Программное содержание:
- Закрепление правильного произношения звука «С».
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
- Развитие внимания, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
- Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.
Оборудование:
- Картинки артикуляционной гимнастики.
- Зеркала.
- Значки с картинками большой – маленький.
- Цветные конверты с разрезными картинками.
- Карточки со словами.
- Лото, «автобусы с цифрами», «самолеты с цифрами».
- Следы на карточках.
- Контурное изображение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Л.: Ребята, сегодня будем играть со звуками, но сначала поприветствуем друг друга. Встанем в круг и играем в игру «Дружный круг». (Здороваемся правой рукой произнося слова: « Здравствуй друг». Взялись за руки и вместе произнесем слова: «Здравствуй весь наш дружный круг»).
II. Основная часть
Л.: Посмотрите на свои значки, находим парные предметы, один большой – другой маленький.
Дети называют картинки (санки – саночки, сумка – сумочка).
Л.: Садитесь за столы парами. Выполняем артикуляционную гимнастику.
Л.: Для чего мы ее делаем?
Д.: Чтобы наши губы и язык были сильными и тогда мы будем правильно произносить все звуки.
Логопед показывает картинки, дети выполняют упражнения:
- «Дудочка»
- «Заборчик»
- «Блинчик»
- «Месим тесто»
- «Почистим зубки»
- «Кошечка сердится»
- «Кто дальше загонит мяч в ворота»
Л.: Какое положение занимают губы и язык при произнесении звука «С»?
Д.: Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. На ладони ощущается холодная воздушная струя, которая проходит по середине языка по желобку.
Л.: Произнесите звук «С», контролируя себя ладошкой.
Согласование числительных с существительными
Л.: Ребята, сядьте ровненько, выпрямите спинки и представьте себе что мы едем на автобусе. Ставим автобусы в нужном порядке и считаем их от 1 до 5. А вторая команда ставит самолеты в нужном порядке считая их от 1 до 5.
Физминутка. Игра с мячом «Есть – нет»
– Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас нет именно этого предмета. (У меня есть стулья – у меня нет стульев. Аналогично со словами кресло, стол, носки).
Стук в дверь, появляется почтальон и предлагает детям взять письма.
Почтальон: Посмотрите на свои значки и возьмите свое письмо (по цвету значка и конверта). Читаем письма – складываем картинку из частей и называем ее.
Дети называют картинки: автобус, сыр, носки, совок.
Л.: Играем в игру «Подбери подходящую картинку». Я назову слово, а вы скажите чья картинка подходит.
Логопед раздает картинки с распечатанными словами и предлагает составить красивые предложения, используя название картинки и слова (слова напечатаны на карточках: остановка, доска, сандалии, мусор).
Почтальон: У меня для вас есть еще посылка.
Дети берут снежинки из посылки и сдувают с ладони.
Л.: Ребята, а если пройти по снегу, что останется на снегу?
Д.: Следы.
Дети получают карточки со следами и находят аналогичные следы на снегу. Пройдя по ним находят лису и снегиря.
III. Итог
Л.: В какую игру вам понравилось играть больше всего? (Ответы детей.)