Эпиграф к занятию:
Математика – это искусство называть
разные вещи одним и тем же именем.
А. Пуанкаре.
Класс: 7.
Тип урока: усвоение новых знаний, урок-исследование
Темы урока:
- «Совпадения и закономерности».
- «Линейная функция и её график».
Формы проведения:
- Решение проблемной ситуации.
- Компьютерное моделирование.
Технологии обучения:
- Технология проблемного обучения.
- Технология формирования информационной компетентности.
- Технология коллективно-групповых способов обучения.
- Технология критического мышления.
Место занятия в системе занятий по дисциплине: изучается в рамках раздела № 4 «Функции и их графики», после темы «Прямая пропорциональность».
Внутридисциплинарные связи: «Задание функции несколькими формулами», «Взаимное расположение графиков линейных функций».
Межпредметные связи:
- Информатика «Технология обработки графической информации».
- Физика «Сила тяжести» – опережающая связь.
- Русский язык «Стилистика русского языка».
Цели урока.
Обучающая цель. Обеспечить:
- Изучение определения линейной функции.
- Рассмотрение графика линейной функции у = kx + b.
- Изучение свойств линейной функции.
- Научить понимать, как влияет знак коэффициента k на расположение графика в координатной плоскости;
- Научить понимать, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций у = kx + b.
Развивающая цель. Способствовать развитию матепредметных умений и навыков:
- Учебно-организационных:
- определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
- вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
- организовать деятельность в группах.
- Учебно-информационных:
- владеть различными способами изложения текста;
- формулировать проблемные вопросы;
- качественно и количественно описывать объект;
- формировать программу эксперимента.
- Учебно-логических:
- определять объект анализа;
- выявлять зависимости между компонентами объекта;
- классифицировать информацию по различным признакам;
- самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
- устанавливать межпредметные связи.
- Учебно-коммуникативных:
- владеть приемами риторики;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- вырабатывать общее решение.
Воспитательная цель:
- стимулирование потребностей в самообразовании;
- воспитание математической и информационной культуры;
- воспитание трудолюбия.
Мотивационная цель:
- побудить интерес к изучению математики, информатики, физики.
Квалификационные требования.
Кадет должен:
- знать:
- определение функциональной зависимости;
- определение графика функции;
- определение линейной функции;
- аналитическую запись линейной функции;
- свойства линейной функции;
- уметь:
- читать графики функций;
- определять точки пересечения графика функции с осями координат;
- определять точки пересечения графиков функций;
- использовать на практике способы задания функциональной зависимости.
- иметь представление о программе Advanced Grapher.
Оборудование:
- ноутбуки с программным обеспечением Advanced Grapher;
- раздаточный материал;
- средства ТСО и ИКТ;
- презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Вступительное слово преподавателя.
Вступительное слово:
Деятельность преподавателя | Деятельность кадет |
Сегодня на занятии две темы и первая
«Совпадение и закономерность». Формулировка вопроса: как вы думаете, что такое совпадение и закономерность? |
Отвечают на вопросы преподавателя
(примерные варианты ответов): - Соответствующий, отвечающий
определенным законам процесс. |
Случайная совмещенность каких-либо явлений, событий. | |
Формулировка вопроса: есть ли между совпадением и закономерностью, что-нибудь общее? | Например: из темы «Тождества» мы
знаем, что, если выражения являются тождественно равными, то их
графики могут совпасть. - Оба понятия можно отнести как к
объектам, так и процессам или явлениям. |
Давайте обратимся к поставленной на
прошлом занятии проблеме.
Ваши предположения совпали с действительностью. Явились ли они совпадениями или закономерностью? Кто начнет обсуждение? |
Проблемный вопрос, поставленный Вами,
звучал так: что общего между горением свечи, температурой воздуха,
движением и растяжением пружины. Для решения поставленной задачи нам, прежде всего, было необходимо:
Для этого мы разбились на бригады. Вот, что у нас получилось. |
II. Выдвижение гипотез по поставленной проблеме.
Бригада №1.
(Показ видео, с комментарием.)
Наша бригада исследовала процесс растяжения пружины, мы разработали план проведения лабораторного эксперимента и предположили, что растяжение пружины будет прямо пропорционально массе, подвешиваемого груза (Приложение 1).
Данные были занесены в таблицу и далее мы перешли к построению математической модели и представили её в виде графика. Мы видим, что график является функцией.
(Приложение. Слайд №1 – график растяжения пружины)
Деятельность преподавателя | Деятельность кадет |
Формулировка вопроса: как вы думаете, что такое совпадение или закономерность? | Закономерность, т.к. это явление отвечает закону F = m * g. |
Записывают закономерность на доске F = m * g + 10. |
Бригада №2.
При фиксировании температуры воздуха, определенной закономерности нам выявить не удалось, мы видим, что на первом графике температура стабильно повышается к полудню, а на втором этого не наблюдается.
Наша гипотеза, тоже подтвердилась, т.к. зная, что температура воздуха зависит от множества климатических, погодных и сезонных условий, мы предположили, что первый график это только совпадение и не является закономерностью. Мы провели повторное исследование, это график №2. Представить математическую модель процесса мы не можем.
(Слайд №2 – температура)
Бригада №3.
(Показ видео, с комментарием.)
Проводя моделирование процесса движения, было установлено, что при равномерном движении, тело проходит одинаковое расстояние, за равные промежутки времени.
Если предположить, что к моменту эксперимента тело находилось уже на расстоянии 2 см от пункта А, то через время t, двигаясь в том же направлении с постоянной скоростью V, оно пройдет путь равный S = 2 + 0.25 * t. Что является функциональной зависимостью и её график выглядит следующим образом.
(Слайд 3 – график движения)
Бригада № 4
Горение свечи, будем рассматривать без влияния каких-либо внешних факторов.
Значит свеча будет гореть равномерно, т.е при горении она уменьшаться приблизительно на 1,3 см каждый час. Если длина свечи первоначально была 23 см, то через t часов её длина будет выражена функциональной зависимостью: = 23 – 1.3 * t. Т.к любую функциональную зависимость можно представить: аналитически, таблично и графически.
По данной формуле составили таблицу и построили график функции, который выглядит следующим образом.
(Слайд № 4 – горение свечи)
Деятельность преподавателя | Деятельность кадет |
Формулировка вопроса: - Что вас
удивило? Да, вы правы, это действительно функциональная зависимость, другими словами функция и её формула имеет вид у = kх + b. Прямая – это геометрическая фигура. А как еще можно назвать прямую? Значит, рассматриваемая функциональная зависимость может иметь название – линейной! |
Линией! |
Итак, первоначальная тема нашего урока трансформировалась в тему «Линейная функция и её график». | Записывают тему урока. |
Давайте теперь вместе сформулируем цели нашего занятия. | Формулировка кадетами предположительных целей занятия. |
Формулируются цели занятия. | |
Давайте попытаемся вместе дать определение линейной функции, исходя из всего выше сказанного. | Формулируют определение: линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой, вида у = kх + b, где х – независимая переменная. |
А какие значения принимают k и b ? | Любые/некоторые числа. |
III. Сообщение новых знаний.
График линейной функции.
Форма проведения: компьютерное моделирование (Приложение №2. Приложение №2.1. Приложение №3).
1. Проведение компьютерного эксперимента.
Задания для компьютерного моделирования при помощи ПО Advanced Grapher.
Бригада №1.
- В одной координатной плоскости построить графики функций: у = 3х; у = 3х +1; у = 3х – 2.
- Ответьте на вопросы:
Вопрос | Ответ |
1.Графики функций представляют собой... | |
2.Что общего в формулах этих функций? | |
3. В каких координатных четвертях проходят графики? | |
4. Опишите, каков угол наклона графиков функций к оси ОХ? | |
5. Чему равна ордината точки пересечения графиков с осью Оу? |
Бригада №2.
- В одной координатной плоскости построить графики функций: у = -3х; у = -3х +1; у = -3х – 2.
- Ответьте на вопросы:
Вопрос | Ответ |
1.Графики функций представляют собой... | |
2.Что общего в формулах этих функций? | |
3. В каких координатных четвертях проходят графики? | |
4.каково значение коэффициента по знаку? | |
5. Чему равна ордината точки пересечения графиков с осью Оу? |
Бригада №3.
- В одной координатной плоскости построить графики функций: у = х – 2; у = 3х – 2; у = 0,5х – 2.
- Ответьте на вопросы:
Вопрос | Ответ |
1.Графики функций представляют собой... | |
2. В какой точке пересекаются графики функций? | |
3.Какой угол наклона каждого графика к оси Ох? | |
4. Каково соотношение между значениями коэффициента k и величинами углов наклона графиков функций к оси Ох? |
Бригада №4.
- В одной координатной плоскости построить графики функций: у = - х + 2; у = -3х + 2 ; у = -0,5х + 2.
- Ответьте на вопросы:
Вопрос | Ответ |
1.Графики функций представляют собой….. | |
2. Каково значение коэффициента по знаку? | |
3.Какой угол наклона каждого графика к оси Ох? | |
4. Каково соотношение между значениями коэффициента k и величинами углов наклона графиков функций к оси Ох? |
2. Анализ результатов.
Свойства линейной функции.
- Графиком линейной функции является прямая.
Деятельность преподавателя | Деятельность кадет |
Формулировка вопроса: сколько точек необходимо для построения графика линейной функции и почему? | Для построения достаточно двух точек. Из начальных геометрических сведений мы знаем, что через две точки плоскости можно провести прямую и притом только одну. |
Что значит утверждение: «точка принадлежит графику функции»? | Данное утверждение означает: что абсцисса этой точки равна аргументу, а ордината – соответствующему значению функции. |
- Каково соотношение между значениями коэффициента k и величинами углов наклона графиков функций к оси Ох?
- Каково значение коэффициента k по знаку?
IV. Физкультурная минутка.
- Потягиваются, если высказывание не является утверждением.
- Приседают, если утверждение неверно. «Л»
- Хлопают в ладоши, если утверждение верно. «И»
Фразы:
- Графиком линейной функции является прямая «И».
- Линейная функция не является закономерностью «Л».
- Почему вы так думаете?
- График линейной функции всегда только возрастает «Л».
- Независимая переменная – это аргумент функции «И».
- А вы молодцы!
V. Закрепление изученного материала.
Заполни недостающие блоки. Медиками установлено, что для нормального развития ребенок или подросток, которому Т лет (Т < 18), должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле t = 17 – T/2.
- Данная зависимость является .
- В каких полуплоскостях будет расположен график данной функции?
- Область определения данной функции .
- Что является графиком данной функции?
- Данная функция называется .
- Сколько часов в день вы должны спать?
VI. Подведение итогов.
Рефлексия. Синквейн.
Выставление оценок.
VII. Задание для самоподготовки.
Творческое задание: к функциям можно применять арифметические действия по определенным правилам и в определенных условиях. Подумайте, что происходит внутри замка, когда мы открываем дверной замок?