Актуальность
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим .
Существует множество методик развития ловкости, но эффективность развития этого качества неодинаково на различных возрастных этапах и в связи с этим каждый тренер ищет наиболее эффективные средства и методы. Поэтому развитие ловкости приобретает важное значение, и является одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса.
Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способности, которая характеризуется, как ловкость, является принципиально важной в волейболе, а именно без развития ловкости, на наш взгляд, невозможно достичь каких-либо результатов в спорте.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по волейболу с детьми среднего школьного возраста.
Предметом исследования является изучение методики развития ловкости у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом, используя специальные средства и методы.
Цель работы – определение степени влияния предложенной методики развития ловкости, у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом.
Задачи:
- Определить уровень развития ловкости у волейболистов среднего школьного возраста.
- Разработать методику по развитию ловкости у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом и экспериментально проверить её эффективность в тренировочном процессе.
- Сделать выводы.
Методы исследования:
- Педагогические наблюдения.
- Педагогический эксперимент.
- Тестирование двигательных качеств.
- Методы математической статистики.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволило расширить, уточнить и обосновать знания об особенностях развития ловкости у детей среднего школьного возраста; в подборе специальных упражнений рекомендуемых к применению.
Практическая значимость состоит в возможности эффективно применять предложенную методику на уроках физической культуры, а также использовать их тренерами-преподавателями на секционных занятиях по волейболу.
Педагогический эксперимент проходил на базе г.Норильска, района Кайеркан. В нём участвовали 8 классы гимназии № 11 в экспериментальной группе и контрольной. Возраст детей участвующих в эксперименте — 13–14 лет.
Экспериментальная группа (8 «Б» класс) занималась по методике развития ловкости, контрольная (8 «А» класс) — по общепринятой методике физического воспитания.
Эксперимент проходил в течение 8 месяцев (с сентября 2010 года по апрель 2011 года).
В начале, мы провели тестирование на развитие двигательных качеств, чтобы получить результаты имеющегося на тот момент уровня физической подготовленности.
В основу методики развития ловкости положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества. Основным методом контроля эффективности уроков физкультуры в экспериментальной группе являлось изучение развития координационных способностей.
В каждом учебном занятии планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий (кроме выносливости) объединены по направленности воздействия в четыре группы:
1. Упражнения для отработки передачи (скорость движения, ловкость,
развитие силы рук и пальцев).
2. Упражнения для отработки атакующего удара и
постановки блока (прыгучесть, ловкость, сила удара).
3. Упражнения для отработки и совершенствования
блокирования (развития прыжковой ловкости).
4. Специально – развивающие упражнения (развитие координации).
В каждое из трех занятий в неделю поочередно включались группы упражнений, направленные на развитие ловкости.
Детям экспериментальной группы предлагались упражнения повышенной координационной сложности и с элементами новизны (упражнения с предметами, игры с часто меняющейся обстановкой), упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространственного времени, степени мышечных усилий), упражнения в равновесии и устойчивости статических поз.
Исходя из анализов литературных источников (В.И.Лях, 1989, 1998; А.В.Лагутин, 1996), использовались три теста, при помощи которых определялись виды КС (ловкости).
Сначала мы определяли исходный уровень развития координационных способностей у учащихся 8 классов, а затем в динамике степень изменения данных показателей. Полученные данные подвергались статистической обработке.
При изучении уровня развития координационных способностей в период исследования с помощью двигательного теста «Челночный бег 3х10 м» были получены следующие результаты.
При сравнении полученных результатов тестирования в конце эксперимента с показателями, полученными в начале, мы увидели большие положительные сдвиги в динамике развития координационных способностей у детей. Так, если на начало эксперимента 20% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного качества, что выше на 13,3% показателей детей экспериментальной группы; то к концу эксперимента данные показатели в контрольной группе возросли до 26,7%, что выше на 0,1% показателей экспериментальной группы. Прирост показателей в контрольной группе составляет 6,7%; в экспериментальной группе соответственно – 6,6.
При анализе полученных результатов выполнения двигательного теста «Равновесие на одной ноге», мы получили следующие результаты.
У большинства учащихся 8-х классов оценочные показатели на начало исследования были на среднем уровне развития. В конце эксперимента показатели развития координационных способностей у детей возросли до высокого уровня. Прирост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе составляет 20%.
При изучении способности к согласованию движений с помощью двигательного теста «Упор присев-упор лежа», были получены следующие результаты.
Из полученных результатов мы видим, что у большинства волейболистов контрольной группы показатели развития способности к согласованию движений находятся на среднем уровне, что составляет соответственно 40%, а в экспериментальной группе 33,3% учащихся показали низкий, столько же средний и высокий уровни развития.
В конце учебного года было проведено повторное диагностирование. Анализируя полученные результаты, мы отметили, что в контрольной группе основной уровень по-прежнему остался средний, что составляет соответственно 46,7%, а в экспериментальной группе большинство учащихся показали высокий уровень развития данного физического качества, что составляет 46,7%. Прирост показателей в контрольной группе составляет 6,6%, что ниже на 6,8%, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, на основе полученных результатов исследования координационных способностей у учащихся 8-х классов, можно сделать следующий вывод. Если до введения в учебно-тренировочный процесс по волейболу экспериментальной программы по развитию координационных способностей, у учащихся экспериментальной группы показатели низкого уровня составляли 31,1%, среднего – 44,4%, а высокого 24,4%, то после использования специальных средств и методов, мы добились значительного прироста показателей развития координационных способностей у учащихся экспериментальной группы (прирост составляет 13,4%); в то время как у учащихся контрольной группы, занимающихся по традиционной схеме, прирост показателей был гораздо меньше (прирост составляет 10,9%).
Таким образом, по результатам контрольного диагностирования учащиеся экспериментальной группы значительно превосходят по показателям статического и динамического равновесия, способности к комплексной реакции учащихся контрольной группы.
Опираясь на результаты, можно утверждать, действительно, предложенная нами методика способствует активному развитию ловкости у детей среднего школьного возраста.
Список литературы
- Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. – Красноярск: КГПИ, 1991, – 240 с.
- Воробьев Н.П. Спортивные игры. – М., «Просвещение», 1973.
- Волейбол. Справочник. – М.: «Физкультура и спорт», 1984.
- Гогунов Е.И., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000.
- Голомазов В.А. Волейбол в школе. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1976.
- Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1986.
- Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М., 2002.
- Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет. – М. 1961.
- Железняк Ю.Д. Техника, тактика, методика обучения: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. Дисс. канд. – М. 1962.
- Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. 1965.
- Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М.: «Физкультура и спорт», 1988.
- Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства/ Под ред. Ю.В. Питерцева. – М.: Издательство «Фаир-Пресс», 1998.
- Лях В.И. Координационные способности школьников.- Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.: ил.
- Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. – 24 с.