Цели урока: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы и с использованием межпредметного материала.
Задачи урока.
- Образовательные: систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять реакции замещения; закрепить понятия “простое вещество” и “сложное вещество”, “изотопы”, умение обращения с приборами для получения и собирания газов.
- Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
- Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Методы: беседа, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.
Форма урока: урок – объяснение нового материала.
Оборудование и реактивы:
- аппарат Киппа, прибор для собирания газа демонстрационный,
- лабораторный штатив,
- широкий сосуд с водой,
- стаканы,
- пробирки,
- спиртовка,
- мыльный раствор,
- лучинка.
- на лабораторных столах учащихся: серная кислота (р-р 1:5) и цинк в гранулах, прибор для получения газов.
План урока
- История открытия водорода.
- Визитная карточка.
- Положение водорода в Периодической таблице.
- Нахождение водород в природе.
- Получение и собирание водорода.
- Техника безопасности при работе с водородом.
- Закрепление и первичная проверка полученных знаний.
Ход урока
I. Мотивация деятельности
.В день, когда его запасы иссякнут, жизнь во Вселенной прекратится. Погаснут солнца, не станет воды... Вещество, без которого жизнь невозможна, “сидит” в самом центре нашей планеты — в ядре и вокруг него, и оттуда “мигрирует” наружу. Этот газ – начало всех начал. Его название — “водород”.
II
. Изучение нового материала.1. История открытия водорода (сообщение учащегося)
Выделение горючего газа при взаимодействии кислот и металлов наблюдали в XVI и XVII веках на заре становления химии как науки. Прямо указывал на выделение его и Михаил Васильевич Ломоносов, но уже определённо сознавая, что это не флогистон. Английский физик и химик Генри Кавендиш в 1766 году исследовал этот газ и назвал его “горючим воздухом”. При сжигании “горючий воздух” давал воду, но приверженность Кавендиша теории флогистона помешала ему сделать правильные выводы. Французский химик Антуан Лавуазье совместно с инженером Ж. Менье, используя специальные газометры, в 1783 г. осуществил синтез воды, а затем и её анализ, разложив водяной пар раскалённым железом. Таким образом, он установил, что “горючий воздух” входит в состав воды и может быть из неё получен.
2. Визитная карточка
(Учащиеся составляют опорный конспект, отвечая на вопросы учителя).
Пользуясь периодической системой, запишите в тетради ответы на вопросы:
- Каков порядковый номер водорода в ПС?
- Чему равна относительная атомная масса водорода?
- Водород – неметалл. Относительная электроотрицательность его атома должна быть больше или меньше 2? Укажите точное значение ЭО водорода, пользуясь справочной таблицей.
- Какие частицы называются изотопами? Сколько изотопов у водорода? Назовите их.
- Водород, как и кислород, – газ. Сколько атомов в его молекуле?
- Как называется химическая связь, образованная атомами с одинаковой электроотрицательностью?
Сверьте свои записи с визитной карточкой на слайде 3.
3. Положение в Периодической системе.
Назовите период, группу и подгруппу, в которой находится водород. Это единственный элемент, который занимает две клетки в Периодической системе. В одну подгруппу объединены элементы со сходным строением атома, а значит, и со сходными свойствами.
Два ученика у доски сравнивают строение атома водорода со строение атомов щелочных металлов (на примере натрия) и галогенов (на примере хлора), отмечают возможность отдачи и присоединения электрона. Делают вывод о сходстве водорода с металлами (восстановительные свойства) и галогенами (окислительные свойства). (Слайд 5)
4. Нахождение в природе (сообщение учащегося)
Водород — самый распространённый элемент во Вселенной. На его долю приходится около 92 % всех атомов (8 % составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых элементов — менее 0,1 %). Таким образом, водород — основная составная часть звёзд и межзвёздного газа. В условиях звёздных температур (например, температура поверхности Солнца ~ 6000 °C) водород существует в виде плазмы, в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1 % — это десятый по распространённости элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17 % (второе место после кислорода, доля атомов которого равна ~ 52 %). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода. Практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества содержится в атмосфере (0,00005 % по объёму).
Водород входит в состав практически всех органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В живых клетках по числу атомов на водород приходится почти 50 %.(Слайд 6)
5. Получение и собирание водорода.
Проблемный вопрос:
Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода, – какое сырье вы бы выбрали и почему?
(– Воду. Она занимает 4/5 земной поверхности.)
Да, вода – самый доступный источник водорода. Действительно в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода.
Учащиеся дают определение реакции разложения, записывают у доски и в тетрадях уравнение реакции разложения воды под действием электрического тока.
Но этот способ сравнительно дорогой. В настоящее время наиболее экономичный способ производства водорода – конверсия метана (уравнение реакции записывает учитель).
В лаборатории для получения водорода используют кислоты. Например: HCl – соляная кислота или Н2SO4 – серная кислота. Водород из кислот вытесняют металлы, стоящие в ряду напряжений металлов до водорода.
Демонстрация опыта “Получение водорода”. Учащиеся делают предположение о способах собирания водорода, дают определение реакциям замещения и записывают уравнения реакций цинка с соляной и серной кислотой.
6. Техника безопасности при работе с водородом.
С кислородом воздуха водород образует взрывчатую смесь – гремучий газ. Поэтому при работе с водородом необходимо соблюдать особую осторожность. Чистый водород сгорает почти бесшумно, а в смеси с воздухом издает характерный громкий хлопок. Взрыв гремучего газа в пробирке не представляет опасности для экспериментатора, однако при использовании плоскодонной колбы или посуды из толстого стекла можно серьезно пострадать.
Вот какая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатром де Розье (1756–1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород; до него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие. Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом, и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Впрочем, он остался очень доволен опытом, который чуть не стоил ему жизни.
V. Закрепление и проверка полученных знаний
Учащимся предлагается ответить на теоретические вопросы и решить расчетную задачу в тестовой форме.
1. Выберите правильное утверждение:
- Водород – элемент с атомным номером 1. На внешнем энергетическом уровне находится 7 электронов, поэтому находится в подгруппе галогенов и проявляет окислительные свойства.
- Относительная атомная масса водорода равна 1. В природе встречается в виде двух изотопов. Проявляет признаки сходства со щелочными металлами.
- Молекула водорода состоит из двух атомов, связанных ковалентной неполярной связью. Впервые исследовал свойства водорода английский ученый Г. Кавендиш. Водород – самый распространенный элемент на Земле.
- В атоме водорода имеется один электрон. Водород обладает окислительно-восстановительной двойственностью. В лаборатории водород получают при взаимодействии цинка с соляной кислотой.
2. Водород образуется при взаимодействии:
1) Н2О + Сu
2) H2O + Na2O
3) H2O + SO3
4) H2O +K
Реши задачу.
3. Масса водорода, который выделился при взаимодействии магния с 98 г раствора 10%-ного раствора серной кислоты, равна:
1) 0,2 г;
2) 0,2 моль;
3) 0,1 г;
4) 20 г.
VI. Домашнее задание:
1) §7 , упражнение 1 – 3 (химия-9, И. И.
Новошинский, Н. С. Новошинская);
2) индивидуальное задание: приготовить сообщение
(презентацию) об использовании водорода в
качестве экологически чистого топлива.