Тема: "Звук [с]"

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  • Закрепление правильного произношения звука «С».
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
  • Развитие внимания, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
  • Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование:

  • Картинки артикуляционной гимнастики.
  • Зеркала.
  • Значки с картинками большой – маленький.
  • Цветные конверты с разрезными картинками.
  • Карточки со словами. 
  • Лото, «автобусы с цифрами», «самолеты с цифрами».
  • Следы на карточках.
  • Контурное изображение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Л.: Ребята, сегодня будем играть со звуками, но сначала поприветствуем друг друга. Встанем в круг и играем в игру «Дружный круг». (Здороваемся правой рукой произнося слова: « Здравствуй друг». Взялись за руки и вместе произнесем слова: «Здравствуй весь наш дружный круг»).

II. Основная часть

Л.: Посмотрите на свои значки, находим парные предметы, один большой – другой маленький.

Дети называют картинки (санки – саночки, сумка – сумочка).

Л.: Садитесь за столы парами. Выполняем артикуляционную гимнастику.

Л.: Для чего мы ее делаем?

Д.: Чтобы наши губы и язык были сильными и тогда мы будем правильно произносить все звуки.

Логопед показывает картинки, дети выполняют упражнения: 

  • «Дудочка»
  • «Заборчик»
  • «Блинчик»
  • «Месим тесто»
  • «Почистим зубки»
  • «Кошечка сердится»
  • «Кто дальше загонит мяч в ворота»

Л.: Какое положение занимают губы и язык при произнесении звука «С»?

Д.: Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. На ладони ощущается холодная воздушная струя, которая проходит по середине языка по желобку.

Л.: Произнесите звук «С», контролируя себя ладошкой.

Согласование числительных с существительными

Л.: Ребята, сядьте ровненько, выпрямите спинки и представьте себе что мы едем на автобусе. Ставим автобусы в нужном порядке и считаем их от 1 до 5. А вторая команда ставит самолеты в нужном порядке считая их от 1 до 5.

Физминутка. Игра с мячом «Есть – нет»

– Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас нет именно этого предмета. (У меня есть стулья – у меня нет стульев. Аналогично со словами кресло, стол, носки). 

Стук в дверь, появляется почтальон и предлагает детям взять письма.

Почтальон: Посмотрите на свои значки и возьмите свое письмо (по цвету значка и конверта). Читаем письма – складываем картинку из частей и называем ее.

Дети называют картинки: автобус, сыр, носки, совок.

Л.: Играем в игру «Подбери подходящую картинку». Я назову слово, а вы скажите чья картинка подходит.

Логопед раздает картинки с распечатанными словами и предлагает  составить красивые предложения, используя название картинки и слова (слова напечатаны на карточках: остановка, доска, сандалии, мусор).

Почтальон: У меня для вас есть еще посылка.

Дети берут снежинки из посылки и сдувают с ладони.

Л.: Ребята, а если пройти по снегу, что останется на снегу?

Д.: Следы.

Дети получают карточки со следами и находят аналогичные следы на снегу. Пройдя по ним находят  лису и снегиря. 

III. Итог

Л.: В какую игру вам понравилось играть больше всего? (Ответы детей.)