Цели:
- Дифференцировать звуки [ж] и [ш], закреплять понятия: звонкие и глухие парные согласные, правописания сочетаний жи-ши.
- Способствовать развитию навыков правильного слогового, выразительного,
- сознательного чтения развивать фонематический слух, речь, логическое мышления, внимание, воспитывать любознательность.
- Развивать культуру общения, бережное отношение к природе, воспитывать внимание, зрительное восприятие.
ХОД УРОКА
I. Правила посадки при письме
II. Работа по теме с использованием сказочного сюжета
Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок: к нам приехали гости, и мы должны показать чему мы научились в школе за это время.
Учитель. Кто это опоздал на урок. Муравьишка? Ты как попал к нам в школу. Муравьишка. Ребята, здравствуйте. Можно я сегодня побываю у вас в классе, посижу на уроках, найду ответ на вопросы, которые у меня возникли. В муравейнике никто мне не отвечает на мои вопросы. Они все так заняты —» трудятся день и ночь. Я незаметно вышел из муравейника, но до захода солнца я должен вернуться домой. Мне летом помогала отвечать на вопросы мудрая черепаха. С наступлением зимы черепаха уснула под корягой, зарывшись в сухие листья.
Учитель. А что это у тебя в руках?
Муравьишка. Вопросы.
Учитель. Так твоя фамилия – Муравьишка-Вопросик?
Муравьишка. Конечно.
Учитель. А что мы будем сегодня делать на уроке?
Муравьишка. А можно я задам вопрос, который прислала Мудрая Черепаха? Прочитайте четверостишие и ответьте на вопрос: Что значит жить умеет по часам?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не нужно по утрам
Будить по десять раз.
С. Баруздин
Учитель. А что помогает жить по часам? Режим (латинское слово) – установленный порядок жизни. Кто дружит с режимом тот все успевает: и отдохнуть и поработать. Мы тоже будем работать в определенном режиме Работать будем по правилам .
1) Умей слушать и слышать.
2) Умей думать и просто думать, а задуматься.
3) Умей смотреть и видеть.
Учитель. А какие орфограммы вы увидели?
Дети. ЖИ-ШИ пиши с И.
Учитель. А какая буква в этом слове особенная?
Дети. Буква Ж обозначается всегда твердым звуком, парная.
Учитель. Как вы думаете над какой темой мы будем работать?
Учитель. Мы сегодня повторим звуки Ж, Ш. Слова с сочетаниями: жи, ши.
Учитель. Чтобы быть здоровым , что ещё
нужно выполнять? Заниматься спортом, чаще быть на
свежем воздухе, закаляться, есть фрукты и овощи. У
нас в городе есть тропа здоровья, где в любое
время года можно заниматься спортом. А мы встанем
на свою тропу здоровья, в своём классе, поэтому
она будет необычной.
Помогут нам идти по тропе друзья Муравьишки
Вопросика шмели и жуки Первый ряд будет со
шмелями, а второй с жуками. «Полетели» на тропу
(две дорожки в классе с буквами Ж и Ш)
– Посмотрите на эти буквы. На что они похожи?
1. Что общего у этих букв?
а) они согласные;
б) всегда твердые (обозначены твердым звуком [ш],
[ж]);
в) парные.
2. Различие?
а) звонкая – ж,
б) глухая – ш.
3. Каждая буква имеет паспорт:
1) согласная
2) глухая
3) парная
4) всегда твердая
5) на письме обозначена буквой Ш ш
Дыхательная гимнастика
Учитель. Восстановим дыхание. «Гуси шипят»; «Ёжик»; «Шар лопнул»; «Жук жужжит, змея шипит»
Отхлопай ритм.
Ххххх-Хххх, ХХХхх-ХХХхх
Дифференциация звуков ж-ш
Жираф, кожа, моржи, лыжи, стрижи
Дифференциация сочетаний жи-ши
Ска... Мор…
Сторо... хоро...
Артикуляционная гимнастика
Застучал дождь: д-д, т-т, д-т д-т
Жуки и шмели попрятались от дождя.
(Ученики садятся)
Профилактика простудных заболеваний (комплекс точечного массажа)
Работа по «Букварю»
– Послушайте сказку:
"Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
Учитель. Прочитаем слова по «Букварю» с сочетаниями жи-ши
Звуко-буквенный анализ слов со звуками [ж, ш]
Учитель. Какое произведение мы читали о необычном домике?
– Кто нам рассказывает эту интересную сказку? (Рассказчик)
– Как ещё можно назвать этот пенёк? Для кого он
стал приютом?
– Вспомните сказку Сутеева про гриб-зонтик.
Чтение текста «Домик-пенёк»
Физминутка
Упражнение для снятия зрительного напряжения.
Задание: «Восстанови текст»
Учитель. Теперь в роли рассказчика будете вы.
Текст «Плутишка»
Словарная работа
Учитель. То что мы сейчал услышали – монолог. Монолог – речь одного человека. Что такое диалог? Какие диалоги мы знаем?
Работа над стихотворением К.Льдова «Жуки»
Мы тоже, Муравьишка, обещаем тебе беречь лес, букашек, паучков, не разорять муравейники. Беречь природу!
Муравьишка:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздонул он, как живой;
И шепчут мне Материки: «Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: «Я берегу вас, берегу!»
Е. Шкловский
Муравьишка: Постойте, мне пора домой, все входы в муравейник закроются.
Ветер: Муравьишка, я тебя донесу на своих крыльях до твоего муравейника.
Прощаться нам пришла пора
И «Буквари» закрыть пора!
– Урок окончен. Что нового вы узнали на уроке?
– Спасибо за урок.