Ход занятия
1. Выход и перестроения учащихся в движении с музыкальным сопровождением. И. Дунгаевский, В. Лебедев «Спортивный марш».
2. Весёлая азбука.
Стихи читают учащиеся.
А - Активен, крепок и здоров
Я обхожусь без докторов!
Б - Больному все вокруг не мило
Болезни отнимают силы.
В - В воде купаются ребята -
Пловцам в бассейне тесновато!
Г - Гнев сушит человеку кости,
Гримасы на лице от злости.
Д – Дружи со спортом, не ленись и добросовестно учись!
Е - Если ешь ты все подряд,
То желудок твой не рад!
Ж - Живи на свете много лет,
не зная горя, зла и бед!
З - Здоровье - наш бесценный дар!
Его оценят, млад и стар.
И - И лекарство в излишке - яд!
Принимай, как врачи говорят!
Й — Йод в аптечке, под рукой.
Смажет ранку и ушиб любой!
К — Кто отдых чередует с делом,
Всегда здоров душой и телом!
Л — Лук, чеснок в салат порежем -
И болеть мы будем реже!
М — Малина, мед и молоко
Простуду вылечат легко!
Н — Научись ценить здоровье,
Относись к себе с любовью!
О — Очки мне доктор прописал-
Я сразу лучше видеть стал.
П — Прививки делают нам в школе -
Не будем плакать мы от боли!
Р — Радуйся! Жизнь, в самом деле, прекрасна!
Помни о том, что живешь не напрасно!
С — Сон поможет отдохнуть,
Если вовремя заснуть!
Т — Таблетки пьем, когда болеем -
Хотим поправиться скорее!
У — Унылый все о чем-то тужит...
С занудами никто не дружит!
Ф — Фрукты, овощи едим -
Быть здоровыми хотим!
X — Хорошо в лесу гулять,
Свежим воздухом дышать!
Ц — Цени здоровье с малолетства-
К режиму приучайся с детства!
Ч — Чистым тело содержи -
С мылом и водой дружи!
Ш — Шум и гам мешает слушать.
Берегите свои уши!
Ъ Ы Ь — Мы съедаем весь обед -
Нет в столовой приверед!
Э — Это правило, мы соблюдаем:
То работаем, то отдыхаем!
Ю — Юмор - в жизни верный друг!
Любят шутки все вокруг!
Я— Я здоровым быть хочу,
Эту азбуку учу!
3. Комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением
Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь духовно и физически, предлагаю вам выполнить комплекс ОРУ человека, живущего в XXI веке. Не будем откладывать, начнем прямо сейчас?
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:
- Я – человек!
- Всегда готов встать рядом или впереди.
- Протянуть руку помощи.
- Легко нагнуться к малому или слабому.
- Подставить плечи под груз тревог или забот.
- Обернуться к отставшим.
- Дотянуться до мечты.
- Перепрыгнуть через усталость и боль.
- Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.
- Бороться с собственной тенью.
- Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.
И повторить весь комплекс опять и сначала до победы!
- Исходное положение – о. с. Руки через стороны вверх – вдох, опускаем – выдох.
- Поглаживание лица, ушей.
- Исходное положение – о. с. Руки на шее. Наклоны головы вправо, влево, руками оказываем сопротивление.
- Массаж рук, пальцев рук.
- И.п. – о.с. руки к плечам. 1 – сводим локти вперёд, 2 – прогибаемся назад.
- Вдох, на выдохе бьём себя кулачками по груди, произносим звук «о».
- И.п. – о.с. руки на поясе. Наклоны туловища в стороны. Рука за голову.
- И.п. –о.с. повороты туловища вправо, влево, рука отводится назад.
- Вдох, на выдохе бьём себя ребром ладони по прессу, произносим звук «а».
- И.п. – о.с. руки к плечам. Наклоны вперёд, руками дотянуться до носочков ног.
- Вдох, на выдохе приседаем и произносим звук «ш».
- И.п. – о.с. Перекатывание с пяточек на носочки.
- Упражнение на релаксацию. И.п. – о.с. руки вверх. «Роняем» вниз кисти, предплечья, плечи, руки, туловище, покачивания руками.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем об одном природном явлении, которое не подчиняется воле человека.
Обратите внимание на плакат. На нём изображено древо познания. Старик – это педагог, демонстрирующий способы возделывания. Мальчик, назовём его Ваня, ученик, осваивающий опыт. Почва – социум, опыт человечества. Корни древа – культура. Ствол – традиции. Ветви – составные культуры: цивилизация, гражданственность. Листья – учебные предметы. Плоды – новые открытия, результат исследований. Облако, проливающее дождь – образование, дающее влагу и обеспечивающее тем самым рост дерева. Солнце – это семья, дающая тепло и любовь и так же обеспечивающее рост дерева. Если все составляющие этой картины развиваются гармонично, то обязательно появится…. А что появится, вы узнаете, выполнив задания.
По круговой системе учащиеся выполняют задания группами по три человека.
- Ребята, на каждой станции после выполнения задания вы будете брать карточку, таким образом, после выполнения всех заданий у вас будет семь карточек.
Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.
- Выполните упражнения дыхательной гимнастики.
- Произносим звук а-а-а и бьём себя ребром ладони по прессу.
- Произносим звук о-о-о и стучим ладошками по груди, как в барабаны
- Произносим звук и-и-и звук хорошего настроения.
- Набираем воздуха в лёгкие и на выдохе приседаем и произносим звук с-с.
- Произносим звук ж-ж-ж, приседаем и обнимаем себя руками за колени.
- Произносим звук у-у-у и бьём кулачками сзади внизу по спине.
- Откашливаемся в кулачок.
После выполнения задания учащиеся получают карточку фиолетового цвета со словом «гигиена».
- Выполните упражнения для профилактики плоскостопия. Разложить ленточку на полу и собрать её пальцами ног. После выполнения задания учащиеся получают карточку синего цвета со словом «сон».
- Выполните гимнастику для глаз, используя попрыгунчики. Попрыгунчик на верёвочке поднимать вверх, опускать вниз, вести вправо, влево и при этом следить за ним глазами. Потом посмотреть в окно вдаль, на фигурку в попрыгунчике. После выполнения задания учащиеся получают карточку голубого цвета со словом «движения».
- Выполните упражнения с малыми набивными мячами на развитие координации движений. Поочерёдно правой, левой рукой подбросить, поймать. Двумя руками подбросить, поймать с хлопком впереди, сзади. После выполнения задания учащиеся получают карточку зелёного цвета со словом «закаливание».
- Релаксационные упражнения. Лежите спокойно на мате примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно. Внимательно следите за своим дыханием, дышите через нос, мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. После выполнения задания учащиеся получают карточку жёлтого цвета со словом «питание».
- Выполните упражнения для профилактики нарушений осанки. Ходьба с набивным мешочком на голове по верёвочке, лежащей на полу. Каждый по три раза. После выполнения задания учащиеся получают карточку оранжевого цвета со словом «долой вредные привычки».
- Выполните взаимомассаж.
- Похлопывание ладошками по спине.
- Постукивание ребром ладони по спине.
- Пощипывание спины.
- Поглаживание руками по спине.
После выполнения задания учащиеся получают карточку красного цвета со словом «добрые дела».
Игра
«Тренируем эмоции». Выполняйте мои задания: нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, будто увидел чудо; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака; устать, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху; отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, уставший воин после победы.
- А теперь, внимание! Каждая группа перед собой на полу разложите карточки столбиком, в том порядке, в каком они пронумерованы. … А сейчас закройте, пожалуйста, глаза.
(Звучит тихая музыка)
Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут белые облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился проказник ветер и стал играть листьями деревьев. Неожиданно серые тучки закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и …
Откройте глаза! Что вы видите?!
Ребята: Появилась радуга!
Верно, но если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит состояние его здоровья.
Перед вами радуга, представляющая слагаемые здоровья: «Гигиена», «Сон», «Движения», «Закаливание», «Питание», «Долой вредные привычки!», «Добрые дела».
Итак, если все составляющие нашей картины развиваются гармонично, то обязательно появится радуга. И не простая, а волшебная, которая называется – здоровье.
Сказкотерапия
Однажды Ваня почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Он принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного, увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Ваня залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:
- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!
Роза ответила ему легким движением лепестков. Ваня продолжил:
- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи, Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?
Роза сразу ответила:
- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются, ни с кем не дружат. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть он не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому сам он здоровый, и я красивая. Если бы все люди были такими садовниками друг для друга, то они стали бы такими красивыми, как мы, Розы, и такими здоровыми, как мой Садовник.
Ваня послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы все ребята дружили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Ваня уже хорошо понял, что Радость - это особая Мудрость, и болезни ее боятся.
- Спасибо, Роза, за твою красоту и слова. Надо все это рассказать ребятам, - сказал Ваня и пошел вперед.
- Итак, мы с Вами узнали, что же будет, если всё, что изображено на нашей картине развивается гармонично, то появится радуга. Давайте сейчас все вместе дружно построим Радугу Здоровья.
Учащиеся составляют единую радугу.
- Я вижу, какие вы дружные, так давайте исполним «Танец дружбы».
4. Танец дружбы. Группа Барбарики «Дружба это не работа».
5. Исполнение песни «Лучший урок физкультура».
- Будьте здоровы, занимайтесь физической культурой!