Пояснительная записка.
“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский
Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием. Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию. На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.
На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).
Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.
Цель данной работы: описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
- Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
- Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.
Конспект урока.
Цели:
- Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
- Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
- Формирование чувства любви к Родине.
Задачи:
- Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
- Сформировать образ степи;
- Изучить особенности компонентов в степной зоне;
- Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
- Формировать умение сопоставлять карты;
- Составлять комплексную характеристику природной зоны;
- Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
- Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.
Тип урока – интегрированный урок.
Технологии – внутригрупповая дифференциация.
Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.
Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.
I. Подготовительный этап.
На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,
Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1)..
Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение
“Образ степей в произведениях русских художников”.
II. Организация деятельности на уроке.
1. Организационный момент.
Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.
Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня
Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.
По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана.)
В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?
2. Создание образа степи.
1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.
Задание – Прочитать отрывок из произведения и выписать ключевые слова, характеризующие эту природную зону.
Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.
В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?
Простор.
2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?
Читается стихотворение.
Степь.
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит
Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе
И.З. Сурков
3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?
Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.
4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.
Выступление ученика с приготовленным сообщением.
5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.
Почему русские писатели и художники так любят степь?
Она со своими просторами отражает суть русского характера.
Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.
Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?
Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.
Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?
В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям . а это торговые пути.
3. Работа по карте (фронтальная беседа).
– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны
степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?
4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.
Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.
Географическое положение | Климат | Почвы | Растения | Животные | Использование человеком |
Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).
III. Проверка усвоения нового материала.
Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:
- на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
- на уровне применения знании по образцу;
- на уровне применения знаний в новой ситуации.
Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.
2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.
Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:
А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны ;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы ;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.
(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)
Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.
(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)
IV. Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?
V. Домашнее задание.
Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.
Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.
Заключение.
Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:
“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.
Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.