Цель:
- Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- Обобщение темы «Четырёхугольники» (параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат).
Подготовка к игре
- Разбить класс на 4 команды.
- Предложить учащимся выполнить домашнее задание.
- Подготовить математические газеты (в форме пространственных геометрических фигур) для оформления класса.
- Подготовить карточки с номерами, жетоны.
План
- Домашнее задание.
- Вступление.
- Основная часть.
- Подведение итогов.
- Список литературы.
Ход игры
1. Домашнее задние
«Математические человечки»
Предложить учащимся дома нарисовать одного или нескольких человечков с помощью трёх геометрических фигур: прямоугольника, окружности, треугольника (количество фигур не ограничено). На обратной стороне рисунка написать, сколько использовано прямоугольников, окружностей, треугольников.
Рисунок 1
2. Вступление
В игре участвуют 4 команды. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов (Приложение 1).
Распределение вопросов по карточкам:
1) 1, 6, 10, 13, 19, 21, 26, 31, 33, 38;
2) 2, 7, 9, 14, 20, 24, 27, 32, 35, 37;
3) 3, 8, 12, 15, 17, 22, 25, 30, 36, 39;
4) 4, 5, 11, 16, 18,23, 28, 29, 34, 40.
Учитель (или ведущий игры) достаёт из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остаётся у ведущего, и право ответа передаётся другой команде, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон в ходе игры можно «выкупить» тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки.
3. Основная часть
Можно воспользоваться презентацией (Приложение 2).
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
1 | Какая фигура называется четырёхугольником? | |
2 | Что такое диагонали четырёхугольника? | |
3 | Какие стороны четырёхугольника называются соседними, какие противоположными? | |
4 | Какая фигура называется параллелограммом? | |
5 | Сформулируйте признак параллелограмма. | |
6 | Сформулируйте свойство диагоналей параллелограмма. | |
7 | Сформулируйте свойство противолежащих сторон, противолежащих углов параллелограмма. | |
8 | Какая фигура называется прямоугольником? | |
9 | Сформулируйте свойство диагоналей прямоугольника. | |
10 | Какая фигура называется ромбом? | |
11 | Сформулируйте свойство диагоналей ромба. | |
12 | Какая фигура называется квадратом? | |
13 | Перечислите свойства квадрата. | |
14 | Один из углов параллелограмма равен 35° . Чему равны остальные его углы? | 35° , 145° , 145° |
15 | Периметр параллелограмма равен 20 см, а одна из его сторон равна 3 см. Найдите длины остальных сторон. | 3 см, 7 см, 7 см |
16 | Диагонали параллелограмма равны 3 дм и 5 дм. Является ли этот параллелограмм прямоугольником? | Этот параллелограмм не является прямоугольником. |
17 | Диагонали четырёхугольника равны. Обязательно ли этот четырёхугольник – прямоугольник? Ответ поясните рисунком. | Нет
Рисунок 2 |
18 | Сумма длин диагоналей прямоугольника равна 13 см. Найдите длину каждой диагоналей. | 6,5 см |
19 | Периметр ромба равен 12 см. Найдите длины его сторон. | 3 см |
20 | Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом? | Да, каждый ромб является параллелограммом. |
21 | Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом? | Нет |
22 | ABCD – параллелограмм. Точка О – точка пересечения диагоналей. Диагональ АС = 12 см. Чему равна длина отрезка АО? | 6 см |
23 | ABCD – параллелограмм. Точка О – точка пересечения диагоналей. Отрезок ВО = 3 см. Чему равна диагональ BD? | 6 см |
24 | Стороны АВ и AD параллелограмма ABCD равны 5 см и 7 см. Чему равны длины сторон BC и CD? | ВС = 7 см, CD = 5 см |
25 | В четырёхугольнике ABCD АС = 6 см, BD = 8 см, АО = 3 см, OD = 4 см. Точка О – точка пересечения диагоналей. Определите вид четырёхугольника. | Параллелограмм |
26 | Диагонали четырёхугольника, пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Одна из его сторон равна 4 см. Чему равна противолежащая ей сторона четырёхугольника? | 4 см |
27 | Площадь прямоугольника равна площади квадрата со стороной 4 см. Сколько различных прямоугольников заданной площади можно построить? | 3 прямоугольника: 1) 2 см, 8 см; |
28 | Дан квадрат. Разбейте его на треугольник и четырёхугольник. |
Рисунок 3 |
29 | Как изменится площадь квадрата, если его стороны увеличить в 3 раза? | В 9 раз |
30 | Найдите периметр фигуры.
Рисунок 4 |
14 см |
31 | Одна сторона прямоугольника x. Другая короче первой на 2 см. Выразите площадь прямоугольника через х. | S = x(x – 2) |
32 | Сколько четырёхугольников на рисунке?
Рисунок 5 |
9 четырёхугольников |
33 |
Сколько на рисунке параллелограммов?
Рисунок 6 |
9 параллелограммов |
34 | Найдите углы параллелограмма.
Рисунок 7 |
60°, 60°, 120°, 120° |
35 | ABCD – параллелограмм, AB = BC. Найдите стороны параллелограмма, если РABCD = 24 см. | 6 см |
36 | ABCD – параллелограмм. Его диагонали 7 дм и 5 дм. На отрезки какой длины делит их точка пересечения? | 3,5 дм, 2,5 дм |
37 | Диагонали четырёхугольника АВКМ пересекаются. Обязательно ли этот четырёхугольник параллелограмм? | Нет |
38 | Дан четырёхугольник МКРЕ. Назовите его диагонали. | МР и КЕ |
39 | Вставьте пропущенное слово.
Рисунок 8 |
периметр |
40 | Вставьте пропущенную фигуру.
Рисунок 9 |
Рисунок 10 |
4. Подведение итогов
а) Итоги игры
Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки.
Победители награждаются грамотами.
б) Итоги домашнего задания «Математические человечки».
Выбрать самого умного, самого доброго, самого интеллектуального из всех участников игры.
Если преобладают:
треугольники, то ум;
окружности, то доброта;
прямоугольники, то интеллектуальность.
Список литературы
- Карты-программы для настольной электронной игры – экзаменатора «Эрудит» по математике для детей 7–12 лет.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М., 1986.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М., 1984.
- Оникул П.Р. 19 игр по математике. – СПб.: Союз, 1999.
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7–9: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003.