Цели:
Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
Образовательная:
- Освоение сложного материала с помощью логического рассуждения
- Изучение 4 распространенных способов сортировки массивов
- Ознакомление с возможностями объектно-ориентированного программирования для визуализации процессов сортировки
Развивающая:
- формирование ИКТ – компетентности
- развитие алгоритмического мышления
- делать выводы и обобщать
Тип урока: комбинированный (повторение + изучение нового материала)
Возраст учащихся: 10 класс.
Продолжительность: 90 мин.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация
- Анкета по рефлексии
- Компьютер учителя
- Компьютеры учеников
- Доска
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и умений
- Сообщение цели и темы урока
- Объяснение нового материала
- Первичное закрепление новых полученных знаний
- Оценка знаний и пояснение домашнего задания
- Рефлексия
- Итог урока
Ход урока | Время (мин.) | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 2 | Приветствие учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | 15 | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Набирают программы на компьютерах и демонстрируют их учителю. Нахождение ошибок, если они находятся. |
3. Сообщение цели и темы урока. | 3 | Слушают учителя. |
4. Объяснение нового материала (см. Презентацию (Приложение) |
30 | Просмотр и осмысление новой темы в показанной презентации |
5. Первичное закрепление новых полученных знаний | 20 | Отвечают на поставленные вопросы |
6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – (написать блок-схему программы к № 63 по задачнику- практикуму И.Г.Семакина на языке Т.Паскаль) | 15 | Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
7. Рефлексия | 3 | Отвечают на вопросы в карточках |
8. Итог урока | 2 | Анализ пройденного урока. |
Содержание урока. | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент – 2 мин | Приветствие учителя | |
2. Актуализация опорных знаний и умений – 15 мин | ||
Фронтальный опрос: Для начала вспомним некоторые понятия и определения. Что такое одномерный массив (определение)? Приведите пример массивов. Как элементы массива обозначаются? Как массив объявляется в программах Т.Паскаль? Учитель рассаживает учеников за компьютеры и ставит задачу: домашнее задание в виде программы набрать на компьютерах и продемонстрировать учителю. Актуализация знаний: Задача (№23) из задачника- практикума И.Г.Семакина: Последовательность а1,а2,..аn состоит из нулей и единиц. Поставить в начало этой последовательности нули, а в конце массива – единицы. Вопрос: Какие возможны варианты? С чего надо начать решение? 1. Сначала необходимо организовать внешний цикл по каждому элементу массива 2. Затем- внутренний цикл (сравнивать поочередно данный элемент со всеми другими элементами) |
1. Отвечают на вопросы: Массив – это структурированный тип данных, который называется регулярным типом и представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя. Примеры числовых массивов: оценки, цены на товары, номера домов на улице, температуры за определенный период времени и т.д. Примеры объявления массивов: Type Var Num: Mas1; Sim: Mas2; 2. Решают задачу №23 из задачника- практикума И.Г.Семакина по теме “Линейные массивы”. Один из возможных вариантов программы: const n=5; |
|
3. Сообщение цели и темы урока – 3 мин. | Записывают в тетрадь название темы. | |
Учитель: Тема сегодняшнего урока: “Сортировка массивов” В течение объяснения данного материала и показа презентации по этой теме использу-ются средства языка программирования Borland Delphi для визуализации процесса сортировки. |
||
4. Объяснение нового материала – 30 мин. | Слушают учителя | |
Учитель: При решении предыдущей задачи вы столкнулись с задачей примитивной сортировки: выделение нулей из массива и заполнение ими начала массива. Таким образом, единицы попадают в конец массива. Это частный случай сортировки. В данной презентации рассмотрены более сложные случаи сортировки массивов из самых разнообразных чисел. (Показ Приложения) |
Смотрят презентацию. Делают
записи в тетрадях. Опорные слайды презентации: слайд 8 Сортировка – упорядочивание данных
по некоторому признаку. Сортировка – процесс размещения
заданного множества объектов в определенном
порядке (убывания или возрастания) Сортировка – один из наиболее
распространенных процессов современной
обработки информации. Это распределение
элементов множества по группам в соответствии с
определенными правилами. слайд 9 слайд 10 СОРТИРОВКА ПОДСЧЕТОМ [2] Место каждого элемента в отсортированном массиве зависит от количества элементов, меньших его. Например, если значение некоторого элемента исходного массива превышает значения четырех других, то его место в упорядоченной последовательности- пятое. Следовательно, для сортировки надо для каждого элемента массива подсчитать количество элементов, меньших его, и затем разместить каждый рассмотренный элемент на соответствующем месте в новом, специально созданном, массиве. слайд 13 СОРТИРОВКА ВЫБОРОМ [2] Сначала в неупорядоченном массиве выбирается минимальный элемент. Этот элемент исключается из дальнейшей обработки, а оставшаяся последовательность элементов принимается за исходную, и процесс повторяется до тех пор, пока все элементы не будут выбраны. Выбранный в исходном массиве минимальный элемент размещается на первом месте в новом массиве. Однако, если на втором просмотре исходного массива вновь найти минимальный элемент, то им окажется тот же самый элемент. Чтобы исключить эту ситуацию, в исходном массиве вместо выбранного, записать число, заведомо превосходящее любой элемент исходного массива слайд 17 СОРТИРОВКА ОБМЕНОМ [2] Метод “пузырька” Метод, при котором все соседние элементы массива попарно сравниваются друг с другом и меняются местами, если предшествующий элемент больше последующего. В результате максимальный элемент постепенно смещается вправо и в конце концов занимает свое место (которое он должен занимать в упорядоченном массиве – крайнее правое), после чего этот элемент исключается из дальнейшей обработки. Затем процесс повторяется, и свое место занимает второй по величине элемент. Так продолжается до тех пор, пока весь массив не будет упорядочен. слайд 21 СОРТИРОВКА ВСТАВКАМИ [2] При сортировке вставками (включениями) из неупорядоченной последовательности элементов поочередно выбирается каждый элемент, сравнивается с предыдущим (уже упорядоченным) списком и помещается на соответствующее место в нем. В данном примере жирным выделен очередной элемент, а стрелкой – место для его размещения. На второй строке – вид массива после очередного перемещения. 1-й этап: 2-й этап: 3-й этап: слайд 22 4-й этап: 5-й этап: 6-й этап: слайд 24 – ссылка на демонстрационный файл. |
|
5. Первичное закрепление новых знаний – 20 мин. | ||
Учитель: Теперь вы знаете, что существуют различные методы сортировки массивов. Они делятся на простые и сложные. В зависимости от поставленной задачи массивы сортируются либо по убыванию, либо по возрастанию. Но во всех приведенных примерах при демонстрации мы убедились, что массивы из беспорядочно набранных чисел приобретают упорядоченный вид. |
Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают материалы презентации и суть каждого вида сортировки. сортировка подсчетом – это (см.выше) |
|
6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – 15 мин. | ||
Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях. | Ученики слушают учителя и получают оценки за урок | |
7. Рефлексия – 3 мин | ||
Учитель раздает карточки с вопросами по рефлексии. (см. Приложение 1) | Ученики отвечают на предложенные вопросы и сдают карточки с ответами учителю | |
8. Итог урока – 2 мин. | ||
Учитель: Данный урок занимает важное место при изучении такой темы как “линейные массивы”. И завершить сегодняшний урок хочу следующим интересным и точным высказыванием по теме сортировки массивов Д.Кнута: “Даже если бы сортировка была почти бесполезна, нашлась бы масса причин заняться ею! Изобретательные методы сортировки говорят о том, что она и сама по себе интересна как объект исследования”. |
Литература:
- Андреева, Е.В. Босова Л.Л., Фалина И.Н. “Математические основы информатики”. Элективный курс.
- Златопольский Д.М. “Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы”.
- Семакин И.Г., Шестаков А.П. “Основы программирования”.