Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
- Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
- Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: дикорастущие, культурные, вяз, богомол, боровик, груздь, божья коровка.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, подставка с зимующими и перелетными птицами, карточки с грибами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», две картины «Что напутал художник», корзина с шишками, подносы, призы, награды.
Ход мероприятия
Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» (указывается капитан команды) и команда «Медвежата» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд. Приветствие команд:
1. «Волчата» – пожалуйста:
«Знает мать – волчица
В воспитанье толк:
Многому учиться
Должен серый волк,
Чтобы из волчонка
Вырос поскорей,
Сильный и красивый
Ловкий храбрый зверь!»
2. «Медвежата» – пожалуйста:
«Медведь не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.
Забудет все тревоги,
И там, где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом».[1]
Прекрасные приветствия. Молодцы! (По одной шишке.)
Наша викторина продолжается.
Разминка команд. Игра: «Назови быстро».
Команда «Медвежата»: слушайте
- Белобокая птица. (Сорока)
- Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
- Новогоднее дерево. (Елка)
- Время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Лошадь в тельняшке. (Зебра)
- Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
- Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) [2]
Команда «Волчата»:
- Дикий родственник свиньи. (Кабан)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
- Красногрудая птица. (Снегирь)
- Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
- Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) [2]
С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.
Команда «Волчата».
– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)
Команда «Медвежата».
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
Второе задание: «Составь букет».
Каждой команде дается по одной нарисованной вазе и набор картинок дикорастущих и культурных растений.
Команда «Волчата» – собирает букет из дикорастущих растений.
Команда «Медвежата» – собирает букет из культурных растений.
Третье задание: Блиц-конкурс «Назови лишнее слово».
«Медвежата»:
- Клен, липа, береза, ель, тополь.
- Белка, медвежонок, лиса, волчица.
- Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.
«Волчата»:
- Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.
- Грач , акула, камбала, скумбрия.
- Лиса, корова, еж, заяц, волк.[3]
Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.
Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв.)
«Волчата»:
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
«Медвежата»:
В гору бегом
С горы кувырком. (Заяц.)
Пока капитаны работают, мы с вами будем читать сказочные объявления: вы должны догадаться какое животное написало объявление:
- Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
- Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
- Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
- Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)
Так, посмотрим, как капитаны справились со своей задачей. Молодцы. Кладу по одной шишке в ведерки. А сейчас давайте немного отдохнем! [1]
Физкультминутка:
Ведущий.
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. [1] (Ходьба.)
Пятое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.
На подставке.
Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
«Волчата»: зимующие птицы.
«Медвежата»: перелетные птицы.
Шестое задание. Назвать по пять насекомых.
Муравей, муха, кузнечик, таракан, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, красный клоп, богомол.
Седьмое задание. «Назови гриб». (По пять грибов.)
Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их.
Сыроежка, груздь, масленок, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.
Восьмое Домашнее задание. Рассказы о волке и медведе.
Волк – это хищник. Он может быстро и долго бежать. Большой, мохнатый хвост держит прямо. Это очень опасный и сильный зверь. Волки живут семьями, они хорошие родители. Волки очень любят пить воду, поэтому живут возле речек или ручьев, озер. Волк – это санитар леса, его дом – называется логово.
Медведь: тоже хищник. Это большой и сильный зверь, бегает очень быстро. Ловко лазает по деревьям. Медведь – всеядное животное: ест травы, корни растений, желуди, орехи, мед, насекомых, червяков, птиц, нападает на домашних животных. На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.
А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькая птичка».
Надо внимательно следить куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед. Два раза. [3]
Девятое задание: природа красива в любое время года, поэтому художники любят рисовать ее. Наше следующее задание: рассматривание картин: «Что напутал художник?»
В заключение чтение стихотворения ведущим:
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. [3]
(В.Орлов)
Подсчет очков. Награждение медалями. Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
Литература:
- Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1980 г.
- Чиркова С.В. Родительские собрания: Подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2003.