Интегрированный урок (окружающий мир + изобразительное искусство) по теме "Пресные водоемы. Значение воды"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать понятия озеро, пруд, болото. Дать представление об их разнообразии.
  2. Развивать экологическое мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к пресным водоёмам, желание сохранять их чистоту и красоту.
  4. Вызвать положительные эмоции от собственной индивидуальной работы.
  5. Освоить работу в технике аппликации и научить владению инструментами.

Оборудование урока:

  1. Учебник по окружающему миру для 2-го класса. Автор: О.Т. Поглазова
  2. Макет реки для доски.
  3. Мультимедийный проектор для демонстрации фильма.
  4. Капельки воды из бумаги с буквами, собирающимися в надпись “Берегите воду!”.
  5. Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
  6. Зрительный ряд: фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей.
  7. Литературный ряд: загадки по теме.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для всех звонок

Начинается урок.

– Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

2. Введение в тему урока. Подготовительная работа.

– Для того, чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку: На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней
В руках её не удержать
И на коне не обогнать. (Река)

– Правильно. На прошлом уроке мы с вами говорили о реках.

– А что такое река? (Это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле).

– Как называется начало реки? (исток)

– Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку? (устье)

– А как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (притоки)

– Молодцы! Кто может найти на схеме те части реки, о которых мы с вами сейчас вспомнили?

(Один из детей прикрепляет к схеме реки на доске подписи её частей)

Чтение стихотворения о реке. (Из учебника, стр. 11)

– О чём это стихотворение? (о пользе реки)

– Чем же важны реки для человека? (Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха)

– А каков вкус речной воды? (пресный)

3. Сообщение темы урока.

– Как вы думаете, а только ли реки бывают пресными?

– Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоёмах, в которых есть такая вода и занесём их в таблицу, которая лежит у каждого из вас на парте. Посмотрите её. Какой водоём там уже вписан?

4. Знакомство с новым материалом.

ОЗЁРА

Название первого из них вы узнаете, если составите слово из первых букв этих предметов.

На доске: облако, заяц, ель, рыба, окна.

– Что это? (озеро)

– Правильно. А о том, что же это такой за водоём, мы с вами узнаем, прочитав сообщение из учебника на стр. 14.

(Чтение детьми текста учебника)

– Да, много на Земле озёр. Одни озёра большие, другие маленькие. Есть озёра глубиной более км, есть и по колено.

Очень красивы озёра Ладожское и Онежское. В народе их с любовью называют Ладога и Онега. Во многие озёра впадают реки, поэтому вода в них, как и в реках пресная. Есть озёра с солёной водой, такие как Аральское и Каспийское. Они такие большие, что их называют морями. Интересно озеро Балхаш. В нём в западной части вода пресная, т.к. в него впадает река, а в восточной части озера вода солёная, туда река не впадает.

– Давайте послушаем сейчас небольшой доклад про самое большое озеро на нашей планете Каспийское. О нём нам расскажет …..

(Доклад учащегося о Каспие)

– Спасибо. Ребята, а может кто-нибудь слышал, какое озеро самое глубокое на Земле? (Байкал)

– Глубочайшее озеро Земли с кристально чистой холодной водой окружено горными хребтами. Колодцем планеты называют наш Байкал. В нём находится самый крупный запас пресной воды на Земле. Этот природный памятник объявлен заповедным местом. Байкалу присвоен статус “Участок Всемирного наследия” нашей планеты.

– Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм о Байкале.

(Демонстрация фильма о Байкале)

– Туристы со всего мира приезжают посмотреть уникальный растительный и животный мир Байкала. Испить его прекрасной воды, окунуться в его холодные волны, побродить по его живописным берегам и горам.

– Ребята, я уже упоминала о том, что в озеро могут впадать реки. Но вот, что интересно. Оказывается, в озеро может впадать сколько угодно рек, а вытекать только одна. Например, в Байкал впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. Есть даже древняя легенда о седом батюшке Байкале и о его красавице дочери Ангаре. Хотите послушать?

У батюшки Байкала было очень много дочерей. Всех он любил и берёг их воды – не позволял им замутиться, берёг их прохладу и чистоту. Но полюбила его дочь красавица Ангара могучего юношу Енисея и попросила батюшку отпустить её к нему. Не хотел расставаться седой Байкал со своей любимицей. И вот, дождавшись ночи, устремилась Ангара к своему любимому Енисею. Услышав бегущую воду, бросил старик огромный камень, чтобы загородить дорогу беглянке. Но не смог остановить он буйную силу воды. Умчалась Ангара. А в истоке её остался камень, который местные жители зовут Шаман-камень.

Физкульминутка для глаз

ПРУДЫ

– Ну, а мы идём дальше. Чтобы узнать следующий водоём, послушаем и посмотрим отрывок из одной песни.

(На экране отрывок романса черепахи Тортиллы из к/ф “Приключния Буратино”)

– Из какой сказки эта песня?

– В каком водоёме живёт черепаха Тортилла? (в пруду)

– Давайте снова обратимся к учебнику на стр. 18 и прочитаем сообщение о прудах.

(Чтение детьми отрывка из учебника)

– К каким водоёмам относятся пруды? (к искусственным)

– А что значит искусственный водоём? (созданный искусственно человеком)

– Для чего люди выкапывают пруды? (для разведения рыбы и в целях пож. без-ти)

– А вы знаете, чем пруд отличается от озера? Пруд – это искусственный водоём, сделанный руками человека, для своих целей. Он не соединяется с другими водоёмами. А озеро это – естественный водоём, созданный природой, в него могут впадать и вытекать реки.

– А теперь откройте стр. 9 вашей рабочей тетради. Мы сейчас посмотрим задание № 12. Догадайтесь, на какой схеме водоём, а на какой пруд? Дополните и раскрасьте схемы пруда и озера.

– Впишите этот водоём в свою схему, а мы продолжаем наше путешествие.

БОЛОТА

– Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один необычный гость, вернее гостья. Она пришла издалека и хочет рассказать вам о том месте, где она живёт, а заодно и познакомить с ещё одним хранилищем пресной воды.

Кто стоит у нас за дверью?
Кто пришёл к нам на урок?
Заходите, не стесняйтесь!
Знанья нам сегодня впрок!

(В класс заходит Кикимора Болотная)

Кикимора:

– Здравствуйте ребята, а вы знаете кто я? Я Кикимора! Страшно вам? Да ладно, не бойтесь! Я вам сейчас загадаю одну загадку, вы её отгадаете, и тогда мы с вами совсем подружимся! Договорились? Ну, слушайте.

Все обходят это место:
Там земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, пни.
Нет опоры для ноги. (Болото)

– Правильно! Молодцы! Какие умные ребятки, я люблю таких!

Так вот, у славян я была злым духом болот и звали меня не просто Кикимора, а Кикимора Болотная. Но с тех пор много воды утекло. Из злой я превратилась в добрую. Вот теперь хожу в школы, рассказываю про болота. Ну, вы готовы слушать мой рассказ?

Рассказ Кикиморы про болото:

Всё началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Так что будьте осторожнее в лесу. Не заходите в болотистую местность.

На болоте растут влаголюбивые растения: мох, пушица, рогоз, камыш, клюква. Там много и других травянистых растений, но они грубые невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси – с их длинными ногами болото не очень страшно. Живёт на болоте интересная птица – выпь. Окраска у неё не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и … становится невидимой. Охотится она ночью. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

– Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят болота? Многие реки берут начало из болот. Когда воды много, болота её впитывают, а вовремя засухи – отдают её рекам. Без болот реки мелеют и пропадают.

– А посмотрите на эту фотографию. Что на ней происходит? Добыча очень нужного полезного ископаемого, которое образуется в болоте. Это торф. Вот такое это место – болото!

– Ну ладно, ребята. Что-то вы засиделись. Я привела с собой своих помощниц – лягушек. Они, хитрюги эдакие, первее меня к вам в класс прибежали. Сказали, хотим на уроке посидеть, много интересного узнать. Вот они и помогут вам немного отдохнуть и поразмять свои косточки.

А ну-ка, лягушки – подружки, выходите. А вы, ребята, повторяйте за ними!

Физкультминутка

Кикимора:

На болоте две подружки –
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.

Лягушки:

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот как быстро освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Кикимора: – Молодцы! Отдохнули? А я что-то у вас загостилась. Меня ждут и в других школах. Спасибо вам за внимание. А подружек своих я, так и быть, оставлю пока здесь. Пускай уму-разуму набираются! До свидания.

ЛЕДНИКИ

Учитель: – С каким водоёмом познакомила вас Кикимора? Занесите и его в вашу схему.

– А теперь посмотрите на эти фотографии. Что на них изображено? (ледники)

Правильно. Есть на Земле места, где так холодно, что они покрыты вечными льдами и снегами. Самые большие такие территории находятся около полюсов Земли. Часть ледников находится на вершинах высоких гор. Запасы пресной воды находятся в основном в виде снега и льда. Эти места непригодны для жизни человека и малодоступны для добычи пресной воды.

– Вот мы и перечислили все места, где можно встретить пресную воду. Не забудьте вписать ледники в вашу схему. Давайте посмотрим, какие водоёмы вы в неё занесли.

(Дети перечисляют внесённые в схему водоёмы).

5. Охрана воды.

– Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего один литр пресной.

– Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды? Давайте прочитаем стихотворение про мальчика, который считал, что без воды прожить легко.

(чтение детьми стихотворения их учебника на стр. 20-21)

– Ну вот мы с вами ещё раз убедились в том, что без воды обойтись нельзя. А значит какова наша задача? Должны ли мы беречь воду?

– Конечно.

– А теперь я передаю слово вашему учителю по труду Т.К., которая поможет создать вам свой собственный пресный водоём.

6. Практическая работа.

Т.К. -Рассмотрим иллюстрации, фотографии рыб и обитателей подводного мира. Они удивительные мастера маскировки. Ищи хоть час, хоть день напролёт – всё равно не найдёшь. А они тут же, рядом.

(Учитель обращает внимание на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб)

Загадки:

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбка)

В озёрах блещет чистой
Спинкой серебристой. (Карп)

Скачет зверюшка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)

Задание:

Самостоятельная работа учащихся по группам (играет музыка)

– Учащиеся первой группы выполняют рыбок в технике плоской аппликации и прорисовывают мелкие детали фломастерами. Украшают свободно по памяти и представлению (чистые озёра) на голубом фоне.

– Учащиеся второй группы выполняют рыбок в технике объёмной аппликации и украшают их, используя цветную бумагу (чистые пруды) на серебристом фоне.

– Учащиеся третьей группы выполняют ягоды клюквы и камыши в технике бумажного комочка (болота) на фиолетовом фоне.

7. Итог урока.

Т.К. – Предлагаю посмотреть какие интересные и разнообразные работы выполнили учащиеся 1, 2 и 3 групп и подвести итог урока.

И.А. – Итак, с какими пресными водоёмами мы с вами сегодня познакомились?

Подводя итог нашему занятию, мне бы хотелось, чтобы вы не забыли важного совета, который вы прочитаете, если соберёте по порядку все буквы, которые изображены на этих капельках воды.

“Б Е Р Е Г И Т Е В О Д У !”

– Спасибо! Урок закончен.