Обучение немотивированного к учебе ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


На протяжении последних 16 лет я работаю в системе негосударственного образования. Преподавание в малокомплектных классах частной школы само по себе предполагает индивидуальный подход к каждому ученику и, естественно, перманентное кропотливое построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его особенностей и способностей и исходя из целей и задач обучения.

Моей специализацией являются учебные дисциплины, любимые, как правило, большинством учащихся и не требующие от учителя значительных усилий по формированию мотивации и познавательного интереса (география, биология, экология, естествознание и окружающий мир). Именно поэтому год назад я оказалась в ситуации, вызвавшей у меня не просто затруднения, а недоумение и растерянность. Сегодня, год спустя, мне бы хотелось поделиться с коллегами тем, как мне удалось успешно справиться с данной проблемой.

Итак, в чем суть? Начало учебного года, 2 класс. В классе появляется новая ученица, назовем ее “Светой”. Ребенок из очень интеллигентной и достаточно известной сегодня актерской семьи, воспитанная, добрая, светлая, улыбчивая девочка, очень творчески одаренная – прекрасно поет, успешно занимается фортепиано, замечательно играет в школьных спектаклях и мюзиклах, нередко выступает с родителями на концертах и различных фестивалях. При этом ничуть не избалована, не испорчена славой ни своей, ни родительской. Послушна, неконфликтна, неленива и неглупа. Идеальный ребенок, скажете вы. Да, прелестное создание, но… абсолютно немотивированное к обучению! Не могу сказать, что за те 18 лет, что я работаю педагогом, мне попадались только “белые и пушистые” детки, потенциальные отличники и “Знайки”. Нет, конечно. Как и у всех вас, коллеги, разные были ученики, в том числе и весьма сложные во всех отношениях дети. Но таких, как “Света” – не было!

Я работаю с учебно-методическим комплектом “Окружающий мир” авторского коллектива А. Вахрушева в рамках образовательной системы “Школа 2100”. И само содержание данной учебной дисциплины, и качество УМК, и концепция “Школы 2100”, и мой уже достаточно богатый опыт работы позволяют успешно обучать детей, развивать их и дает простор для их самосовершенствования. Детям на уроках окружающего мира всегда интересно, они открыты для новых знаний и заинтересованы в их получении. Однако работа со “Светой” не дала никаких положительных результатов: отсутствие какой-либо опорной базы, 100-процентное неусвоение нового учебного материала, нулевая активность. Анализ ситуации показал, что причина кроется в глубокой немотивированности ребенка к обучению. Проще говоря – “Света” не хочет познавать новое. К слову сказать, и на уроках по другим дисциплинам ситуация оказалась столь же сложной.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась какая-либо деятельность, в том числе учебно-познавательная, необходима достаточная мотивация. Процесс учения без должной мотивации невозможен, в таком случае и само обучение не имеет смысла. Проблема требовала решения. И пусть не сразу, не быстро, не без неудач, но решена была.

Итак, что есть мотивация? Мотива?ция (от lat. “movere”) как таковая  есть побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Психологи определяют этот термин таким образом: мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Иными словами, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Необходимость формирования учебной мотивации у учащихся в целом и, в данном конкретном случае – у “Светы”, обусловлена обновленным содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Очевидно, что выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). Поэтому свою работу я начала именно с этого.

Если рассматривать учебную мотивацию как показатель результативности, то можно выделить следующие ведущие мотивы в учении ребенка:

    1. Познавательные мотивы
    2. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают также стремление школьников к самообразованию и саморазвитию.

    3. Социальные мотивы
    4. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: осознание социальной необходимости в получении знаний, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

    5. Позиционные мотивы

Позиционные мотивы часто относят к социальным, однако считаю оправданным выделить их отдельной строкой. Такие мотивы строятся на желании доминировать в коллективе, быть лидером, они проявляются в разного рода попытках самоутверждения.

Известно, что к моменту поступления в школу, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы учеников начальной школы малоосознанны, часто они содержат в себе ориентировку школьника на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется обычно в эпизодическом чтении дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.

Итак, какие цели я преследовала, постепенно формируя у “Светы” мотивацию к обучению и какие методы я использовала? Я стремилась научить “Свету” учиться, получая при этом удовольствие от самого процесса и от результата. Выделив три главных мотива учения – познавательный, социальный и позиционный – я решила действовать, соответственно, в трех направлениях. Проще всего было работать в направлении формирования позиционного мотива. “Света” – ребенок достаточно честолюбивый и даже амбициозный, поэтому нетрудно было как бы исподволь, ненавязчиво подвести ее к желанию выделиться и самоутвердиться в коллективе посредством успешной учебы, активности на уроке и т.д.

Сложнее было с формированием в чистом виде социальных мотивов, ведь все беседы на тему необходимости учиться, чтобы занять достойное место в обществе, разбивались регулярно о стену такого “Светиного” высказывания: “Я буду великой актрисой, как мама и папа. Талант у меня есть, а знания не так уж и важны!”. Хотя мои доводы о том, что известная и публичная персона, коей планирует стать “Света”, представляя свою страну на каком-нибудь престижном кинофестивале, не имеет права “ударить в грязь лицом” и поразить всех своей необразованностью, “Светой” принимались всерьез. Думаю, что и сейчас, спустя год, социальные мотивы обучения у “Светы” сформировать в должной степени не удалось.

Что касается познавательных мотивов обучения, то при их формировании я учитывала, главным образом, специфику восприятия окружающего мира “Светой”, старалась смотреть на мир ее глазами, через призму ее восприятия и осмысления мира. Главной задачей было переориентировать “Свету” с чувственного восприятия на новый уровень – уровень осмысленного и целостного восприятия, а также сформировать у нее интерес к самой учебной деятельности и к получению знаний. В ход пошли ролевые игры, пресс-конференции, творческие задания, элементы проектной деятельности с обязательной презентацией. Уроки по возможности строились на внешне ярких, эмоционально привлекательных наглядных средствах, активно привлекались мультимедийные пособия. Подача нового учебного материала осуществлялась исключительно в рамках проблемного обучения, то есть по схеме: актуализация знаний – совместное формулирование проблемы – самостоятельное открытие знаний – совместное открытие знаний – самостоятельное или совместное решение проблемы – формулирование выводов – закрепление полученных знаний. Таким образом была решена важная познавательная задача. Знания, полученные в готовом виде, представляют для ученика гораздо меньшую ценность, нежели те, что он “добыл” самостоятельно или в “открытии” которых он участвовал. Кроме того проблемные ситуации, сознательно создаваемые учителем на уроке, напрямую стимулируют познавательный интерес школьника и его стремление к самообразованию и саморазвитию, то есть, собственно, к формированию устойчивой познавательной мотивации к обучению.

Каковы результаты спустя год работы? У “Светы” сформирован учебно-познавательный мотив не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний, появился собственно интерес, дав простор любознательности и успешности в освоении новых знаний. Иными словами “Света” научилась учиться. Устойчиво проявляется и позиционный мотив обучения, “Света” стала одним из лидеров в классе. Работы предстоит еще много, но можно с уверенностью утверждать, что этот ребенок будет и в дальнейшем успешен в учебе, а главное будет получать удовольствие от самого процесса учения.