. – Почему их так назвали? (Любят сырые места, сухости не переносят)

7. Розовый приятный цвет,
    И колечек яркий след.
    Так волнуются подружки
    Это же грибы … (Волнушки.) СЛАЙД 20.

8. Шляпка выгнута воронкой,
    Вкус приятный, запах тонкий.
    Золотой, янтарный цвет
    И вкусней грибочков нет. (Рыжики.) СЛАЙД 21.

9. Белой шляпки краешек
    Влажен и мохнат.
    Что в земле скрываешься?
    В чём ты виноват? (Груздь.) СЛАЙД 22.

10. Средь молодых сосёнок
    В блестящей тёмной шапочке
    Растёт грибок… (маслёнок) СЛАЙД 23.

Л.Ч. – Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

11. А этот красавец
    На беленькой ножке
    Он в красненькой шляпке,
    На шляпке горошки. (Мухомор.) СЛАЙД 24.

Л.Ч. – Почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше травили мух.)

Л.Ч. – Можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет. Он служит лекарством для животных. Эти грибы используют в народной медицине.)

12. Этот гриб смертельно страшен
    И не менее опасен.
    Бледен, чуть зеленоват
    И таит сильнейший яд. (Бледная поганка.) СЛАЙД 25.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисички бежали,
Лисички собирали.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Скачут вприсядку, срывают «грибы».
Бегут, собирают «грибы».
Скачут, срывают «грибы».
Идут вразвалку, топают правой ногой.

V. Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы»

1. Подготовка к восприятию.

а) Беседа.

– В какое время года собирают грибы?
– Кто из вас любит собирать грибы?
– А знаете ли вы как правильно нужно собирать грибы?

1) Нужно собирать только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2) Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3) Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезай грибы ножиком.
4) Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5) Не собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Л.Ч. – Грибы могут собирать только те, кто хорошо в них разбирается, кто может отличить съедобные грибы от несъедобных. Если вы затрудняетесь это делать, то лучше не заниматься сбором грибов.

– Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

б) Знакомство с писателем В.Берестовым.

Л.Ч. – А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.

– Прочтите название стихотворения В. Берестова, которое мы будем читать.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы «хитрыми»? (Писатель любит осень, любит грибную пору, поэтому своё стихотворение он назвал «Хитрые грибы».) СЛАЙД 26, СЛАЙД 27.

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Беседа по тексту.

– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? (Грибы ведут себя как маленькие дети.)

– Верны ли были ваши предположения?

– Почему автор назвал грибы «хитрыми»?

– Кто может быть хитрым? (Малыш, человек.)

– Кто может прятаться, улыбаться? (Малыш, человек.)

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Радостное, весёлое.)

4. Чтение стихотворение про себя.

– Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

5. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

– Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

– Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

– Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

– Почему же он не нашел ни одного гриба?

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Давайте посмотрим, как знаки препинания передают наши чувства.

– Найдите в тексте восклицательное предложение.

– Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

– Найдите вопросительное предложение.

– Какое слово надо выделить голосом?

– Прочтите выразительно это предложение.

– Какое настроение передает нам автор стихотворения?

– Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора. Читают 2 человека.

7. Сравнение художественного текста и научного.

– О чем мы читали статью из энциклопедии? А стихотворение?

– Похожи ли эти тексты?

– Как вы думаете, какой текст написал ученый, а какой поэт?

Вывод: Статья «Грибы» – это научный текст, написанный ученым. Из него узнали, сколько видов грибов существует в природе. Какие бывают виды; грибы не являются растениями, это самостоятельное царство живой природы.

Стихотворение « Хитрые грибы» – художественный текст, написанный поэтом. Только поэты могут наделять лицом неживые предметы, использовать яркие образные выражения, слова-приёмы: эпитеты, олицетворения, чтобы выразить все чувства, которые испытывают сами к этому замечательному времени года.

VI. Закрепление изученного материала (первичное закрепление).

М. – Ребята, а как надо вести себя в лесу? (Тихо.) Правильно: сбор грибов так и называют: «тихая охота»: ведь если мы будем шуметь и кричать в лесу, то все лесные жители: птицы, звери, насекомые, растения и даже грибы испугаются и спрячутся. Давайте же с вами наденем шапочки и расскажем всем грибникам, где можно найти грибы.

Исполнение с инсценировкой песни «Грибы играют в прятки».

VII. Итог урока (включение в систему знаний и повторение).

– Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?

– Что нового узнали?

– Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

– Какие несъедобные грибы вы запомнили? А съедобные? СЛАЙД 28.

– Какой русский композитор написал цикл из 12 фортепианных пьес «Времена года»?

– С какой пьесой мы познакомились сегодня?

VIII. Задание на дом. (рефлексия деятельности)

– Выразительно читать стихотворение В. Берестова «Хитрые грибы».

– Нарисовать и подписать по 2 съедобных и несъедобных гриба.

– Благодарю за хорошую работу. Молодцы! СЛАЙД 29.

Приложение 3