Закрепление представлений о звуках Ж, Ш, развитие умения правильно писать сочетания ЖИ-ШИ. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Дифференцировать звуки [ж] и [ш], закреплять понятия: звонкие и глухие парные согласные, правописания сочетаний жи-ши.
  • Способствовать  развитию   навыков   правильного  слогового,   выразительного,
  • сознательного    чтения    развивать    фонематический    слух,    речь,    логическое мышления, внимание, воспитывать любознательность.
  • Развивать культуру общения, бережное отношение к  природе,     воспитывать внимание, зрительное восприятие.

ХОД УРОКА

I. Правила посадки при письме

II. Работа по теме с использованием сказочного сюжета

Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок: к нам приехали гости, и мы должны показать чему мы научились в школе за это время.

Учитель. Кто это опоздал на урок. Муравьишка? Ты как попал к нам в школу. Муравьишка. Ребята, здравствуйте. Можно я сегодня побываю у вас в классе, посижу на уроках, найду ответ на вопросы, которые у меня возникли. В муравейнике никто мне не отвечает на мои вопросы. Они все так заняты —» трудятся день и ночь. Я незаметно вышел из муравейника, но до захода солнца я должен вернуться домой. Мне летом помогала отвечать на вопросы мудрая черепаха. С наступлением зимы черепаха уснула под корягой, зарывшись в сухие листья.

Учитель. А что это у тебя в руках?

Муравьишка. Вопросы.

Учитель. Так твоя фамилия – Муравьишка-Вопросик?

Муравьишка. Конечно.

Учитель. А что мы будем сегодня делать на уроке?

Муравьишка. А можно я задам вопрос, который прислала Мудрая Черепаха? Прочитайте четверостишие и ответьте на вопрос: Что значит жить умеет по часам?

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не нужно по утрам
Будить по десять раз.

С. Баруздин

Учитель. А что помогает жить по часам? Режим (латинское слово) – установленный порядок жизни. Кто дружит с режимом тот все успевает: и отдохнуть и поработать. Мы тоже будем работать в определенном режиме Работать будем по правилам .

1) Умей слушать и слышать.
2) Умей думать и просто думать, а задуматься.
3) Умей смотреть и видеть.

Учитель. А какие орфограммы вы увидели?

Дети. ЖИ-ШИ пиши с И.

Учитель. А какая буква в этом слове особенная?

Дети. Буква Ж  обозначается всегда твердым звуком, парная.

Учитель. Как вы думаете над какой темой мы будем работать?

Учитель. Мы сегодня повторим звуки Ж, Ш. Слова с сочетаниями: жи, ши.

Учитель. Чтобы быть здоровым , что ещё нужно выполнять? Заниматься спортом, чаще быть на свежем воздухе, закаляться, есть фрукты и овощи. У нас в городе есть тропа здоровья, где в любое время года можно заниматься спортом. А мы встанем на свою тропу здоровья, в своём классе, поэтому она будет необычной.
Помогут нам идти по тропе друзья Муравьишки Вопросика шмели и жуки Первый ряд будет со шмелями, а второй с жуками. «Полетели» на тропу (две дорожки в классе с буквами Ж и Ш)

– Посмотрите на эти буквы. На что они похожи?

1. Что общего у этих букв?

а) они согласные;
б) всегда твердые (обозначены твердым звуком [ш], [ж]);
в) парные.

2. Различие?

а) звонкая – ж,
б) глухая – ш.

3. Каждая буква имеет паспорт:

1) согласная
2) глухая
3) парная
4) всегда твердая
5) на письме обозначена буквой Ш ш

Дыхательная гимнастика

Учитель. Восстановим дыхание. «Гуси шипят»; «Ёжик»; «Шар лопнул»; «Жук жужжит, змея шипит»

Отхлопай ритм.

Ххххх-Хххх, ХХХхх-ХХХхх

Дифференциация звуков ж-ш

Жираф, кожа, моржи, лыжи, стрижи

Дифференциация сочетаний жи-ши

Ска...       Мор
Сторо...    хоро...

Артикуляционная гимнастика

Застучал дождь: д-д, т-т, д-т д-т
Жуки и шмели попрятались от дождя.

(Ученики садятся)

Профилактика простудных заболеваний (комплекс точечного массажа)

Работа по «Букварю»

– Послушайте сказку:

"Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

Учитель. Прочитаем слова по «Букварю» с сочетаниями жи-ши

Звуко-буквенный анализ слов со звуками [ж, ш]

Учитель. Какое произведение мы читали о необычном домике?

– Кто нам рассказывает эту интересную сказку? (Рассказчик)
– Как ещё можно назвать этот пенёк? Для кого он стал приютом?
– Вспомните сказку Сутеева про гриб-зонтик.

Чтение текста «Домик-пенёк»

Физминутка

Упражнение для снятия зрительного напряжения.

Задание: «Восстанови текст»

Учитель. Теперь в роли рассказчика будете вы.

Текст «Плутишка»

Словарная работа

Учитель. То что мы сейчал услышали – монолог. Монолог – речь одного человека. Что такое диалог? Какие диалоги мы знаем?

Работа над стихотворением К.Льдова «Жуки»

Мы тоже, Муравьишка, обещаем тебе беречь лес, букашек, паучков, не разорять муравейники. Беречь природу!

Муравьишка:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздонул он, как живой;
И шепчут мне Материки: «Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: «Я берегу вас,  берегу!»

Е. Шкловский

Муравьишка: Постойте, мне пора домой, все входы в муравейник закроются.

 Ветер:  Муравьишка,  я   тебя донесу на своих  крыльях до твоего муравейника.

Прощаться нам пришла пора
И «Буквари» закрыть пора!

– Урок окончен. Что нового вы узнали на уроке?
– Спасибо за урок.