Здоровьесберегающие технологии как основа метапредметности урока физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Ход занятия

1. Выход и перестроения учащихся в движении с музыкальным сопровождением. И. Дунгаевский, В. Лебедев «Спортивный марш».

2. Весёлая азбука.

Стихи читают учащиеся.

А - Активен, крепок и здоров
Я обхожусь без докторов!

Б - Больному все вокруг не мило
Болезни отнимают силы.

В - В воде купаются ребята -
Пловцам в бассейне тесновато!

Г - Гнев сушит человеку кости,
Гримасы на лице от злости.

Д – Дружи со спортом, не ленись и добросовестно учись!

Е - Если ешь ты все подряд,
То желудок твой не рад!

Ж - Живи на свете много лет,
не зная горя, зла и бед!

З - Здоровье - наш бесценный дар!
Его оценят, млад и стар.

И - И лекарство в излишке - яд!
Принимай, как врачи говорят!

Й — Йод в аптечке, под рукой.
Смажет ранку и ушиб любой!

К — Кто отдых чередует с делом,
Всегда здоров душой и телом!

Л — Лук, чеснок в салат порежем -
И болеть мы будем реже!

М — Малина, мед и молоко
Простуду вылечат легко!

Н — Научись ценить здоровье,
Относись к себе с любовью!

О — Очки мне доктор прописал-
Я сразу лучше видеть стал.

П — Прививки делают нам в школе -
Не будем плакать мы от боли!

Р — Радуйся! Жизнь, в самом деле, прекрасна!
Помни о том, что живешь не напрасно!

С — Сон поможет отдохнуть,
Если вовремя заснуть!

Т — Таблетки пьем, когда болеем -
Хотим поправиться скорее!

У — Унылый все о чем-то тужит...
С занудами никто не дружит!

Ф — Фрукты, овощи едим -
Быть здоровыми хотим!

X — Хорошо в лесу гулять,
Свежим воздухом дышать!

Ц — Цени здоровье с малолетства-
К режиму приучайся с детства!

Ч — Чистым тело содержи -
С мылом и водой дружи!

Ш — Шум и гам мешает слушать.
Берегите свои уши!

Ъ Ы Ь — Мы съедаем весь обед -
Нет в столовой приверед!

Э — Это правило, мы соблюдаем:
То работаем, то отдыхаем!

Ю — Юмор - в жизни верный друг!
Любят шутки все вокруг!

Я— Я здоровым быть хочу,
Эту азбуку учу!

3. Комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением

Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь духовно и физически, предлагаю вам выполнить комплекс ОРУ человека, живущего в XXI веке. Не будем откладывать, начнем прямо сейчас?

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:

  • Я – человек!
  • Всегда готов встать рядом или впереди.
  • Протянуть руку помощи.
  • Легко нагнуться к малому или слабому.
  • Подставить плечи под груз тревог или забот.
  • Обернуться к отставшим.
  • Дотянуться до мечты.
  • Перепрыгнуть через усталость и боль.
  • Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.
  • Бороться с собственной тенью.
  • Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.

И повторить весь комплекс опять и сначала до победы!

  1. Исходное положение – о. с. Руки через стороны вверх – вдох, опускаем – выдох.
  2. Поглаживание лица, ушей.
  3. Исходное положение – о. с. Руки на шее. Наклоны головы вправо, влево, руками оказываем сопротивление.
  4. Массаж рук, пальцев рук.
  5. И.п. – о.с. руки к плечам. 1 – сводим локти вперёд, 2 – прогибаемся назад.
  6. Вдох, на выдохе бьём себя кулачками по груди, произносим звук «о».
  7. И.п. – о.с. руки на поясе. Наклоны туловища в стороны. Рука за голову.
  8. И.п. –о.с. повороты туловища вправо, влево, рука отводится назад.
  9. Вдох, на выдохе бьём себя ребром ладони по прессу, произносим звук «а».
  10. И.п. – о.с. руки к плечам. Наклоны вперёд, руками дотянуться до носочков ног.
  11. Вдох, на выдохе приседаем и произносим звук «ш».
  12. И.п. – о.с. Перекатывание с пяточек на носочки.
  13. Упражнение на релаксацию. И.п. – о.с. руки вверх. «Роняем» вниз кисти, предплечья, плечи, руки, туловище, покачивания руками.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем об одном природном явлении, которое не подчиняется воле человека.

Обратите внимание на плакат. На нём изображено древо познания. Старик – это педагог, демонстрирующий способы возделывания. Мальчик, назовём его Ваня, ученик, осваивающий опыт. Почва – социум, опыт человечества. Корни древа – культура. Ствол – традиции. Ветви – составные культуры: цивилизация, гражданственность. Листья – учебные предметы. Плоды – новые открытия, результат исследований. Облако, проливающее дождь – образование, дающее влагу и обеспечивающее тем самым рост дерева. Солнце – это семья, дающая тепло и любовь и так же обеспечивающее рост дерева. Если все составляющие этой картины развиваются гармонично, то обязательно появится…. А что появится, вы узнаете, выполнив задания.

По круговой системе учащиеся выполняют задания группами по три человека.

- Ребята, на каждой станции после выполнения задания вы будете брать карточку, таким образом, после выполнения всех заданий у вас будет семь карточек.

Схема 1

Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

  1. Выполните упражнения дыхательной гимнастики.
    - Произносим звук а-а-а и бьём себя ребром ладони по прессу.
    - Произносим звук о-о-о и стучим ладошками по груди, как в барабаны
    - Произносим звук и-и-и звук хорошего настроения.
    - Набираем воздуха в лёгкие и на выдохе приседаем и произносим звук с-с.
    - Произносим звук ж-ж-ж, приседаем и обнимаем себя руками за колени.
    - Произносим звук у-у-у и бьём кулачками сзади внизу по спине.
    - Откашливаемся в кулачок.

    После выполнения задания учащиеся получают карточку фиолетового цвета со словом «гигиена».

  2. Выполните упражнения для профилактики плоскостопия. Разложить ленточку на полу и собрать её пальцами ног. После выполнения задания учащиеся получают карточку синего цвета со словом «сон».
  3. Выполните гимнастику для глаз, используя попрыгунчики. Попрыгунчик на верёвочке поднимать вверх, опускать вниз, вести вправо, влево и при этом следить за ним глазами. Потом посмотреть в окно вдаль, на фигурку в попрыгунчике. После выполнения задания учащиеся получают карточку голубого цвета со словом «движения».
  4. Выполните упражнения с малыми набивными мячами на развитие координации движений. Поочерёдно правой, левой рукой подбросить, поймать. Двумя руками подбросить, поймать с хлопком впереди, сзади. После выполнения задания учащиеся получают карточку зелёного цвета со словом «закаливание».
  5. Релаксационные упражнения. Лежите спокойно на мате примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно. Внимательно следите за своим дыханием, дышите через нос, мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. После выполнения задания учащиеся получают карточку жёлтого цвета со словом «питание».
  6. Выполните упражнения для профилактики нарушений осанки. Ходьба с набивным мешочком на голове по верёвочке, лежащей на полу. Каждый по три раза. После выполнения задания учащиеся получают карточку оранжевого цвета со словом «долой вредные привычки».
  1. Выполните взаимомассаж.
    - Похлопывание ладошками по спине.
    - Постукивание ребром ладони по спине.
    - Пощипывание спины.
    - Поглаживание руками по спине.

После выполнения задания учащиеся получают карточку красного цвета со словом «добрые дела».

Игра

«Тренируем эмоции». Выполняйте мои задания: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, будто увидел чудо; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака; устать, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху; отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, уставший воин после победы.

- А теперь, внимание! Каждая группа перед собой на полу разложите карточки столбиком, в том порядке, в каком они пронумерованы. … А сейчас закройте, пожалуйста, глаза.

(Звучит тихая музыка)

Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут белые облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился проказник ветер и стал играть листьями деревьев. Неожиданно серые тучки закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и …

Откройте глаза! Что вы видите?!

Ребята: Появилась радуга!

Верно, но если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит состояние его здоровья.

Перед вами радуга, представляющая слагаемые здоровья: «Гигиена», «Сон», «Движения», «Закаливание», «Питание», «Долой вредные привычки!», «Добрые дела».

Итак, если все составляющие нашей картины развиваются гармонично, то обязательно появится радуга. И не простая, а волшебная, которая называется – здоровье.

Сказкотерапия

Однажды Ваня почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Он принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного, увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Ваня залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:

- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!

Роза ответила ему легким движением лепестков. Ваня продолжил:

- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи, Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?

Роза сразу ответила:

- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются, ни с кем не дружат. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть он не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому сам он здоровый, и я красивая. Если бы все люди были такими садовниками друг для друга, то они стали бы такими красивыми, как мы, Розы, и такими здоровыми, как мой Садовник.

Ваня послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы все ребята дружили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Ваня уже хорошо понял, что Радость - это особая Мудрость, и болезни ее боятся.

- Спасибо, Роза, за твою красоту и слова. Надо все это рассказать ребятам, - сказал Ваня и пошел вперед.

- Итак, мы с Вами узнали, что же будет, если всё, что изображено на нашей картине развивается гармонично, то появится радуга. Давайте сейчас все вместе дружно построим Радугу Здоровья.

Учащиеся составляют единую радугу.

- Я вижу, какие вы дружные, так давайте исполним «Танец дружбы».

4. Танец дружбы. Группа Барбарики «Дружба это не работа».

5. Исполнение песни «Лучший урок физкультура».

- Будьте здоровы, занимайтесь физической культурой!

Фоторяд.