Цель урока: создать условия для:
– проведения исследования над предметами с помощью разных органов чувств;
– формирование культуры здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу
и здоровью.
Оборудование урока:
- наглядно– методическое пособие – ромашка (естественные науки),
- продукты (яблоко, лимон, сахар, соль),
- коробочки с разными запахами (чеснока, лука, апельсина),
- индивидуальные карточки с заданиями.
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята, давайте закроем глаза и представим себя на листе древних людей, то есть, попробуем очутиться в эпохе первобытного общества.
- Опишите свою одежду, жилище.
- Что вас больше всего интересует?
- Как первобытные люди удовлетворяли свое любопытство?
- Какие знания они имели?
Дети фантазируют, спорят, размышляют.
Учитель обобщает все сказанное:
– Древними людьми двигала великая сила – любознательность. И не обладай они ею, многое, что нас окружает, не было бы создано. Людям свойственно стремление узнавать, испытывать, открывать, изобретать новое. Так появляется наука – достоверные и упорядоченные знания.
II. Актуализация знаний учащихся.
На доске вывешено наглядно-методическое пособие – ромашка (естественные науки) (смотри Приложение 2).
– Современный окружающий нас мир изучают множество наук. Давайте попробуем классифицировать науки. Мы с вами изучаем окружающий мир, природу. А что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает. Природа бывает живая и неживая.)
Живая природа – животные и человек. Неживая – вода, воздух, почва, полезные ископаемые.
Схема на доске (живая, неживая природа) (смотри Приложение 1).
– Посмотрите внимательно на доску. Соотнесите известные вам науки с тем, что они изучают. (Смотри Приложение 3.)
Ботаника Зоология Анатомия и физиология География п Геология |
животные растения человек поверхность земного шара полезные ископаемые |
II. Знакомство с новой темой. Беседа с учащимися.
– Изучение окружающего мира требует очень многого. Но, прежде всего, нужен
человек потому, что только он может изучать. Человека мы и будем сегодня
рассматривать.
– Представьте, что вы вошли в лес. (Звучит музыка с пением птиц, журчанием
ручейка.) – Расскажите, что вы узнали о жизни леса. Какие органы чувств вам
помогли в этом.
– Давайте попробуем исследовать наши органы чувств.
Проведем несколько экспериментов:
1. “Мешочек”. Целью эксперимента является показать роль осязания.
В мешочке лежат различные предметы, которые нужно определить на ощупь. Участвуют несколько детей. Им завязывают глаза. В мешочке могут лежать такие предметы: линейка, очки, ножницы, лист бумаги. Учащиеся по очереди вытаскивают из мешочка предметы, определяют их на ощупь. Дети говорят какой орган чувств помог им разгадать предмет.
2. “Узнай чей голосок”.
Определяется функция слуха. Дети становятся в круг, в центре водящий с закрытыми глазами. Он должен на слух определить человека, который его позвал. Выясняется роль органа слуха.
3. “Дегустация”.
Целью эксперимента является определение роли языка в распознавании вкуса пищи. Несколько учеников парами кормят друг друга. У одного из них глаза завязаны. Он и должен распознать продукт на вкус. (Ребятам предлагается яблоко, лимон, сахар, соль.) Учитель спрашивает детей об их вкусовых ощущениях, о том, что им помогло назвать конкретный продукт.
4. Игра “Нюхач”.
Выявляется функция обоняния. Детям предлагаются коробочки с чесноком, луком, долькой апельсина. Они должны с завязанными глазами определить предмет по запаху. Ученики рассказывают, какой орган их тела предназначен для различения запахов.
5. Игра “Не ошибись – покажи”.
В игровой ситуации учениками закрепляются изученные органы чувств. Учитель показывает табличку, на которой написаны органы чувств, а дети должны показать на соседе этот орган чувств.
(Осязание– рисунок руки, вкус – рисунок рта с языком, обоняние – нос, зрение – глаза, слух – уши.)
Подведение итогов игровых экспериментов.
– Какие органы чувств мы рассмотрели? Какую функцию они выполняют?
IV. Путешествие в страну здоровья.
– Мы выяснили, какие органы чувств помогают человеку исследовать окружающий мир. А что нужно делать, чтобы сохранить их здоровыми? Совершим небольшое путешествие по станциям здоровья нашего организма и выясним: нужно ли заботиться, ухаживать за своим телом; как это правильно делать?
Станция “Забота о глазах”.
Попробуйте определить, о каком органе чувств идет речь. Загадка.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
– Вы наверное уже догадались, что мы будем говорить о зрении. Как вы думаете,
нужно ли человеку беречь свое зрение? (Да нужно.)
– Чтобы не испортить зрение при письме и чтении нужно держать книгу на
расстоянии 30 сантиметров, а смотреть телевизор не ближе 2 метров. Но это еще не
все правила сохранения зрения. На уроках часто случается, что наши глаза устают.
Вспомните, какие меры мы предпринимаем для снятия напряжения с глаз? (Мы делаем
гимнастику для глаз.) Давайте отдохнем и вспомним как делается гимнастика глаз.
Дети выполняют несколько знакомых упражнений.
– С помощью игры мы выясним, знаете ли вы правила сохранения здоровья глаз.
Игра “Согласен, не согласен”.
– Чтобы сберечь глаза я делаю так (дети показывают табличку со знаком “+” или
“-” если согласны, либо не согласны):
– читаю лежа;
– не читаю в транспорте, в темноте, лежа;
– сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой;
– ставлю лампу слева при выполнении домашнего задания;
– смотрю телевизор сколько хочу;
– смотрю телевизор не более 40 минут, на расстоянии 2– 2,5метра от экрана;
– не бегаю с острыми предметами в руках;
– соблюдаю нужное расстояние при письме и чтении.
Станция “Уход за кожей. Личная гигиена”.
– Как мы заботимся об органах осязания, обоняния и слуха? Как бережем их?
Беседа с детьми о здоровье и сохранении этих органов чувств.
– Разгадайте загадки и узнаете, какие вещи, предметы нам помогают заботиться о
нашей коже, ушах, носе, полости рта;
Намочи меня водой
Да потри рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь.
(Мыло.)Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.
(Зубная щетка.)Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое.
Всегда под рукой –
Что это такое?
(Полотенце.)Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок.)
Игра “Согласен – не согласен”: (дети показывают карточку со знаком “+” – согласен и “-” – не согласен).
– Микробы очень маленькие и живые, они попадают в организм человека через
кожу рук, слизистые оболочки носа и рта. Чтобы защититься от микробов я делаю
так:
– раз в неделю основательно моюсь горячей водой с мылом;
– когда чихаю никогда не закрываю нос и рот платком;
– всегда мою руки с мылом перед едой;
– чищу уши булавкой или еще чем-нибудь острым;
– использую только ватные палочки для чистки ушных раковин;
– ем только мытые овощи и фрукты;
– чищу зубы дважды в день.
– Молодцы ребята! Справились с заданиями. Пора возвращаться назад. Наше путешествие подходит к концу. Дома вы попробуете составить памятку: “ Как сохранить органы чувств здоровыми”. А в классе мы обсудим ваши работы.
IV. Рефлексия урока:
– Что нового вы узнали?
– Какие исследования нам в этом помогли?
– Где вам могут пригодиться эти знания?