Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Научить человека жить
в информационном мире
– важнейшая задача
современной школы”.
Семенов А. П.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Приложение

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Применение ИКТ на уроках является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
– повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
– использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
– увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
– расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности.
– обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В целях повышения учебной мотивации 3 года назад наша школа стала экспериментальной площадкой “Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы”.

Наша школа оснащена необходимым оборудованием: МИМИО, автоматизированное рабочее место учителя, мультимедиа оборудование, мобильный класс Макинтош, Wi-Fi, принтеры.

Мультимедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями, поэтому, мы можем говорить о нашей школе, как о школе, работающей в ИКТ-насыщенной среде.

Каждый учащийся в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном.

Новые информационные технологии обучения окажутся бесполезными в начальной школе, если учитель не будет обладать достаточным уровнем специальной информационной компетентности, т.е. компетентности в сфере использования компьютерных технологий в образовательном процессе, если окажется неспособным осуществлять поиск и отбор качественных программных продуктов и грамотно применять их для решения конкретных дидактических задач .

Для наиболее эффективного использования ИКТ ресурсов у учителя возникает необходимость систематизировать их в информационном пространстве, которое представляет собой свободную систему управления обучением, ориентированную прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками.

Используя пространство, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для его использования достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, информационное пространство является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Являясь пилотной школой, мы разрабатываем свое информационное пространство. Работа в пространстве формирует у учащихся необходимые навыки компьютерной грамотности: работа с графическим, текстовым редактором, запись видео аудио файлов.

ИКТ-технологиии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Работа, осуществляемая в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.

Информационное пространство позволяет обеспечить дистанционное обучение школьников.

Важно отметить ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”). Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма работы с компьютером не должна превышать 10 минут, а для детей 7–10 лет – 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ – не более 3–4 уроков в неделю.

Учитывая психологические особенности младшего школьника работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения.

Наше выступление на выставке инноваций ЮВАО “От творчества учителя – к творчеству ученика” завершилось мастер-классом. Основная цель мастер-класса: создание проекта в обучающей программе “Перволого”. Слушателям мастер-класса было предложено создать страничку с загадкой, отгадка на которую была спрятана и появлялась в нужный момент. Таким образом, слушатели получили возможность познакомится с основами работы с графическим и текстовым редактором программы “Перволого”.