Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать умение выделять звук [а] из речи в начале, середине и конце слова;
  • познакомить с заглавной и строчной буквами А, а;
  • развивать фонематический слух, уметь определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;
  • воспитывать умение общаться;
  • воспитывать интерес и любовь к чтению;
  • учить свободному высказыванию учащихся, работать над правильной речью.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все мы рады встрече, друзья,
Думаю, встретились с вами не зря.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.

2. Постановка темы и цели урока.

Приложение. Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в лес в гости. А вот к кому отгадайте сами.

Слайд 2

Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова.)

Слайд 3-4

Сова умная птица. Она приготовила для вас загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

Слайд 5

  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Какая буква стоит между буквами Н и П, Р и Т, за буквой Е, перед буквой Д.

3. Работа над новым материалом.

Слайд 6-7

  • Угадайте, про какую букву говорит сова? (Знакомство с буквой А.)
  • А знаете, какие цветы любит буква А? (Астра.)
  • Как вы думаете почему?

Разбор слова.

  • Проговорим слово.
  • Сколько слогов в слове?
  • Какой слог ударный? Поставили ударение.
  • Произнесём 1 слог.
  • Сколько звуков в 1 слоге?
  • Назовите 1 звук, 2 звук, 3 звук.
  • Какой 1 звук? Какой он? (Гласный.)
  • Докажите.
  • Каким цветом он обозначается? Почему.
  • Назовите 2 слог.
  • Сколько звуков?
  • Какой 1 звук, 2 звук (характеристика).
  • Каким цветом обозначается звук [а]?
  • Назовите 2 слог.
  • РА – это слияние или примыкание. Почему.
  • Дайте полную характеристику звуку [а].
  • Звук [а] – гласный, может быть ударным или безударным.

А кто знает, какой буквой записывают звук [а]?

Слайд 8

Назовите тему урока.

Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Физкультурная минутка.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко.
Ноги ставит широко.

Слайд 9

На что похожа буква А.
Буква А, буква А-
Алфавиту голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

4. Работа в прописях.

  • Сравните письменную букву с печатной.

Трудность заключается в том, что буква, а состоит из двух элементов.

  • Написание овалов.
  • Написание овалов и палочки.
  • Написание буквы а.

Начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Касаясь линии рабочей строки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки. Без отрыва ведём вниз черту с закруглением внизу.

Физкультурная минутка для глаз.

5. Работа с учебником стр. 20.

  • Составьте рассказ по иллюстрации.
  • Какую букву показывает сова?
  • Какой звук она обозначает?
  • Прочитайте правило.
  • Анализ предложения: «Сова учит зверей».
  • Имена собственные и нарицательные.
  • Чтение пословиц.
  • Какая из этих пословиц подходит к картинке.
  • Назовите слова, в которых встретилась буква А.
  • Прослушивание сказки про букву А (музыкальный файл).
  • Придумайте слова, в которых звук [а] стоит в начале слова, в середине, в конце.

6. Работа в прописях.

Разбор схем.

Вывод. Буква А обозначает твёрдость согласного звука.

7. Рефлексия.

  • Кто легко справился с заданиями на уроке.
  • Кому задания показались трудными?
  • Оцените себя с помощью «Светофора».

8. Подведение итогов урока.

  • С какой первой буквой алфавита вы познакомились на уроке?
  • Какой звук она обозначает?
  • Когда мы пишем заглавную букву А, а когда строчную?
  • Кому хочется быстрее научиться читать.

Слайд 10

Чтение пословицы.