Цели и задачи: актуализировать в памяти учеников сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; расширить и углубить знания о видах подчинительной связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий на установление и классификацию подчинительной связи слов в словосочетаниях; совершенствовать речь учащихся, познакомив их с трудными случаями управления.
Класс заранее поделён на 4 группы. По ходу урока дети делают записи в тетради для подготовки к экзаменам, создавая для себя Справочные материалы.
Ход занятия
I. Объявление целей и задач.
II. а) Слово учителя (лекция с элементами беседы) (Приложение 2. [4, 5]: Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Оговоримся, что будем рассматривать только подчинительные словосочетания, состоящие из главного и зависимого слов, хотя есть учёные, например В.В. Бабайцева, которые выделяют и сочинительные словосочетания, в них объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.
б) Работа в группах:
(группам 1 и 2)
1. Докажите, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу.
(группам 3 и 4)
2. Покажите, что слова в словосочетаниях связаны грамматически.
в) Слово учителя: Словосочетание служит для сложного наименования явлений объективной действительности, но, в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части - морфемы - слиты воедино: непроницаемый для воды - водонепроницаемый; в пять этажей - пятиэтажный. Отдельно взятое словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения. Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.
Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
г) Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе | 2. а) постучать в дверь |
б) корабль отплыл | б) жить по-новому |
в) прыгнули с моста | в) вследствие опоздания |
г) громко засмеялся | г) в первых рядах |
3. а) платье в клетку | 4. а) будем работать |
б) проснуться утром | б) сидел молча |
в) пропущенный урок | в) сомневаться в сказанном |
г) бить баклуши | г) за интересной книгой |
Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;
4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.
III. Выполнение упражнений (ответы к упражнениям см. в Приложении 1).
Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.
Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.
Упражнение 2. Самостоятельная работа 1.
Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.
1. а) к голубому вагончику | 2. а) заглянуть в окно |
б) состав прибыл | б) сделать по-старому |
в) наблюдали с балкона | в) будут цвести |
г) низко нагнулся | г) на ярких лепестках |
3. а) дом с колоннами | 4. а) вопреки предсказаниям |
б) молча переглянуться | б) сидел сгорбившись |
в) выполненное задание | в) во всём сомневаться |
г) все обрадовались | г) с обаятельной соседкой. |
5. а) падающий снег | 6. а) снежинка на рукаве |
б) лететь в окна | б) самый глубокий |
в) несмотря на запрет | в) узорчатый край |
г) поднять высоко | г) совсем холодная |
Упражнение 3 (См. Приложение 2 [3. С.103-104]). Самостоятельная работа 2.
1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?
а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;
б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;
в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;
г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.
2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?
а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;
б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;
в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;
г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?
а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;
б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;
в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;
г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.
4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?
а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;
б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;
в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;
г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.
5. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является местоимение?
а) Смотреть на себя, наша судьба, полюбить её;
б) каждый из друзей, какого-то ребёнка, известный многим;
в) кто-то другой, любой из нас, что-то важное;
г) нечто интересное, сделать по-моему, увидеть что-либо.
6. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?
а) Справа от аллеи, задержавшись допоздна, уехать зимой;
б) весьма занятно, далеко от дома, совсем рядом;
в) по-летнему жарко, искать впотьмах, радостно смотреть;
г) по-собачьи преданно, идти вперёд, весело смеяться.
IV. (Продолжение лекции (см. Приложение 2. [2, 4].)
Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Главное слово: существительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.
Примечание.
1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление, в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.
2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление, в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).
Примечание.
1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.
2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.), которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.
Подсказки для тех, кому трудно:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении
И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.
V. Выполнение упражнений.
Упражнение 4. Укажите неправильный вариант ответа.
1. Согласование | 4. Согласование |
а) думать о будущем | а) в сиреневом облаке |
б) решающий ученик | б) с огромным букетом |
в) к следующему понедельнику | в) цветущую сирень |
г) от дурных мыслей | г) растущие в саду |
2. Управление | 5. Управление |
а) праздник весны | а) пусть светит |
б) солнечным утром | б) работа над ошибками |
в) виться над головой | в) смеясь над собой |
г) заглянувший в парк | г) рассказанная на уроке |
3. Примыкание | 6. Примыкание |
а) очень приятно | а) обижаться по-прежнему |
б) разговаривать сидя | б) крикнуть громко |
в) прищурив глаза | в) пришёл заранее |
г) решил прогуляться | г) уехал на отдых |
Слово учителя: Поскольку основной единицей общения в русском языке служит предложение, именно оно не называет, а сообщает о чём-либо, а с помощью словосочетаний строятся предложения, то в экзаменационной работе нужно показать умение вычленить словосочетание из предложения.
Упражнение 5. Из предложений выделим все словосочетания и укажем вид подчинительной связи.
1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.Пушкин). 2. Тени от домов лежали на дороге чёрными квадратами (М.Горький). 3. Берёза по-детски радостно встряхивала ветки (М.Бубённов).
Упражнение 6. Самостоятельная работа 3. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Вариант 1.
1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)
2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)
3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)
4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)
5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)
6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)
7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)
8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)
9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)
10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)
Вариант 2.
1. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. (Согласование.)
2. Деревья животному напоминают о его собственном горе. (Примыкание.)
3. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. (Управление.)
4. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. (Согласование.)
5. Митраша смело пошёл вперёд, пересекая чистую полянку. (Управление.)
6. Ветер предательски доносит волку жалкий вой покинутой человеком собаки. (Примыкание.)
7. Вот этот плач и не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. (Согласование.)
8. А лапы её между тем понемногу тоже засасывало. (Управление.)
9. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо на борине, облетая по сторожевому кругу болото, заметил маленького охотника с двойным козырьком. (Примыкание.)
10. Гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком, в тёплом луче солнца. (Согласование.) (По М.М. Пришвину. Кладовая солнца.)
VI. (Продолжение лекции) Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека (Приложение 2. [1, 4])?
Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф);
4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами (Приложение 4):
- вера во что-либо - уверенность в чём-либо;
- заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;
- идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;
- обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;
- обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;
- обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;
- опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;
- отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;
- превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);
- предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;
- препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;
- различать что и что - отличать что от чего;
- рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;
- свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;
- удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;
- упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;
- уплатить за что-либо - оплатить что-либо.
Возьмём себе на заметку:
1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору, благодаря помощи, вопреки предписанию, подобно взрыву.
Ошибкой является использование конструкции "по + существительное в родительном падеже": *согласно положения, *благодаря вмешательства, *вопреки указаний, *подобно фейерверков.
2. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.
3. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции "по + существительное в дательном падеже": *по завершению работы,*по приезду в город, *по истечению срока, *по окончанию передачи.
4. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
5. Будем внимательны, включая в предложения определения, они должны быть согласованы с главными словами: *Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. - Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. *Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и острые. - Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и острые.
VII. Выполнение упражнений. Упражнение 7. Выполните тестовые задания (Приложение 2 [1, с. 50, внесены изменения].
1. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.
1) Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договору.
2) Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.
3) Нашим олимпийцам помогла уверенность в победу.
4) Оплатите за проезд в течение одной остановки.
5) Среди книг, прочитанным за последнее время, остановлюсь на одной, интересной, по-моему.
2. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.
1) Учёные хотели вникнуть и познать все тайны природы.
2) Жители микрорайона просили обратить внимание властей неблагоприятному состоянию детской площадки.
3) Павел Петрович упрекает Базарова в неуважении к авторитетам.
4) По приезду не забудьте сдать отчёт о командировке.
5) Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
3. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.
1) По окончании передачи смотрите рекламу.
2) Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни.
3) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписания.
4) Чем отличаются буквы и звуки?
5) В густом тумане, закрывшему берег, мы узнавали друг друга только по голосам.
4. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования.
1) Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ.
2) Благодаря постройке нового тоннеля движение на трассе стало более интенсивным.
3) Соседняя деревня, окутанной синеватой мглой, была очень красивой.
4) Оплата за телефонный разговор произведена вовремя.
5) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
VII. Подведение итогов. Домашнее задание (см. Приложение 3).