Цели урока:
- формировать умение выделять звук [а] из речи в начале, середине и конце слова;
- познакомить с заглавной и строчной буквами А, а;
- развивать фонематический слух, уметь определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;
- воспитывать умение общаться;
- воспитывать интерес и любовь к чтению;
- учить свободному высказыванию учащихся, работать над правильной речью.
Ход урока
1. Организационный момент.
Все мы рады встрече, друзья,
Думаю, встретились с вами не зря.
Мы будем с вами сегодня опять
Букву учить и слова с ней читать.
2. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в лес в гости. А вот к кому отгадайте сами.
Слайд 2
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова.)
Слайд 3-4
Сова умная птица. Она приготовила для вас загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
Слайд 5
- Сколько букв в русском алфавите?
- Какая буква стоит между буквами Н и П, Р и Т, за буквой Е, перед буквой Д.
3. Работа над новым материалом.
Слайд 6-7
- Угадайте, про какую букву говорит сова? (Знакомство с буквой А.)
- А знаете, какие цветы любит буква А? (Астра.)
- Как вы думаете почему?
Разбор слова.
- Проговорим слово.
- Сколько слогов в слове?
- Какой слог ударный? Поставили ударение.
- Произнесём 1 слог.
- Сколько звуков в 1 слоге?
- Назовите 1 звук, 2 звук, 3 звук.
- Какой 1 звук? Какой он? (Гласный.)
- Докажите.
- Каким цветом он обозначается? Почему.
- Назовите 2 слог.
- Сколько звуков?
- Какой 1 звук, 2 звук (характеристика).
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Назовите 2 слог.
- РА – это слияние или примыкание. Почему.
- Дайте полную характеристику звуку [а].
- Звук [а] – гласный, может быть ударным или безударным.
А кто знает, какой буквой записывают звук [а]?
Слайд 8
Назовите тему урока.
Чему мы сегодня должны научиться на уроке?
Физкультурная минутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко.
Ноги ставит широко.
Слайд 9
На что похожа буква А.
Буква А, буква А-
Алфавиту голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
4. Работа в прописях.
- Сравните письменную букву с печатной.
Трудность заключается в том, что буква, а состоит из двух элементов.
- Написание овалов.
- Написание овалов и палочки.
- Написание буквы а.
Начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Касаясь линии рабочей строки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки. Без отрыва ведём вниз черту с закруглением внизу.
Физкультурная минутка для глаз.
5. Работа с учебником стр. 20.
- Составьте рассказ по иллюстрации.
- Какую букву показывает сова?
- Какой звук она обозначает?
- Прочитайте правило.
- Анализ предложения: «Сова учит зверей».
- Имена собственные и нарицательные.
- Чтение пословиц.
- Какая из этих пословиц подходит к картинке.
- Назовите слова, в которых встретилась буква А.
- Прослушивание сказки про букву А (музыкальный файл).
- Придумайте слова, в которых звук [а] стоит в начале слова, в середине, в конце.
6. Работа в прописях.
Разбор схем.
Вывод. Буква А обозначает твёрдость согласного звука.
7. Рефлексия.
- Кто легко справился с заданиями на уроке.
- Кому задания показались трудными?
- Оцените себя с помощью «Светофора».
8. Подведение итогов урока.
- С какой первой буквой алфавита вы познакомились на уроке?
- Какой звук она обозначает?
- Когда мы пишем заглавную букву А, а когда строчную?
- Кому хочется быстрее научиться читать.
Слайд 10
Чтение пословицы.