Литературное чтение в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

1. Организация класса на урок

2. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского писателя, будем работать над выразительностью чтения. Развивать орфографическую зоркость, внимание и память.

3. Работа над темой

У.– Мне хотелось, чтобы вы сейчас отгадали, о каком писателе идет речь. (Приложение 1, слайд 1)

Читает ученик:

Он принадлежал  к древнему русскому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Рано потерял отца и мать. Уехал на военную службу  на Кавказ. Там он хотел испытать себя,  проверить, храбрый ли он человек. После окончания войны подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. В своих произведениях говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.

У. – О каком писателе шла речь? (Приложение 1, слайд 2  портрет)
– Что вы можете рассказать об этом писателе из его детства? (Ответы детей)
– О чём пишет Л.Н. Толстой? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)
Ребята, вспомните, какие произведения мы читали с вами во 2 классе? (Дети вспоминают: «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза», «Котёнок», «Филиппок».)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением «Акула» (Приложение 1, слайд 3)
–Что вы знаете об акулах? (Ответы детей)
– А теперь, внимание, на экран. (Доклад ученицы) (Приложение 1, слайд 4)

4. Словарная работа

У. – А теперь переходим к работе. В этом рассказе встретятся новые слова.
– Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре)
– Давайте зачитаем значение этих слов: купальня, подле, палуба, артиллерист, фитиль, ропот. (Приложение 1, слайд 5)

Купальня – строение для купанья.
Подле –  устарелое, т.е рядом, около, близко.
Артиллерист –  военнослужащий артиллерии.
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушенной форме, негромкими голосами.

5. Первичное чтение произведения учителем

– Откройте учебник на с 152.

Учитель начинает читать до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». (Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

У. – Как вы думаете, что будет дальше? (Предложения детей.)
У. – Поделитесь своими впечатлениями о произведении.
– Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)
– Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы над текстом. Повторное чтение текста детьми

У. Ребята, а вам хотелось бы прочесть это произведение ещё раз? Давайте попробуем. Постарайтесь, чтобы ваше чтение было приятно слушать.

8. Анализ произведения

– Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море?

– Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчикаяя, старый артиллерист,  стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)
– Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит – не поддавайся, постарайся победить, обогнать.)
– Почему рассказ называется «Акула»?
– Кто, по-вашему, главный герой? Обоснуйте ответ (с.154) (Гл. герой – артиллерист)
– Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

На доске появляются карточки со словами:

  • Опытный
  • Мудрый
  • Бывалый

– Зачитайте отрывок из рассказа, который, по-вашему, является самым волнительным, тревожным.
– Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста».
– Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.
– Каким вы себе представляете этого человека? Опишите его. (Сильный духом, мужественный, опытный)
– А хотите посмотреть, как изобразил его художник? (Приложение 1, слайд 6)
– Какие ещё действующие лица в этом рассказе? (2 мальчика)
– Как меняется состояние мальчиков в момент выстрела? Подтвердите  словами из текста (с. 154)
– Почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
– Когда он стал действовать? (Когда услышал визг)

9. Обобщение

– Так кто же главный герой этого рассказа? (Артиллерист)
– О чем этот рассказ? (О смелости, отваге, героизме, о любви отца к сыну)
– Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

10. Итог урока

У. – Кто бы хотел поделиться своими впечатлениями об уроке?
– Как его можно было назвать по-другому?

11. Домашнее задание