Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций XXI века. Возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности. Поэтому важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.
Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетентностей, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения.
Формирование компетентностей и новых способов деятельности возможны только в результате самостоятельной деятельности учащихся. Основными критериями деятельности являются: личностно значимые приобретаемые знания и умения, использование личного опыта и знаний учащихся, возможность выбора (задания, способа, последовательности и т.д.).
Заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У нас есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта. Подтверждение можно найти в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели математического образования учащихся:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике совмещает два экзамена: выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения, которые проводятся с разными целями и соответственно имеют значительные различия в содержании проверяемого учебного материала. В связи с этим ЕГЭ по математике признан обеспечивать как итоговую аттестацию выпускников средней школы, ради которой проводится выпускной экзамен, так и отбор учащихся, наиболее подготовленных к обучению в вузах, ради чего проводится вступительный экзамен.
Для того, чтобы экзамен не стал для выпускников испытанием на прочность нервной системы, нужна тренировка на соответствующем уровне. И в этом помогают уроки на повторение.
Прежде чем перейти к изложению методов решения показательных уравнений для учащихся, делается несколько замечаний:
- Решение показательных уравнений целесообразно начинать с нахождения ОДЗ уравнений.
- Необходимо проанализировать вид уравнения и составить план его решения. Следует учитывать, что одно и то же уравнение может решаться различными методами. При выборе метода решения предпочтение, как правило, оказывается тому, который не предполагает применения неравносильных преобразований исходного уравнения.
- Даже в том случае, когда при решении уравнения используются только равносильные преобразования, после нахождения корней следует делать проверку, т.е. подставить найденные значения корней в исходное уравнение.
Основными методами решения показательных уравнений являются методы:
- группировки;
- разложение на множители;
- замены переменной.
Решение большинства показательных уравнений после нескольких преобразований сводится к решению одного или нескольких простейших показательных уравнений вида af(x) = b, которое, если b является степенью числа a, т.е. b = ac, равносильно уравнению f (x) = c, а в противном случае - уравнению f (x) = logab.
К простейшим показательным уравнениям можно отнести и уравнение вида af(x) = ag(x) , которое равносильно уравнению . Важно, что переход от уравнения af(x) = ag(x) к равносильному ему уравнению может быть объяснен исходя из свойств показательной функции с основанием а или логарифмированием обеих частей уравнения (по свойствам логарифмической функции).
Тема: «Решение показательных уравнений».
Цели урока:
- Образовательные: актуализация опорных знаний при решении показательных уравнений, развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод при решении уравнений, формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений при подготовке к ЕГЭ.
- Развивающие: активизация познавательной деятельности посредством развития умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли, развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
- Воспитательные: продолжить воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать устремленность к самообразованию и самосовершенствованию, осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.
Ход урока
I. Организация урока. Сообщение темы и цели урока. Готовность к уроку.
II. Подготовительный этап.
Устные упражнения:
1. Дайте определение показательных уравнений.
(Определение: показательным уравнением называется уравнение вида ax=b, где a1 или 0a1).
2. Сколько решений может иметь показательное уравнение?
(Если b0, то уравнение имеет одно решение, и притом единственное.
Если b0, то уравнение не имеет решений: ведь показательная функция может принимать только положительные значения).
3. Решить уравнения и указать метод решения.
5x=1 [0]
3x=27 [3]
()x ()x =1 [R]
(Метод уравнивания оснований).
4. Укажите метод решения уравнений.
a) 72x+7x+1=0 (метод введения новой переменной).
б) 2x=x+2 (графический метод).
III. Работа в группах.
(Каждая группа получает задания. В процессе решения учащиеся обсуждают решения, принимают коллегиально кандидатуру члена группы, который будет защищать решение на доске).
1 группа
Решите уравнение:
(Решение.
Введём новую переменную: ,.
; .
т.к. , то не подходит
;
2 группа
Решите уравнение:
(Решение.
3 группа
Найти все значения параметра , при которых уравнение имеет два корня.
(Решение.
Введём новую переменную: .
Т.о.:
4 группа
Решите уравнение:
(Решение.
Введём новую переменную:
Т.к. ,то не подходит
5 группа
Решите уравнение:
(Решение.
Преобразуем правую часть:
IV. Защита решений на доске (по одному представителю от группы).
Все записи учащиеся производят в тетрадях.
V. Комментарии учителя.
Отмечается работа всей группы.
VI. Домашнее задание.
повторить основной теоретический материал по теме: «Показательные уравнения» и выполнить тест:
-
Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
а) (-2;-1);
б) (-1;0);
в) (0;1);
г) [-1;2]. -
Решите уравнение:
а) -3;
б) 4;
в) нет решения;
г) -7. -
Укажите промежуток, содержащий корень уравнения:
а) (-4;-2);
б) (-2;0);
в) (0;2);
г) (2;4). -
Решите уравнение:
а) 4,5;
б) 4,6;
в) 4,2;
г) 9. -
Решите уравнение:
а) 0;
б) 1;
в) 7;
г) нет решений. -
Решите уравнение:
а) 1;
б) 2;
в) нет решений;
г) -2.