Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Это одна из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
- пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для учащихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью учащихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
Программа развития ГБОУ СОШ № 997 “Формирование ключевых компетенций учащихся” предусматривает пять ключевых направлений развития, одно из которых “Безопасность и здоровье участников образовательного процесса”. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является подпрограммой Программы развития школы.
Цель: формирование у педагогов, учащихся и их родителей идеологии здоровья как жизненной необходимости.
Основные задачи:
– обновление содержания и технологий образования, позволяющих уменьшить
психоэмоциональные нагрузки участников образовательного процесса;
– формирование у участников образовательного процесса идеологии здоровья как
жизненной необходимости;
– организация мониторинга здоровья и физического развития, интеграция различных
специалистов в рамках мониторинга
Планируемые результаты:
Сформированность у обучающихся представления о
- позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
Приобретений умений:
- составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации)
Получение представлений о:
- негативных факторах (с учетом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.),
- о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх
В конечном итоге: принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье
Факторы, негативно влияющие на состояние обучающихся:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
- пассивное восприятие знаний;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- систематическая неуспешность ребенка;
- отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения;
- “разрывы” в организации образовательного процесса, как по вертикали, так и по горизонтали;
- несоответствие содержания, технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся
Средства формирования безопасного и здорового образа жизни:
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
2.
Использование возможностей УМК в образовательном процессе. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК, обеспечивающих гигиеническую рациональность уроков, содержание которых отражает решение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
4.
Система физкультурно-оздоровительной работы:- полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на НОО;
- организация занятий по лечебной физкультуре;
- организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
5. Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы , направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий.
6. Просветительская работа с родителями.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Здоровьесберегающие технологии | Мероприятия |
Формирование компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий. | Подбор материалов по тематике из Internet. Подбор литературы по тематике здоровьесберегающих технологий. Обеспечение информацией учителей школы. |
Обсуждение проблем профилактики гиподинамии у учащихся. Внесение необходимых корректировок в проведение соответствующих мероприятий. | |
Семинары по теме: “Здоровьесберегающие технологии” для учителей. | |
Индивидуальные консультации учителей по вопросам ЗСбТ | |
Технологии обеспечения здоровьесберегающих условий образовательного процесса | Поддержание чистоты в помещениях школы и на прилегающей территории. |
Контроль уровня освещенности учебных кабинетов. | |
Обеспечение учебных кабинетов питьевой водой. | |
Соблюдение режима проветривания учебных кабинетов. | |
Соблюдение температурного режима в учебных помещениях. | |
Размещение учащихся в классе (по удаленности от доски) в соответствии с медицинскими рекомендациями. | |
Регулярно (1 раз в 2 месяца) изменение посадки учащихся в зависимости от удаленности от источника естественного освещения. | |
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление переутомления учащихся. | |
Контроль допустимой нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий. | |
Контроль организационно-гигиенических условий образовательного процесса. | |
Организация УВП с применением модульных каникул, триместров. | |
Контроль гигиенической рациональности организации уроков. | |
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности | Контроль соблюдения учащимися Правил поведения в помещении школы и на прилегающей территории. |
Мероприятия по профилактике травматизма при проведении учебных занятий по физкультуре и спортивных мероприятий. | |
Обеспечение соблюдения правил техники безопасности учащимися в кабинетах обслуживающего труда, физики, химии спортзале. | |
Контроль организации работы групп продленного дня в отношении профилактики травматизма. | |
Изучение учащимися основ ОБЖ посредством интегрирования данного предмета согласно учебным программам. | |
Контроль поведения учащихся во время перемен. | |
Физкультурно-оздоровительные технологии | Проведение физкультминутки перед началом учебных занятий. |
Проведение динамической паузы во время уроков. | |
Организация и проведение динамической паузы. | |
Организация и проведение динамического часа в группах продленного дня. | |
Организация и контроль посещения учащимися бассейна. | |
Спортивные соревнования, кроссы, праздники. | |
Медико-оздоровительные технологии | Плановые прививки учащихся. |
Прививки сотрудников школы от гриппа. | |
Медицинский осмотр учащихся на наличие/отсутствие педикулеза. | |
Диспансеризация учащихся. | |
Диспансеризация учителей. | |
Организация уроков физкультуры с учетом групп здоровья учащихся. | |
Работа медкабинета школы | |
Беседы, лекции, круглые столы по вопросам здоровья и гигиены, проводимые сотрудниками мед. учреждений | |
Работа логопедической группы. | |
Экологические здоровьесберегающие технологии | Благоустройство школьной территории. |
Создание релаксационных зон (“зеленых” зон) в классах и других помещениях школы. | |
Включение в план внеклассных мероприятий посещение парковых зон, ботанических садов и т.п. | |
Рассмотрение вопросов гармоничного отношения с природой в учебной и внеучебной деятельности. | |
Укрепление психологического здоровья. | Проведение психологического тестирования на уровень подготовки к школе первоклассников. |
Работа психологов по запросам учащихся. | |
Работа психологов по запросам учителей. | |
Работа психологов по запросам родителей учащихся. | |
Применение проектных технологий в образовательном процессе. | |
Мониторинги здоровья учащихся | Распределение учащихся по группам здоровья. |
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся (общероссийский) | |
Саногенетический мониторинг | |
Скрининг – диагностика. |
Критерии оценки реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
№ | Критерий | Показатели | Измерители |
Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
|
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение школьной мед.службы. Результаты мед.осмотров. Количество дней пропущенных по болезни. |
|
Установка на использование здорового питания.
|
Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение за питанием в школе и дома. |
|
Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей. | Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера). | Анкетирование. Учет времени на занятия физкультурой. |
|
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение. |
|
Применение рекомендуемого врачами режима дня. | Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача | Анализ выполнения рекомендаций. Наблюдение. | |
Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. Наблюдение. |
|
Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. | |
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. | Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу. | Анкетирование. |