Для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений, обеспечение вариативности образовательных процессов; стимулирование творчества и инновационной деятельности педагогов.
Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Случается, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца ее цели и предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать.
Очень важно, чтобы эксперимент стал средством
развития и помог привлечь интеллектуальные и
материальные ресурсы для решения проблем
дошкольного образования.
Эффективность экспериментальной деятельности
во многом обуславливается соблюдением
последовательности основных этапов
эксперимента.
Этапы экспериментально-исследовательского цикла
Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы.
Существенной характеристикой прогностической функции является разработка программы эксперимента.
Примерная структура проекта программы экспериментальной деятельности
№ |
Пункт программы |
Содержание |
Вопрос для ответа |
1. | Тема эксперимента | Название эксперимента | Как называется эксперимент? |
2. | Автор-исполнитель или руководитель эксперимента | ФИО, должность, ученое звание, адрес, телефон | |
3 | Научный руководитель эксперимента или консультант | ФИО, должность, ученое звание, адрес, телефон или название органа управления, имеющего право давать разрешение на проведение эксперимента и разделяющего ответственность за его результаты. | |
4. | Актуальность темы | Затруднения, проблемы, противоречия практики из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме | Что не устраивает, в чем состоит
проблемная ситуация? Что хотелось бы изменить? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
5 | Объект исследования | Границы исследования и изменения практики | Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики? |
6 | Предмет исследования | Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте; часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании | О чем в объекте экспериментирования
будет получено новое знание? На что в объекте
экспериментирования будете воздействовать? Как рассматривается объект, а именно: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте? |
7. | Цель эксперимента | 1) Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в воспитанниках, появившихся благодаря экспериментальной разработке. | Что хотите изменить в воспитаннике? Какие качества личности хотите воспитать в дошкольнике за счет экспериментальных действий, какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ребенка предполагаете? |
2) Ожидаемый результат представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторских программ, концептуальных положений, принципов, технологий, разработанной совокупности условий и пр. | Что хотите разработать и апробировать? Что хотите создать в результате эксперимента? Какой результат хотите получить в эксперименте? |
||
8 | Задачи | Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижении цели. | Какие действия необходимо совершить
для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели? |
9 | Гипотеза | Научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель-нововведение, за счет которой ожидается получить более высокие результаты образовательного процесса. | Что будете проверять? В чем состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента? |
10 | Диагностический инструментарий | Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, диагностические задания, экспериментальные дидактические материалы | С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа заданий будет проверяться результативность эксперимента? |
11 | Критерии оценки ожидаемых результатов | Признаки, или параметры, на основание которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки. | Что будет оцениваться в ходе эксперимента, какие признаки в изменении состояния воспитанников? По каким параметрам будет отслеживаться результативность экспериментальных материалов? Как предполагается фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в воспитанниках? |
12 | Сроки эксперимента | Время начала и предполагаемого завершения эксперимента | Какова продолжительность эксперимента? |
13 | Этапы эксперимента | Части определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения | Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели? |
14 | Прогноз возможных негативных последствий | Замедление темпов прохождения тем, отклонение от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативное изменение в воспитанниках. | Какие возможные отрицательные последствия? |
15 | Способы коррекции, компенсации негативных последствий | Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия. | Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия? |
16 | Состав участников эксперимента | Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по данной теме. Определение контрольной группы. | Кто участвует в эксперименте? |
17 | Функциональные обязанности | Распределение функциональных обязанностей всех лиц участвующих в эксперименте | Кто за что отвечает в эксперименте? |
18 | База эксперимента | Группа воспитанников, отдельная возрастная группа, параллель, все дошкольное образовательное учреждение | На каком контингенте проводится эксперимент? |
19 | Тип эксперимента | Констатирующий, поисковый, формирующий | Какой тип эксперимента Вы осуществляете? |
20 | Форма предоставления результатов эксперимента для массовой практики | Статья, отчет, методические рекомендации, программа и др. | В какой форме будут описаны итоги эксперимента? |
21 | Научно-методическая обеспеченность эксперимента | Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, воспитанников | Какова обеспеченность эксперимента научно-методическими разработками |
Разработка проекта эксперимента позволяет избежать на практике многих ошибок и сократить время эксперимента. Так как педагогический эксперимент проводится с живыми людьми, он относиться к наиболее ответственным видам экспериментальной деятельности.
Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
I. Подготовительно-информационный:
– выработка функционального представления о
проблеме, идее и предмете эксперимента;
– обсуждение на заседании совета педагогов
вопроса о целесообразности создания
экспериментальной площадки на базе ДОУ и
определение ее тематики;
– создание совета эксперимента
(научно-методический совет) и его деятельность по
подготовке концепции и программы эксперимента;
– выявление уровня компетентности педагогов
по проблеме эксперимента;
– изучение педагогами-экспериментаторами
историко-психо-лого-педагогической литературы и
документов по теме исследования;
– организация специальной подготовки педагогов
к работе в экспериментальном режиме;
– подбор критериев и проведение первичного
мониторинга для констатирующей части
эксперимента, анализ полученных данных.
II. Подготовительно-документальный:
– разработка и корректировка локальных актов
по управлению экспериментом (Положение о совете
эксперимента, Положение о научно-методическом
совете, Положение о мастер-классе, Положение о
временном творческом коллективе и т.п.);
– корректировка (в случае необходимости)
должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ
участников опытно-экспериментальной
деятельности;
– подготовка проспекта эксперимента и
утверждение его на заседании высшего
коллегиального органа ДОУ (конференция, общее
собрание);
– разработка поэтапного плана ОЭР в
соответствии с проспектом;
– внесение корректив в программу развития и
годовой план ДОУ (или разработка новых);
– подготовка выступления педагогов на заседании
экспертного совета соответствующего уровня
(регион, город);
– утверждение проспекта
опытно-экспериментальной деятельности на
заседании экспертного совета соответствующего
уровня (регион, город);
– комплектование фонда справочных пособий и
информационных материалов по проблеме
эксперимента, включая электронные носители и
Интернет;
– создание методических служб эксперимента
(мониторинга, информационно-методическая,
медико-психолого-педагогическая,
социально-педагогическая);
– организация работы по созданию методического
комплекса эксперимента (перспективные планы,
авторские программы и методики, методические
рекомендации, дидактические пособия и т.п.).
III. Функционирование экспериментальной площадки:
– организация экспериментальной работы в
соответствии с планом каждого этапа;
– разработка и отбор критериев эффективности
опытно-экспериментальной деятельности для
проведения мониторинга;
– проведение мониторинга на каждом этапе
эксперимента, включающего в себя исследование
морального климата коллектива педагогов,
воспитанников, их родителей с целью оказания
помощи в коррекции и организации комфортности;
– выявление эмоционально-опосредованных
отношений детей: определение уровня
эмоциональной обстановки в группе детского сада (Волков
Б.С. Методы изучения психики ребенка. М., 1994);
– диагностика наличия страхов у детей (Рогов
Е.И. Настольная книга практического психолога
в образовании. М., 1995);
– наблюдение за проявлениями адекватного
поведения детей (Психолого-педагогический
журнал. Хабаровск, 2000. № 2);
– уровень самооценки дошкольников (Марцинковская
Т.Д. Диагностика психического развития детей.
М., 1977). Выявление детей с заниженной самооценкой,
для которых характерны: тревожность,
неуверенность в себе, иногда — агрессивность;
– методика определения модели взаимодействия
педагога с ребенком (Чупаха И.В., Пужаева Е.З.,
Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии
в образовательно-воспитательном процессе. М., 2001).
Выявление уровня удовлетворенности педагога от
работы с детьми;
– наблюдение за поведением детей в различных
ситуациях общения (Смирнова Е. О. Особенности
общения с дошкольниками. М., 2000). Определение
уровня общения ребенка;
– тестовый опрос педагогов и родителей,
выявляющий их представления друг о друге как о
партнерах по воспитанию детей (Арнаутова Е.П. Педагог
и семья. М., 2002). Выявление причин, которые могут
активизировать основанные на взаимном
сотрудничестве отношения между педагогами и
родителями;
– тест для педагогов на определение
конфликтности, построенный на положении о
ведущей роли одного из полушарий головного мозга
(Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002);
– опрос родителей по методике В.В. Бойко (Арнаутова
Е.П. Педагог и семья. М., 2002). Выявление степени
согласованности эмоционального и
поведенческого (практического) отношения
родителей к детям;
– экспресс-методика «Эффективность общения»
(Готовимся к аттестации. СПб., 1999);
– модифицированный Н.Г. Хитровой рисуночный тест
«Деловые ситуации» С. Розенцвейга (Энциклопедия
психологических тестов / Под ред. А.А. Карелина. М.,
1997);
– метод социометрических измерений (издание –
то же). Выявление межличностных взаимоотношений
в группе, определение ее целостных характеристик
и душевного состояния отдельного человека;
– определение психологического климата группы
(издание — то же). Отражение взаимоотношений,
сложившихся в коллективе, характер делового
сотрудничества, отношение к значимым явлениям
жизни;
– методика изучения привлекательности работы
как одного из показателей
социально-психологического климата (издание –
то же). Определение общего
эмоционально-динамического настроя, в котором
отражаются установившаяся система
взаимоотношений, господствующее умонастроение,
удовлетворенность работой, ее
привлекательность, единство коллективных и
личных целей, степень совмещения официальных и
неофициальных взаимоотношений на
принципиальной и деловой основах.
Примечание. Предложен примерный перечень методик и тестов, из которых педагог-психолог ДОУ имеет возможность выбрать нужное. Вместе с тем совет эксперимента (научно-методический совет) ДОУ разрабатывает и адаптирует (в случае необходимости и модифицирует) свой пакет методик и тестов, отражающий особенности ОЭР:
– необходимая корректировка
экспериментального процесса на основе
результатов мониторинга;
– ведение педагогами дневника
экспериментальной работы;
– проведение комплексной
медико-психолого-педагогической диагностики
участников образовательного процесса (дети,
педагоги, родители) в условиях работы в
экспериментальном режиме;
– проведение систематических обследований
участников с целью выявления динамики изменения
значений основных показателей образовательной
деятельности, а также социальных последствий
эксперимента;
– фиксация состояния ВОП и определение
тенденций его изменения;
– взаимодействие с учредителем и независимыми
экспертами по проблемам эксперимента.
IV. Обобщающий:
– обработка данных, описание результатов,
соотнесение их с целями и задачами;
– составление письменного отчета для органов
различных уровней контроля экспериментальной
работы;
– составление текстов докладов к
научно-практическим конференциям, советам
педагогов и т.п.;
– подготовка материалов для публикации в
журналах «Дошкольное воспитание», «Управление
ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование»
(приложение к газете «Первое сентября»), «Детский
сад со всех сторон» и других российских и
региональных изданиях;
– издание методических пособий по теме
эксперимента, апробированных интегрированных и
авторских программ, перспективных планов и т.п.
V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.
Литература:
- Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. – М., 2001. – 61 с.
- Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.
- Федорова Л.А. Методические рекомендации по организации эксперимента в общеобразовательном учреждении / «Администратор образования» № 11.