Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Разделы: Иностранные языки


"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…"
В.А.Сухомлинский.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций значительно повышается, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Если ля участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия. А именно: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то именно это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На своих уроках я использую: методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке, а так же структуру рациональной организации урока английского языка.

1. Урок – зона психологического комфорта.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Медитативно - релаксационные упражнения.

  1. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
  2. Упражнение «Деревянная кукла» в формате физкультминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
  3. Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

2. Индивидуальный и дифференцированный подход.

На уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, учитываю уровень экстравертированности /интровентированности учащихся. Например, для выполнения определенных заданий на уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, парный либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения:Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Пример выбора домашнего задания.6 класс. Тема: «Мой день». Седьмой урок по теме. Задание: рассказать о своем выходном дне.

  • На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
  • на 4 балла - рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
  • на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).

3. Поддержание интереса к изучению английского языка.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем.… И все?А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.Например, при изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (Я голоден), « I am thirsty » (Хочу пить) и вопрос типа « Do you want?» (Хочешь ли ты?…).С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.

4. Двигательная активность учеников.

На уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

These are mother's forks and knives (пальцы обеих рук скрещены )
This is mother's table (изображаем столик )
This is mother's looking glass (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму )
This is baby’s cradle. (колыбелька для ребенка)

  • Five little gentlemen
    Going for a walk.
    Five little gentlemen
    Stop for a talk.
    Along came five ladies
    They stood all together
    And they began to dance.

(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

  • Зарядка для глаз.
    Look left, right
    Look up, look down
    Look around.
    Look at your nose
    Look at that rose
    Close your eyes
    Open, wink and smile.
    Your eyes are happy again.

5. Структура рациональной организации урока английского языка.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.