Цели: Совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные.
Оборудование: Картина «Лес», листья из бумаги, мяч, стеклянная банка с надписью «варенье», картонные пластинки в форме кастрюль.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель начинает фразу, а ученики её заканчивают: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).
II. Пальчиковая гимнастика.
- «Пальчики здороваются»
- « Грабли»
- «Лодочка»
- «Цепочка»
- «Шар»
- «Очки»
III. Игра «Заготовка на зиму».
Учитель показывает банку с вареньем и просит детей сказать:
- какое варенье, если оно из клюквы (клюквенное)
- какое варенье, если оно из брусники (брусничное)
- какое варенье, если оно из абрикосов (абрикосовое)
- какое варенье, если оно из слив (сливовое)
- какое варенье, если оно из малины (малиновое)
IV. Игра «Лес».
Учитель: Посмотрите на картину, на ней изображён осенний лес, в лесу начался листопад. Внимательно посмотрите на листья и подумайте, какой из них упал с клёна. Покажите его. Как его назовём, какой он? (кленовый)
Учитель: Покажите, какой лист упал с берёзы? Как его назовём? (берёзовый)
Учитель: Найдите лист, который упал с рябины. Как его назовём? (рябиновый)
Учитель: А этот лист с какого дерева? (с дуба). Как он называется? (дубовый)
V. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У ребят на столах картонные пластинки в форме кастрюль, на них наклеены картинки с изображением различных продуктов: мяса, курицы, рыбы, грибов, овощей, вермишели, щавеля.
Учитель просит учеников ответить предложением на вопрос: «Мама сварила какой суп?» Дети, ориентируясь на свою картинку, включают в предложения прилагательные: мясной, куриный, рыбный, грибной, овощной, вермишелевый, щавелевый.
Динамическая пауза.
Учитель просит учеников встать около своих парт и показать действия, которые он будет называть (действия не показываются).
а) правой рукой покажите левое колено;
б) левую руку вперёд, правую на пояс;
в) левую руку за голову, правую в сторону;
г) левой рукой дотроньтесь до правого плеча.
VI. Учитель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает сказать:
- какой это дом, если он из брёвен (бревенчатый)
- какой это дом, если он из камня (каменный)
- какой это дом, если он из соломы (соломенный)
- какой это дом, если он из блоков (блочный)
- какой это дом, если он из кирпича (кирпичный)
Учитель выставляет схему предложения из 4-х слов, где полоской красного цвета обозначено слово-прилагательное.
Первое предложение, показывая на схему, составляет учитель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить строительные профессии и составить по схеме свои предложения. Например: Каменщики построили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. Три поросёнка построили соломенный дом и т.п.
VII. Найди ошибку и исправь.
- На улице льёт осень дождь.
- Лена купила клубника сок.
- Папа принёс кабачок икру.
- Мама приготовила картошка пюре.
- Папа купил сыну воздух шар.
- Наступил первый зима день.
VIII. Динамическая пауза. Игра с мячом «Ответь одним словом!»
Учитель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетание с предлогом: пирог с яблоками, оладьи из картофеля, запеканка из творога, платье из шёлка, стакан из стекла юбка из бархата, ремень из кожи. Поймав мяч, ученик отвечает словом-прилагательным: яблочный, картофельные и т.д.
IX. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Литература:
- Банщикова Г.И., Черняева В.Д. Развитие речи. – Санкт-Петербург: Папирус, 2000.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996.
- Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, Каро, 2001.
- Крутий Е.Л. Волшебная логопедия. – Д.: Сталкер, 2000.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ Астрель, 2004.