Эпиграф к уроку:
“Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот которому всё объясняют” (Артур Гитерман, немецкий поэт)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: частично-поисковый.
Формы: индивидуальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
(Место – 1 урок по теме)
Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Цель урока: придумать новый способ решения задач на дроби, закрепить умения и навыки решения задач.
Задачи.
- систематизировать решение задач на части, вывести новый приём решения задач на нахождение числа по его части.
- помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями, расширить умственный кругозор учащихся. Развитие мышления учащихся, математической речи, мотивационной сферы личности, исследовательские умения.
- воспитать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания. Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Воспитание ответственности, организованности, настойчивости при решении заданий.
Оборудование: иллюстративный материал, презентация к уроку. Листы с заданием для рефлексии, учебник по математике Математика. 6 класс/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2011.
План урока:
- Организационный момент.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Дидактическая задача – психологический настрой учащихся)
Здравствуйте, садитесь. Сообщаем тему, цели урока и практическое значение темы.
Цель нашего урока – придумать новый способ решения задач на дроби.
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция
(Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).
1) •5; •; 3•6; •; (2; ; 19; в)
Вопросы к классу:
– Как умножить дробь на натуральное число?
– Как найти произведение дробей?
– Как найти произведение смешанного числа и числа? (применяя распределительное свойство умножения или перевести смешанное число в неправильную дробь)
– Как умножить смешанные числа?
2) :2; в :; :; :; (; ; ; х)
Вопросы к классу:
– Как разделить дробь на натуральное число?
– Как разделить одну дробь на другую?
– Как разделить смешанное число на смешанное число?
Таблицы на слайде и опоры на партах у слабой группы:
Повторить алгоритмы решения задач на нахождение числа по его части.
1) Расчистили от снега катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка.
(800:2•5=2000 м2)
2) Вини пух собрал с ульев х кг мёда, что составляет 30% от того количества, о котором он мечтал. О каком количестве мёда мечтал, Вини пух? (х:30•100)
3) Удав подарил мартышке “в” бананов, что составляет от того количества, которое дарил всегда. Какое количество он дарил всегда? (а)
Вопрос к классу:
– Какое правило здесь надо вспомнить?
(Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель и умножить на знаменатель)3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового знания.
(Дидактическая задача – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся)
Сегодня на уроке мы попробуем найти более простой способ решения задач на нахождения числа по его дроби. В этом нам помогут изученные правила умножения и деления дробей.
Шаги:
– Запишите в тетрадь правило (а = в: m• n).
– Замените знак деления чертой дроби и попробуйте, записать в виде одного действия с числом “а” и дробью.
•n = = в•= в:
– Переведите, полученное правило на математический язык.
(Чтобы найти число по его части, можно эту часть разделить на дробь) Открытие. Повторили это правило про себя.Теперь работа в парах:
1 вариант рассказывает правило 2 варианту, а 2 вариант первому.– Почему это правило удобнее предыдущего? (Задача решается одним действием вместо
двух)4. Физкультминутка.
(Задача – снять напряжение)
Найди все цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Цветные квадраты развешены в разных местах по классу. Чтобы найти нужный цвет надо покрутиться. Затем зарядка для глаз.
Приложение 1.
5. Первичное закрепление.
(Дидактическая задача– добиться от учащихся воспроизведения, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. Закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередном опросе)
Первичное закрепление проходит в форме фронтальной работы и работы в парах.
Устно
(с комментированием в громкой речи)1) Найти число, если его составляет 10.
2)Найти число, если 1% составляет 4.
Письменно
(с комментированием и записью на доске и в тетрадях)1) Маша прошла на лыжах 500 м, что составило всей дистанции. Какова длина дистанции? (500:=800м)
2) Масса вяленой рыбы составляет 55% массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы. Чтобы получить 231 кг вяленой? (231:=420кг)
3) Масса клубники в первом ящике составляет массы клубники во втором ящике. Сколько кг клубники было в двух ящиках, если в первом ящике было 24 кг клубники?
Работа в парах
(совместная работа) Составьте выражение к задачам.1) Прекрасным летним утром котёнок по имени Гав съел х сосисок, что составило его дневного рациона. Сколько за день съедает сосисок котёнок Гав? (х:=сосисок)
2) Незнайка прочитал 117 страницы, что составило 9% волшебной книги. Сколько страниц в волшебной книге? (117:=1300стр)
6. Первичная проверка понимания изученного
(в форме самостоятельной работы с проверкой в классе).(Дидактическая задача – контроль знаний и устранение пробелов по данной теме)
По одному человеку от каждого варианта вызвать, они будут молча работать на крыльях доски. Затем проверяем решение.
1 вариант
1) найти число, если его составляют 21. (49)
2) найти число, если 15% его составляют х. ()
3) найти число, если 0,88 его составляет 211,2. (240)
2 вариант
1) найти число, если его составляют 24. (64)
2) найти число, если 20% его составляют х. (5х)
3) найти число, если 0,25 его составляет 6,25. (25)
Оцени себя сам: ни одной ошибки – “5”; 1 ошибка – “4”; у кого больше ошибок – сделать работу над ошибками.
7. Подведение итогов урока.
(Дидактическая задача – дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы). Вы сегодня на уроке сделали открытие
придумали новый способ решения задач на дроби, а значит преуспели в семь раз больше, чем, если бы я вам всё сама рассказала, (смотрим ещё раз на эпиграф к нашему уроку)
Рефлексия.
(Дидактическая задача – мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения).А теперь ребята продолжите предложение: Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил… Сегодня на уроке я поставил себе оценку … Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения… В каких знаниях я уверен… Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету… Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
Насколько результативным был урок сегодня…улыбающийся человечек, если понравился урок и всё получалось и грустный человечек, если ещё, что то не получается (на партах у каждого лежат картинки с человечками).
6
. Домашнее задание(Прокомментировать, оно дифференцированное) (Дидактическая задача – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).
Стр. 104-105. п.18. №680; №683; №783(а, б)
Дополнительное задание № 656. (для сильных учеников).
Для творческой группы – придумать задачи по новой теме.
7. Оценки за урок.
Все работали хорошо, поглощали знания с аппетитом. Дети! Спасибо за урок.