Коррекционное развивающее занятие по русскому языку во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные.

Оборудование: Картина «Лес», листья из бумаги, мяч, стеклянная банка с надписью «варенье», картонные пластинки в форме кастрюль.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель начинает фразу, а ученики её заканчивают: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Пальчиковая гимнастика.

  • «Пальчики здороваются»
  • « Грабли»
  • «Лодочка»
  • «Цепочка»
  • «Шар»
  • «Очки»

III. Игра «Заготовка на зиму».

Учитель показывает банку с вареньем и просит детей сказать:

  • какое варенье, если оно из клюквы (клюквенное)
  • какое варенье, если оно из брусники (брусничное)
  • какое варенье, если оно из абрикосов (абрикосовое)
  • какое варенье, если оно из слив (сливовое)
  • какое варенье, если оно из малины (малиновое)

IV. Игра «Лес».

Учитель: Посмотрите на картину, на ней изображён осенний лес, в лесу начался листопад. Внимательно посмотрите на листья и подумайте, какой из них упал с клёна. Покажите его. Как его назовём, какой он? (кленовый)

Учитель: Покажите, какой лист упал с берёзы? Как его назовём? (берёзовый)

Учитель: Найдите лист, который упал с рябины. Как его назовём? (рябиновый)

Учитель: А этот лист с какого дерева? (с дуба). Как он называется? (дубовый)

V. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У ребят на столах картонные пластинки в форме кастрюль, на них наклеены картинки с изображением различных продуктов: мяса, курицы, рыбы, грибов, овощей, вермишели, щавеля.

Учитель просит учеников ответить предложением на вопрос: «Мама сварила какой суп?» Дети, ориентируясь на свою картинку, включают в предложения прилагательные: мясной, куриный, рыбный, грибной, овощной, вермишелевый, щавелевый.

Динамическая пауза.

Учитель просит учеников встать около своих парт и показать действия, которые он будет называть (действия не показываются).

а) правой рукой покажите левое колено;
б) левую руку вперёд, правую на пояс;
в) левую руку за голову, правую в сторону;
г) левой рукой дотроньтесь до правого плеча.

VI. Учитель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает сказать:

  • какой это дом, если он из брёвен (бревенчатый)
  • какой это дом, если он из камня (каменный)
  • какой это дом, если он из соломы (соломенный)
  • какой это дом, если он из блоков (блочный)
  • какой это дом, если он из кирпича (кирпичный)

Учитель выставляет схему предложения из 4-х слов, где полоской красного цвета обозначено слово-прилагательное.

Первое предложение, показывая на схему, составляет учитель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить строительные профессии и составить по схеме свои предложения. Например: Каменщики построили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. Три поросёнка построили соломенный дом и т.п.

VII. Найди ошибку и исправь.

  1. На улице льёт осень дождь.
  2. Лена купила клубника сок.
  3. Папа принёс кабачок икру.
  4. Мама приготовила картошка пюре.
  5. Папа купил сыну воздух шар.
  6. Наступил первый зима день.

VIII. Динамическая пауза. Игра с мячом «Ответь одним словом!»

Учитель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетание с предлогом: пирог с яблоками, оладьи из картофеля, запеканка из творога, платье из шёлка, стакан из стекла юбка из бархата, ремень из кожи. Поймав мяч, ученик отвечает словом-прилагательным: яблочный, картофельные и т.д.

IX. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Литература:

  1. Банщикова Г.И., Черняева В.Д. Развитие речи. – Санкт-Петербург: Папирус, 2000.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996.
  3. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, Каро, 2001.
  4. Крутий Е.Л. Волшебная логопедия. – Д.: Сталкер, 2000.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ Астрель, 2004.

Приложение.