Цель: закрепить знания детей о луговых, лесных, полевых цветах; научить называть и различать их, воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: для занятия для каждого ребёнка воспитатель подбирает иллюстрации по каждому виду цветка, выбранному ребёнком; загадки, стихи, познавательный материал о цветах, шляпы в виде цветов для детей и несколько для родителей воспитанников.
Предварительная работа: дети участвуют в занятиях цикла «Цветы нашей родины», детей знакомят с цветами, занесёнными в Красную книгу, ребёнком вместе с родителями изготавливаются шляпки в виде цветов, подготовлен ребенок в роли лучика-солнышко, подготовлены родители к совместному проведению занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, когда утром вы шли в детский сад, вы видели, что сегодня прекрасный солнечный день, вам улыбалось солнышко, было радостно, и вы всем желали доброго утра. В какое время года так много яркого, теплого солнца?
Дети: Летом!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (входит ребенок в шапочке лучика-солнышка и загадывает загадку.
Я весь мир обогреваю,
Я усталости не знаю.
Улыбаюсь я в оконце,
И зовут меня все – … (солнце)
Ребенок-лучик: Правильно ребята, я привет от лета – теплый солнечный лучик. Лето – это как сказочная страна, в которой очень много разных цветов; а вы любите цветы?
Дети: Да, очень!
Ребенок-лучик: Тогда я вас приглашаю всех в страну цветов, а для этого мы должны попасть в одно из четырёх времён года – какое?
Дети: Лето.
Воспитатель: Летом мы наблюдаем буйство красок, и эти краски мы находим в цветах. Без цветов жизнь была бы какая?
Дети: Неяркая, некрасочная, невесёлая, скучная.
Воспитатель: Значит, цветы приносят
нам красоту, запахи, хорошее настроение.
Как мы попадём в лето?
Ребенок-лучик: Ребята я вам помогу, вы закройте все глаза, я дотронусь до каждого и вы превратитесь в цветы.(дети закрывают глаза, родители помогают надеть шапочки-цветы).Давайте построим дорожку из слов о цветах (Игровое упражнение «Дорожка слов»).
Воспитатель: Я назову всем вам
знакомое слово – «цветок». (Вывешивается
изображение букета) Что такое цветок? Я начну,а
вы продолжите.
Цветок – это буйство красок...
Дети: Цветок – это красота, любовь, радость, запахи, настроение.
Воспитатель: Вот по этому мостику из слов мы и перейдём в мир цветов. (Переход из группы в спортивный зал) Вот мы и добрались до времени года «лето», в «страну цветов».Сейчас будем любоваться цветами нашей родины. Цветы произрастают повсюду, назовите, в каких местах они могут расти?
Дети: В поле, в саду, в лесу.
Воспитатель: Но наши цветы собрались в одном месте – они забыли, где растут. Мы с вами поможем им разобраться, но для этого каждый цветок должен рассказать о себе.
Воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрацию. Ребенок узнав свой цветок, выходит на подиум и заявляет о себе при помощи стихотворения, а дети стараются узнать из стихотворения, где же он растёт.
Например:
Ребенок-одуванчик выбегает и читает свое стихотворение.
Нежный желтый ОДУВАНЧИК,
Ты красив и мил, как мальчик!
Но обидишь, вдруг, сорвешь –
Руки враз не ототрешь.
Воспитатель предлагает детям найти среди гостей-родителей такой же цветок. Дети находят, и родитель ребенка(в такой же шляпке одуванчика)выходит к своему сыну или дочке.
– Ребята, знаете ли вы, что мои молодые листочки употребляют в пищу для салатов, а из цветов варят мед. (Ребенок с мамой под музыку проходят по подиуму, и все любуются шляпками одуванчиков).
Воспитатель вывешивает иллюстрацию с фиалками. На подиум выходят мама с дочкой в красивых шляпках.
Ребенок:
Фиалка – сказочный цветок
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.
Мама: Фиалка цветет в тени всю весну и лето. Если хорошо цветут фиалки – будет долго хорошая погода.
На подиум выходит ребенок-незабудка:
Как в садике тесном малютки
Томятся веселой гурьбой, –
Так между камней незабудки
Стеснились семьей голубой.
Воспитатель предлагает детям отыскать среди гостей незабудку. (У мамы шапочка другого цвета – розовая). Дети в затруднении. Они находят похожую. На помощь приходит сама мама.
Мама-незабудка: Ребята, у незабудки есть второе название – «Мышиное ушко». Это очень скромные цветы, цвета нежного неба – голубые, но встречаются и темно-голубые, и синие, реже белые и розовые. Незабудки такие несмелые! Напугал их видно кто-то, что они всем шепчут тихо «Друг мой, не забудь, не забудь».
Далее идёт показ и рассказ каждого ребёнка о своём цветке. После того как все цветы представлены, надо их рассортировать по месту их обитания.
Игра: «Найди своё место»
Три кольца-обруча – лес, поле, сад. По команде под музыку дети-цветы находят своё место, только один цветок порхает от одной группы к другой и не может определиться. Это одуванчик.
Воспитатель: Дети, скажите, почему одуванчик не может найти своё место?
Дети догадываются, что одуванчик произрастает везде: и в поле, и в саду, и в лесу.
Воспитатель: Каким образом одуванчику удаётся расти повсюду?
Дети: При помощи семечек, которые разносит ветер.
Воспитатель предлагает детям снять шляпки и собрать три букета. Дети выполняют задание. Перечисляют цветы в каждом букете (идет закрепление материала).
Чтобы проверить усвоенный материал, воспитатель предлагает родителям, которые не участвовали в показе шляп-цветов, загадать загадки, а детям угадать, о каком цветке идёт речь, и к какому виду он относится.
Был цветок, как медок, молодым
А когда постарел, стал как дым.
(Одуванчик)
Крохотная девочка
Вышла на лужок
Желтая головушка
Беленький венок!(Ромашка)
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.(Ирис)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.(Ландыши)
Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек).Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.(Колокольчик)
Лик пахучий,
А хвост колючий.
(Роза)
Воспитатель благодарит детей за то, что они напомнили цветам, где те растут. Предлагает всем еще раз пройти по зеленой дорожке и награждает детей за их работу небольшими сувенирами, которые помогут им на занятиях создавать такую красоту, как цветы.
Воспитатель: Пора, ребята, возвращаться из лета и мира цветов в детский сад. Пройдем ещё раз по дорожке слов, но теперь мостиком будут являться названия всех цветов, с которыми мы увиделись сегодня на занятии. (Возвращение в группу. Воспитатель подводит итог занятия). Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно побывать в мире цветов? Что вам было интересно узнать нового? (Рассказы родителей). Хотели бы вы рассказать о своём путешествии детям других групп? Что вам будет напоминать о встрече с цветами? (Фотовыставка).
– Какой вывод можно сделать, узнав так много о цветах?
Цветы – это вечные и прекрасные спутники жизни.
Помните – лучший цветок – это несорванный
цветок.
В заключение воспитатель читает стихотворение «В мире цветов»:
В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.В мире цветов я желал бы остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.
Начинается фотосессия детей в цветочных шляпках, на основе которой затем изготавливаются стенгазета и фотовыставка.
Стихи для родителей и детей подбираются воспитателем.